Файл: Разработка регламента выполнения процесса (Построение бизнес-процессов «как есть»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Построение бизнес-процессов «как есть»
1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Глава 2. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время использование информационных технологий прочно вошло в нашу жизнь в различных сферах, что неудивительно. Ведь использование компьютеров позволяет значительно увеличить не только скорость работы какого-либо объекта, но и поднять качество самой деятельности на новый уровень. Увеличение производительности компьютеров и одновременное уменьшение их стоимости позволило использовать вычислительные мощности ЭВМ для решения широкого спектра задач в различных сферах деятельности, практически любое рабочее место любого сотрудника в современной компании оборудовано персональным компьютером и необходимой оргтехникой. Такое повсеместное внедрение компьютеров в производственную деятельность обусловлено в первую очередь увеличением производительности как каждого отдельного сотрудника, так и общей производительности предприятия, а как известно, чем выше производительность, тем более конкурентно-способна компания.
Целью данного курсового проекта является разработка регламента выполнения бизнес-процесса «Складской учет».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий спектр задач:
- исследовать текущую организацию бизнес-процесса;
- выявить недостатки текущей организации и предложить пути и устранения;
- составить функциональную модель реализации бизнес-процесса после внесения предложенных изменений.
В качестве объекта исследования выступает компания ООО «Электротовары».
В качестве предмета исследования – бизнес-процесс складского учета.
Глава 1. Построение бизнес-процессов «как есть»
1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.
Деятельность ООО «Электротовары» заключается в розничных продажах электротоваров различных групп: от настольных ламп до генераторов и бортовых компьютеров для автомобилей.
Магазин «Электротовары» занимает несколько помещений (склад товаров и торговый зал). У компании имеются договорные отношения с производителями, которые осуществляют поставку электротоваров и сопутствующей продукции на склад магазина.
У компании имеется собственный штат сотрудников, в который входят продавцы-консультанты торгового зала, руководитель отдела закупок, кладовщик, грузчики и бухгалтер.
Когда клиент приходит в магазин «Электротовары», все его взаимодействие осуществляется с менеджером торгового зала, который проводит консультации клиента по интересующим его вопросам, а также осуществляется продажу техники: операции с денежными средствами, отбивка чека и т.д. После оплаты товара клиент получает чек, на основании которого работники склада отгружают перечисленные в нем товарные позиции. Если товара на складе нет, то работник склада составляет заявку на его заказ и направляет данную заявку в отдел закупок.
Далее отдел закупок формирует заказы для производителей, которые в свою очередь поставляют товар на склад, где его принимают работники склада.
Всего в структуре предприятия можно выделить пять основных отделов:
- высшее руководство компании (директор компании);
- отдел закупок: в него входит руководитель отдела и его заместитель
- бухгалтерия: состоит из одного сотрудника – главного бухгалтера
- склад предприятия: к данному отделу относится товаровед, кладовщик (или заведующий складом) и грузчики.
- отдел продаж: самый многочисленный по количество сотрудников отдел. Во главе стоит старший менеджер по продажам, которому подчиняются менеджеры торгового зала и кредитные менеджеры.
Организационно-штатная структура предприятия представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационно-штатная структура предприятия
В процесс деятельности магазина электротоваров входит: обслуживание покупателей, прием заказов, оформление заказов, сборка и тестирование некоторых видов товаров, предложение и выполнение сервисных услуг, оформление кредитов, сотрудничество с другими организациями, оптовая и розничная продажа, работа с производителями, прием товара на основном складе и выдача по складам отделов, гарантийное сервисное обслуживание и коммерческий ремонт, создание рекламных баннеров, листовок, акций и скидок.
Главные цели деятельности всей компании устанавливаются высшим руководством и согласуются с руководителями всех подразделений магазина бытовой техники и электроники. В начале каждого календарного месяца высший руководящий состав компании подводит итоги работы магазина за предыдущий месяц и объявляет показатели продаж за прошедший месяц. После объявления итогов прошлого месяца устанавливается новый план продаж на месяц, а также корректируется ожидаемый финансовый результат на более длительные период времени.
В работу менеджера-консультанта торгового зала входит консультирование клиентов и демонстрация товара, а также предложение действующих акций и дополнительных сервисных услуг, помощь в выборе товара, принятие оплаты удобным для клиента способом: к оплате в магазине принимаются наличные, пластиковые карты, возможно оформление кредита на крупные покупку у банков-партнеров.
Работа отдела закупок и продаж заключается в приеме заказа товара в магазин, приеме и оформлении заказа по предоплате, поиске клиентов для сотрудничества и предложении своих услуг, работе с организациями по безналичному расчету, консультировании и помощи в выборе товара, выписке счетов, отслеживании оплаченных счетов, закупке товара на магазин по оплаченным счетам, закупке комплектующих в отдел сервиса, контроле отгрузки товара организациям и ведения документооборота.
Работник торгового склада магазина принимает от отдела закупок и продаж списки заказанных товаров. Когда по данным заказам приходит товар от поставщиков работник склада сверяет количество товара в заказах, счет-фактурах и фактическое наличие товара. Кроме того, при приеме товара работник склада проверяет сохранность упаковок товаров. После этого товар распределяется по отделам для вставления его на демонстрационные стенды, выдаются соответствующие накладные и ценники.
