Файл: Разработка регламента выполнения процесса (Построение бизнес-процессов «как есть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время использование информационных технологий прочно вошло в нашу жизнь в различных сферах, что неудивительно. Ведь использование компьютеров позволяет значительно увеличить не только скорость работы какого-либо объекта, но и поднять качество самой деятельности на новый уровень. Увеличение производительности компьютеров и одновременное уменьшение их стоимости позволило использовать вычислительные мощности ЭВМ для решения широкого спектра задач в различных сферах деятельности, практически любое рабочее место любого сотрудника в современной компании оборудовано персональным компьютером и необходимой оргтехникой. Такое повсеместное внедрение компьютеров в производственную деятельность обусловлено в первую очередь увеличением производительности как каждого отдельного сотрудника, так и общей производительности предприятия, а как известно, чем выше производительность, тем более конкурентно-способна компания.

Целью данного курсового проекта является разработка регламента выполнения бизнес-процесса «Складской учет».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий спектр задач:

  • исследовать текущую организацию бизнес-процесса;
  • выявить недостатки текущей организации и предложить пути и устранения;
  • составить функциональную модель реализации бизнес-процесса после внесения предложенных изменений.

В качестве объекта исследования выступает компания ООО «Электротовары».

В качестве предмета исследования – бизнес-процесс складского учета.

Глава 1. Построение бизнес-процессов «как есть»

1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.

Деятельность ООО «Электротовары» заключается в розничных продажах электротоваров различных групп: от настольных ламп до генераторов и бортовых компьютеров для автомобилей.

Магазин «Электротовары» занимает несколько помещений (склад товаров и торговый зал). У компании имеются договорные отношения с производителями, которые осуществляют поставку электротоваров и сопутствующей продукции на склад магазина.


У компании имеется собственный штат сотрудников, в который входят продавцы-консультанты торгового зала, руководитель отдела закупок, кладовщик, грузчики и бухгалтер.

Когда клиент приходит в магазин «Электротовары», все его взаимодействие осуществляется с менеджером торгового зала, который проводит консультации клиента по интересующим его вопросам, а также осуществляется продажу техники: операции с денежными средствами, отбивка чека и т.д. После оплаты товара клиент получает чек, на основании которого работники склада отгружают перечисленные в нем товарные позиции. Если товара на складе нет, то работник склада составляет заявку на его заказ и направляет данную заявку в отдел закупок.

Далее отдел закупок формирует заказы для производителей, которые в свою очередь поставляют товар на склад, где его принимают работники склада.

Всего в структуре предприятия можно выделить пять основных отделов:

  • высшее руководство компании (директор компании);
  • отдел закупок: в него входит руководитель отдела и его заместитель
  • бухгалтерия: состоит из одного сотрудника – главного бухгалтера
  • склад предприятия: к данному отделу относится товаровед, кладовщик (или заведующий складом) и грузчики.
  • отдел продаж: самый многочисленный по количество сотрудников отдел. Во главе стоит старший менеджер по продажам, которому подчиняются менеджеры торгового зала и кредитные менеджеры.

Организационно-штатная структура предприятия представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационно-штатная структура предприятия

В процесс деятельности магазина электротоваров входит: обслуживание покупателей, прием заказов, оформление заказов, сборка и тестирование некоторых видов товаров, предложение и выполнение сервисных услуг, оформление кредитов, сотрудничество с другими организациями, оптовая и розничная продажа, работа с производителями, прием товара на основном складе и выдача по складам отделов, гарантийное сервисное обслуживание и коммерческий ремонт, создание рекламных баннеров, листовок, акций и скидок.

Главные цели деятельности всей компании устанавливаются высшим руководством и согласуются с руководителями всех подразделений магазина бытовой техники и электроники. В начале каждого календарного месяца высший руководящий состав компании подводит итоги работы магазина за предыдущий месяц и объявляет показатели продаж за прошедший месяц. После объявления итогов прошлого месяца устанавливается новый план продаж на месяц, а также корректируется ожидаемый финансовый результат на более длительные период времени.


В работу менеджера-консультанта торгового зала входит консультирование клиентов и демонстрация товара, а также предложение действующих акций и дополнительных сервисных услуг, помощь в выборе товара, принятие оплаты удобным для клиента способом: к оплате в магазине принимаются наличные, пластиковые карты, возможно оформление кредита на крупные покупку у банков-партнеров.

Работа отдела закупок и продаж заключается в приеме заказа товара в магазин, приеме и оформлении заказа по предоплате, поиске клиентов для сотрудничества и предложении своих услуг, работе с организациями по безналичному расчету, консультировании и помощи в выборе товара, выписке счетов, отслеживании оплаченных счетов, закупке товара на магазин по оплаченным счетам, закупке комплектующих в отдел сервиса, контроле отгрузки товара организациям и ведения документооборота.

