Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на конкретном примере).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ подходов к управлению профессиональным стрессом в организации
1.1 Понятие, сущность и виды стресса
1.2 Практика управления стрессом в организации
1.3 Характеристика профессиональной деятельности работников здравоохранения
Глава 2 Исследования управления профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения г. Перми
1.3 Характеристика профессиональной деятельности работников здравоохранения
Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний — и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью — здоровьем и жизнью человека[5, с.42-49].
Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива — сохранении жизни и здоровья[там же].
Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность[там же].
Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников[там же].
Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли:
- администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу;
- врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям;
- педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями[там же].
Деятельность врачей связана с интенсивными рабочими нагрузками разного типа, в частности, обслуживанием непрерывного потока пациентов и переработкой больших объемов разнородной информации, высокой ценой внутренних затрат, требуемых при решении трудовых задач, профессиональной, социальной и юридической ответственностью за результаты лечения[1, с.90-92].
Содержание деятельности медицинских сестер составляется администрацией лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медицинского работника с учетом конкретных особенностей работы того или иного лечебного учреждения[там же].
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся следующие: соблюдение лечебно-охранительного режима отделения, своевременное выполнение врачебных назначений, уход за пациентами, помощь пациенту во время осмотра врачом, наблюдение за общим состоянием пациентов, оказание первой доврачебной помощи, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (Центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном, получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета, а также руководство младшим медицинским персоналом отделения. Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении[20, с.4].
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременными, обеспечивает им прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры[там же].
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения[там же, с.5-7].
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений. Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических, физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах. За присвоение функций, на которые они не имеют права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность[там же].
Специалисты оказывают значительное влияние на качество предоставляемых медицинских услуг и функционирование всей системы здравоохранения области. Первый год работы является самым критическим периодом профессионализации специалистов. Они испытывают значительное психологическое напряжение из-за трудностей адаптации на рабочее месте (вхождение в профессиональную деятельность, неуверенность в себе, отсутствие практических навыков, недостаточный коммуникативный потенциал). Низкая стрессоустойчивость, неуверенность, отсутствие практических и коммуникативных навыков побуждают к смене профессиональной деятельности[9, с.8-11].
Студенты имеют низкую профориентацию и профпригодность, 48% испытуемых имели поверхностные знания о будущей профессии и предстоящей деятельности. Это создаёт значительные трудности в период адаптации на рабочем месте и обуславливает высокую миграцию специалистов как внутри профессии, так и усиливая текучесть кадров. По данным анкетирования, 52% выпускников медицинского колледжа (по специальности акушерское и лечебное дело) считают себя неготовыми к самостоятельной профессиональной деятельности. Треть студентов (33%) высказали пожелание увеличить количество часов практических занятий по специальности и каждый пятый (21%) – ввести дополнительные часы по психологии, что подтверждает несовершенство процесса обучения[там же, с.19].
Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента :
- Эмоциональная истощённость — состояние, близкое к, так называемой, anaesthesia dolorosa psychica (болезненной/скорбной психической бесчувственности), заключающееся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (особенность здесь по сравнению с «традиционной» anaesthesia dolorosa в том, что такое состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой).
- Цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта определённых действий (в западной — и основанной на ней отечественной — литературе этот компонент нередко именуется «деперсонализацией», что совершенно не соответствует отечественной традиции употребления данного термина).
- редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.
Перечисленные три компонента составляют «ядро» синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного специалиста — психотерапевта или психолога. Нередко у специалистов помогающих профессий — в особенности, у врачей — субъективная картина профессионального стресса находится на «периферии» сознания. Поэтому первым шагом как профилактики, так и коррекции профессионального стресса является систематическим образом организованный анализ врачом системы стрессоров, присутствующих в его деятельности[там же].
Для анализа как самой характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного, или иного сотрудника учреждения здравоохранения, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:
По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии:
- неспецифические стрессоры;
- общеспецифические стрессоры, характерные для группы смежных профессий (в данном случае — для медицинских специальностей, например — вызванные эмоциональным сопереживанием больному);
- частноспецифические стрессоры, характерные непосредственно для данной специальности (например — вызванные эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования). Второе измерение классификации стрессоров восходит к введённому ещё Г. Селье делению факторов стресса на социальные, психологические и биологические .
В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частноспецифический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.
В целом по России не удовлетворены своей работой 33%, для врачей и среднего медицинского персонала значимыми факторами оказались материальные проблемы (74%), недостаточная организация труда (22%), социальные проблемы (19%) и сложные взаимоотношения в коллективе (13%), что эмпирически подтверждает их низкую профпригодность. Из факторов профессиональной вредности работниками родовспоможения отмечены риск заражения инфекционными заболеваниями (77%), воздействие химических агентов (63%), стресс, эмоциональные нагрузки (54%), физические нагрузки (28%). Своё материальное положение оценивают как неудовлетворительное 45% респондентов. Большинство видят необходимость в повышении своего образования (80%). Повышали свою квалификацию за последние 5 лет 57% практикующих специалистов, аттестовано по специальности 42%. Среди руководителей первичного звена удовлетворены работой только 25%, негативная установка на работу обусловлена в основном материальными проблемами (61%). Результаты изучения мнения пациентов относительно качества медсестринской помощи показали, что пациентки удовлетворены качеством процедур и достаточным вниманием, подавляющее большинство (94%) испытывают доверие к медсёстрам[9, с.5-7].
Глава 2 Исследования управления профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения г. Перми
2.1 Постановка проблемы
Работа в медицине традиционно относится к профессиям с высоким риском профессионального стресса и эмоционального выгорания. Интенсивность коммуникаций, часто негативных, ежедневная необходимость принятия серьезных решений и значительная ответственность делают стресс в профессии медработника хроническим.
При таких условиях активный поиск путей достижения эффективной адаптации становится актуальной задачей. Под эффективной адаптацией в данном случае подразумевается возможность личности не просто приспособиться, а успешно реализовать возможность своего максимального развития, повысить эффективность труда и удовлетворенность от результатов своей жизнедеятельности.
Хронический характер профессионального стресса требует от современного медработника жизнестойкости (или стрессоустойчивости) и разнообразного набора продуктивных (или адаптивных) стратегий преодолевающего стресс поведения (или копинг-стратегий). Но жизнестойкость – свойство, воспитанное в ребенке в глубоком детстве и, следовательно, трудно поддающееся коррекции, тогда как копинг-поведение – во многом сознательная функция личности, поддающаяся тренировке. Этим объясняется исследовательский интерес к изучению феномена жизнестойкости, его роли в сознательном выборе медработниками совладающего (или копингового) поведения по преодолению стресса, а также выявлению частных форм этого поведения с оценкой их адаптивности и определением направлений его оптимизации.
Цель работы – поиск основного ресурса оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса. Материалы и методы. Объектом исследования стали 30 сотрудников одной из детских поликлиник г. Перми, женщины в возрасте от 40 до 55 лет, стаж работы по специальности – от 15 до 25 лет. Исследуемые были поделены на 2 группы: 15 врачей (100% данного коллектива) и 15 медсестер (96%). Предметом исследования послужили: общий уровень жизнестойкости сотрудников (ОЖС), определенный с помощью теста С. Мадди, и привычные копинг-стратегии медработников с оценкой их адаптивности (продуктивности, эффективности – аналог.) по методике Е. Хейма.