Отдел сервиса производит гарантийное сервисное обслуживание, а также оказывает услуги платного ремонта бытовой техники и электроники.
В качестве предмета исследования в рамках данного курсового проекта выступает организация бизнес-процесса «Складской учет». Данные процесс целиком выполняется работниками склада.
Входными данными для складского учета выступают результаты деятельности других отделов компании: отдела закупок и отдела продаж.
Выходными данными являются отчеты о деятельности склада и различные документы, подтверждающие факт движения товаров (прием, выдача, списание).
Для более подробного изучения организации бизнес-процесса складского учета в компании ООО «Электротехника» будет использован метод моделирования.
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
Проблема моделирования бизнес-процессов была всегда актуальной, чем обусловлено большое количество программных продуктов, предназначенных для решения этой задачи.
Наиболее популярными среди таких программ являются следующие:
- Rational Rose;
- Oracle Designer;
- AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin);
- ARIS;
- Power Designer.
Описание данных программных продуктов приведено в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики программных продуктов
Название программы |
Компания-разработчик |
Описание |
BPWin и ERWin |
Компания Computer Associates (ранее компания Platinum) http://www.ca.com |
BPWin предназначен для составления визуальных моделей бизнес-процессов. Erwin предназначен для моделирования базы данных различной сложности на основе ER-диаграмм в нотации IDEF1x. Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России. |
Oracle Designer |
Компания Oracle http://www.oracle.com |
Используется для составления структурированного описания предметной области. Является частью комплекса программных продуктов Oracle Developer Suite, предназначенного для проектирования информационных систем и баз данных с использованием собственной методологии разработки программных продуктов компании Oracle «CDM». Программный комплекс позволяет вести проект начиная от анализа предметной области через моделирование к генерации кода прототипа программного продукта, а в дальнейшем и окончательной версии ИС. Особенно актуально использовать данные комплекс при ориентации на все продукты Oracle. Участник российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России. |
Rational Rose |
Компания IBM (ранее компания Rational Software, в настоящий момент является подразделением IBM) http://www.ibm.com |
Чаще всего используется для моделирования объектно-ориентированных программных продуктов и ИС. Позволяет решать весь спектр задач, связанных с моделированием предметной области, разработкой структуры ИС, генерацией программного кода на выбранном языке программирования. Позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое. Один из лидеров российского рынка. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России. |
ARIS |
Компания IDS Scheer AG http://www.ids-scheer.com |
Один из лидеров мирового рынка среди программных продуктов моделирования бизнес-процесса. Поддерживает различные методы моделирования и анализа систем. В первую очередь, это средство описания, анализа, оптимизации и документирования бизнес-процессов, чем средство проектирования ПО. Локализован. Продажи, поддержка, обучение в России. |
System Architect |
Компания Telelogic (ранее компания Popkin Software, в настоящее время является подразделением Telelogic) http://www.telelogic.com |
Универсальное программное средство, которое позволяет выполнить не только проектирование модели данных, но и структурное моделирование. Средство проектирования данных и создания ER-диаграмм является одной из составных частей этого продукта. Один из мировых лидеров, пока еще не представлен на российском рынке. |
В таблице 2 приведены результаты сравнения программных продуктов, которые предназначены для моделирования бизнес-процессов.
Таблица 2. Сравнение программных продуктов
Функциональные возможности, среда |
ARIS |
BPWin |
Rational Rose |
Поддерживаемый стандарт |
еEPS (расширение IDEF3), ERD, UML, собственные методы в другой нотации, в которых реализован основной смысл методов IDEF, DFD |
IDEF0, IDEF3, DFD |
UML |
Наличие выразительных средств графического отображения моделей |
Репрезентативность моделей высока |
Репрезентативность моделей низка |
Репрезентативность моделей низка |
Моделирование диаграмм различных типов |
+ |
+/- |
+/- |
Функционально-стоимостной анализ |
+ |
+ |
+/- |
Имитационное моделирование |
+ |
+/- |
- |
Возможность декомпозиции объекта |
+ |
+ |
+ |
Оформление проектной документации: генерация технологических и рабочих инструкций |
+ |
+/- |
+ |
Хранение моделей деятельности предприятий |
+ |
+/- |
+/- |
Контроль и обеспечение целостности проектных данных |
+ |
+/- |
+ |
Ведение библиотеки типовых бизнес-моделей |
+ |
+/- |
+/- |
Возможность групповой работы |
+ |
+ |
+ |
Простота освоения продукта |
Сложно |
Просто |
Сложно |
Обозначения в таблице 2:
"+" – да;
"+/-" – частичная реализация;
"-" – нет.
Исходя из проведенного сравнения для моделирования бизнес-процессов был выбран программный продукт BPwin, который позволяет создавать модели бизнес-процессов в нотации IDEF0.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Методология описания бизнес-процессов IDEF0 предполагает указание не только входов и выходов, но дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.
Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данные бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационный системы. На выходе бизнес процесса показывают результат выполнения данного бизнес-процесса.