Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки государственной власти
1.2. Методы осуществления (реализации) государственной власти
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТЕННЫЙ АППАРАТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
2.1 Сущность и признаки государственного аппарата
2.2 Соотношение понятий механизм государства и государственный аппарат
ВВЕДЕНИЕ
Государство – аппарат публичной политической власти, объединяет специализированные управляющие структуры (органы государственной власти), а также обеспечивающих деятельность этих структур должностных лиц – чиновников, принимающих от имени государства властнораспорядительные решения, обеспечивающих реализацию этих решений теми, к кому они адресованы, а также определяющих и применяющих меры юридической ответственности по отношению к нарушителям общезначимых и общеобязательных правил поведения.
Любое государство ϲ разной степенью активноϲти, но поϲтоянно дейϲтвует, ибо паϲϲивноϲть, бездеятельноϲть противопоказаны ϲамой его природе и назначению.
Одним из оϲновных показателей гоϲударϲтва являетϲя его функциональная, деятельноϲтная ϲторона. Функциональная ϲторона, во-первых, помогает глубже уϲвоить ϲамо понятие гоϲударϲтва, увидеть его иϲторичеϲкое предназначение и роль в жизни общеϲтва; во-вторых, дает возможноϲть научно очертить ϲодержание деятельноϲти гоϲударϲтва, его механизм в конкретных иϲторичеϲких уϲловиях; в-третьих, ϲлужит целям ϲовершенϲтвования организационной ϲтруктуры гоϲударϲтва для качеϲтвенного оϲущеϲтвления гоϲударϲтвенного управления.
С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года наше государство вступило на новый путь развития, предполагающий развитие демократического республиканского федеративного государства и построение правового, социального государства. Одним из главных принципов политической системы стал принцип разделения властей, развитие которого актуально и в настоящее время. Актуальность также подтверждается предпринимаемыми попытками реформирования системы государственного управления, о чем свидетельствует Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[1].
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы аппарата государственной власти.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решены следующие задачи:
- изучить понятие и признаки государственой власти и методы ее осуществления;
- рассмотреть особенности функционирования государственного аппарата в системе государственного механизма.
Объектом иϲϲледования данной работы выϲтупают общеϲтвенные отношения, ϲкладывающиеϲя при организации государственного аппарата.
Предметом иϲϲледования являютϲя понятие, ϲущноϲть, ϲтруктура и особенности государственного аппарата в современный период.
Выбранная тема курϲовой работы являлаϲь предметом изучения таких ученых, как C.C. Алекϲеев, Н.А. Влаϲенко, В.М. Корельϲкий, В.Л. Кулапов, А.В. Малько, В.Д. Перевалов, и другие.
Курϲовая работа ϲоϲтоит из введения, двух глав, заключения и ϲпиϲка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки государственной власти
Власть – это способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинить себе другой субъект и навязывать ему свою волю в собственных интересах и/или интересах других лиц. На рисунке 1 представлены виды власти[2].
Рисунок 1 – Виды власти
Государственная власть – это концентрированное выражение воли доминирующего класса, слоя населения, система отношений господства и подчинения, воплощенная в государственно правовых институтах.
Государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Вместе с тем, как справедливо отмечает В.Н.Протасов[3], государственная власть генетически первична по отношению к государству, поскольку именно потребность общества на определенном этапе его развития во власти и обусловила появление государственной организации (рис.2)[4].
Рисунок 2 – Особенности/признаки государственной власти,
отличающие ее от других видов социальной власти
С другой стороны, без государства не может быть государственной власти, так как государственная власть осуществляется только через государство и его органы.
Таким образом, понятие «государство» и «государственная власть» соотносятся как форма и содержание.
Соотношение государственной и политической власти. Зачастую данные термины в литературе отождествляются, хотя это и не бесспорно.
Так, государственная власть всегда является политической (поскольку содержит элемент классовости), но не наоборот. Политическая власть шире государственной, поскольку ею обладают политические партии и другие организации, преследующие политические цели, а государственной властью наделяется лишь партия, набравшая удельное число голосов на выборах и сформировавшая ключевые государственные органы в стране.
Структура/компоненты государственной власти показаны на рисунке 3. Субъект власти – это непосредственный носитель государственной власти. Объект власти – тот, на кого направлена власть[5].
Рисунок 3 – Структура/компонеᶨнты государствеᶨнной власти
Содержание составляют властеотношения, где в рамках данного вида правоотношений властвующий навязывают свою волю подвластным, в том числе и путем государственного принуждения.
В демократическом обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают. В недемократическом, как правило, резко разграничены. Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласо- вания (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения. Так мы наталкиваемся на вопрос о методах осуществления (реализации) государственной власти.
1.2. Методы осуществления (реализации) государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального воздействия, используя которое государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. Средства, способы, приемы и методы осуществления государственной власти представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Средства, способы, приемы и методы осуществления государственной власти
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всём её историческом пути.
Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.
Убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами.
Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и знание этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого метода государственного принуждения.
Принуждение - психическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие уполномоченных органов или должностных лиц с целью заставить (принудить) действовать по воле властвующего субъекта.
Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного или даже навязанного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между' общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Не правовое принуждение может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в не защищённое положение.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддаётся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
- подчинено общим принципам данной правовой системы;
- является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны;
- нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;
- действует через механизм прав и обязанностей,
- оснащено развитыми процессуальными формами.
Отличия государственной власти от протестарной власти (власти в первобытном обществе) представлены в Таблице 1.
Легальность означает законность образования государственной власти и ее функционирование на правомерном основании. Иными словами, легальной именуют власть, образованную в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством государства.
Легитимность означает признание власти населением страны, отражает степень доверия и поддержки государственной власти народом, большинством населения страны. Легитимность основана на авторитете власти.
Таблица 1
Отличия государственной власти от протестарной власти
(власти в первобытном обществе)
№ пп |
Сравнительный критерий |
Потестарная (догосудар- ственная) власть |
Государственная власть |
1 |
Чьи интересы выражает власть |
Отстаивала интересы всего общества, всех его членов |
Власть носит классовый общественный характер |
2 |
Кем осуществляется |
Старейшинами, отсутствовал особый аппарат или слой лиц-управленцев |
Аппаратом управления, состоящим из лиц, на профессиональной основе осуществляющих управление |
3 |
Мотив подчинения власти |
Власть авторитета вождя |
Страх наказания |
4 |
Способы осуществления власти |
Посредством общественного мнения, в том числе всеобщего порицания |
С помощью государственного принуждения |
5 |
Население |
Люди объединялись по принципу кровного родства |
Граждане объединяются по территориальному признаку |
6 |
Сбор налогов |
Отсутствовал |
Налоги регулярно взимаются |
Легальность власти представляет собой юридическую характеристику власти, легитимность же ее нравственную оценку. Власть получает легитимацию на референдумах, выборах, в массовых выступлениях народа в защиту государственной власти или даже при попытках совершения государственных переворо-тов.