Работник торгового склада магазина принимает от отдела закупок и продаж списки заказанных товаров. Когда по данным заказам приходит товар от поставщиков работник склада сверяет количество товара в заказах, счет-фактурах и фактическое наличие товара. Кроме того, при приеме товара работник склада проверяет сохранность упаковок товаров. После этого товар распределяется по отделам для вставления его на демонстрационные стенды, выдаются соответствующие накладные и ценники.

Отдел сервиса производит гарантийное сервисное обслуживание, а также оказывает услуги платного ремонта бытовой техники и электроники.

В качестве предмета исследования в рамках данного курсового проекта выступает организация бизнес-процесса «Складской учет». Данные процесс целиком выполняется работниками склада.

Входными данными для складского учета выступают результаты деятельности других отделов компании: отдела закупок и отдела продаж.

Выходными данными являются отчеты о деятельности склада и различные документы, подтверждающие факт движения товаров (прием, выдача, списание).

Для более подробного изучения организации бизнес-процесса складского учета в компании ООО «Электротехника» будет использован метод моделирования.

1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Проблема моделирования бизнес-процессов была всегда актуальной, чем обусловлено большое количество программных продуктов, предназначенных для решения этой задачи.


Наиболее популярными среди таких программ являются следующие:

  • Rational Rose;
  • Oracle Designer;
  • AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin);
  • ARIS;
  • Power Designer.

Описание данных программных продуктов приведено в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики программных продуктов

Название программы

Компания-разработчик

Описание

BPWin и ERWin

Компания Computer Associates (ранее компания Platinum)

http://www.ca.com

BPWin предназначен для составления визуальных моделей бизнес-процессов.

Erwin предназначен для моделирования базы данных различной сложности на основе ER-диаграмм в нотации IDEF1x.

Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.

Oracle Designer

Компания Oracle

http://www.oracle.com

Используется для составления структурированного описания предметной области. Является частью комплекса программных продуктов Oracle Developer Suite, предназначенного для проектирования информационных систем и баз данных с использованием собственной методологии разработки программных продуктов компании Oracle «CDM».

Программный комплекс позволяет вести проект начиная от анализа предметной области через моделирование к генерации кода прототипа программного продукта, а в дальнейшем и окончательной версии ИС. Особенно актуально использовать данные комплекс при ориентации на все продукты Oracle.

Участник российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.

Rational Rose

Компания IBM (ранее компания Rational Software, в настоящий момент является подразделением IBM)

http://www.ibm.com

Чаще всего используется для моделирования объектно-ориентированных программных продуктов и ИС. Позволяет решать весь спектр задач, связанных с моделированием предметной области, разработкой структуры ИС, генерацией программного кода на выбранном языке программирования.

Позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое.

Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.

ARIS

Компания IDS Scheer AG

http://www.ids-scheer.com

Один из лидеров мирового рынка среди программных продуктов моделирования бизнес-процесса. Поддерживает различные методы моделирования и анализа систем.

В первую очередь, это средство описания, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов, чем средство проектирования ПО.

Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России.

System Architect

Компания Telelogic (ранее компания Popkin Software, в настоящее время является подразделением Telelogic)

http://www.telelogic.com

Универсальное программное средство, которое позволяет выполнить не только проектирование модели данных, но и структурное моделирование. Средство проектирования данных и создания ER-диаграмм является одной из составных частей этого продукта.

Один из мировых лидеров, пока еще не представлен на российском рынке.


В таблице 2 приведены результаты сравнения программных продуктов, которые предназначены для моделирования бизнес-процессов.

Таблица 2. Сравнение программных продуктов

Функциональные возможности, среда

ARIS

BPWin

Rational Rose

Поддерживаемый стандарт

еEPS (расширение IDEF3), ERD, UML, собственные методы в другой нотации, в которых реализован основной смысл методов IDEF, DFD

IDEF0, IDEF3, DFD

UML

Наличие выразительных средств графического отображения моделей

Репрезентативность моделей высока

Репрезентативность моделей низка

Репрезентативность моделей низка

Моделирование диаграмм различных типов

+

+/-

+/-

Функционально-стоимостной анализ

+

+

+/-

Имитационное моделирование

+

+/-

-

Возможность декомпозиции объекта

+

+

+

Оформление проектной документации: генерация технологических и рабочих инструкций

+

+/-

+

Хранение моделей деятельности предприятий

+

+/-

+/-

Контроль и обеспечение целостности проектных данных

+

+/-

+

Ведение библиотеки типовых бизнес-моделей

+

+/-

+/-

Возможность групповой работы

+

+

+

Простота освоения продукта

Сложно

Просто

Сложно

Обозначения в таблице 2:

"+" – да;

"+/-" – частичная реализация;

"-" – нет.

Исходя из проведенного сравнения для моделирования бизнес-процессов был выбран программный продукт BPwin, который позволяет создавать модели бизнес-процессов в нотации IDEF0.

1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Методология описания бизнес-процессов IDEF0 предполагает указание не только входов и выходов, но дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.

Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данные бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационный системы. На выходе бизнес процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.