Файл: Авторские права. Объекты авторского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Конституция Российской Федерации устанавливает авторское право как одно из основных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных и охраняемых государством. В частности, п. 1 ст. 44 Конституции РФ[1] гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Из данного положения следует, что каждый человек имеет право на любой вид творчества в соответствии со своими интересами и способностями. При этом не имеет значения, на каком уровне осуществляется эта творческая деятельность: профессиональном или любительском. Как указывает Е. Ю. Бархатова, профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секторов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства[2]. Более того, Конституция РФ не только предоставляет свободу творчества, но и охраняет права на его результаты, а именно: «…Интеллектуальная собственность охраняется законом» [3].

Объектом исследования являются объекты авторских прав.

Предметом исследования - правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны и защиты авторских прав.

Цель работы состоит в том, чтобы установить основные характеристики объектов авторских прав, обосновать необходимость их защиты.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение понятия авторских прав и их правового регулирования;

2) исследование видов объектов авторских прав;

3) исследование проблем заимствований и плагиата;

4) рассмотреть решение проблемы добросовестности заимствований в англо-американской системе права.

Методологическая основа исследования послужили, прежде всего, соответствующие законы материалистической диалектики (сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное, анализ и синтез), а также общенаучные и частные методы познания – исторический, формально-логический. Использованы методы системного, комплексного анализа, сравнительного правоведения, выяснения определяющих фактов и факторов, принципов и результатов в сфере интеллектуальной собственности.


Теоретической основой исследования явились научные исследования, посвященные авторским правам в Российской Федерации и зарубежных государствах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Авторские права как объекты правового регулирования

1.1. Понятие авторских прав и их правовое регулирование

Обращение к Толковому словарю русского языка позволяет выяснить, что «автор» - это создатель какого-нибудь произведения, а «авторство» означает принадлежность произведения автору[4]. Понятие «авторское право» в различных правовых системах имеет свои отличия, но все же, его сущность выражается следующими основными терминами: «авторское право» («copyright») и «права автора» («droit d'auteur»). Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав[5].

Нормативно-правовые акты, ранее регулирующие охрану результатов указанных видов творчества, такие как ФЗ № 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; ФЗ РФ № 3520-1 от 23 сентября 1992г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; ФЗ № 3523-1от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; ФЗ РФ № 3517-1 от 23 сентября 1992 г. «Патентный закон» утратили свою юридическую силу и были отменены.

В настоящее время, правоотношения, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, регулируются нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, где авторским правам посвящена Глава 70 «Авторское право» статьи 1255-1302, а смежным правам – Глава 71 «Права, смежные с авторскими» статьи 1303-1344 (от 18.12.2006 № 231-ФЗ)[6].

Статьей 7.12 КоАП РФ[7] предусмотрена административная ответственность за «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»[8]. Охрана рассматриваемых прав от преступных посягательств обеспечивается Уголовным законом ст. 146 УК РФ[9] «Нарушение авторских и смежных прав» и ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав»[10]. Таким образом, в качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав имеют все основания требовать их восстановления и материальной компенсации.


1.2. Виды объектов авторского права

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ[11])[12].

Вместе с тем, не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер. Необходимо отметить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: в письменной - это рукописи, машинопись, нотная запись; в устной форме - в виде публичного произнесения или исполнения произведения; звуко или видеозаписи механического характера, магнитной, цифровой; изображения в виде рисунка, эскиза, картины, а также в объемно-пространственной форме, выраженной в виде скульптуры, модели, макета либо сооружения (ч. 3 ст. 1259 ГК РФ) [13]. Смежными правами обладают исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Комплексное рассмотрение данных прав можно в объективном и в субъективном смысле. В объективном смысле оно представляет собой раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные отношения, связанные с использованием (изданием, исполнением) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. В состав авторского права входят соответствующие нормы национального гражданского законодательства, а также нормы международных конвенций по охране авторских прав. Так, Российская Федерация является участницей международных договоров в области авторского права, к которым относятся следующие: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., к которой Россия присоединилась 13 марта 1995 г. (в ред. 1971 г.); Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). Ее участниками являются 90 государств (в ред. 1971 г. с 13 марта 1995 г.); Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961г. Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции 26 мая 2003г.; Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. – СССР стал членом ВОИС с 1968 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г. В конвенции участвуют около 60 государств, в том числе Россия - с 13 марта 1995 г. Согласно Конвенции права иностранных исполнителей на фонограммы, впервые опубликованные в стране, охраняются на основании законов данной страны, а также запрещается видеопиратство; Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники. С 1974 г. в Конвенции участвовал СССР, а затем с 1988 г. – Россия; Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальной произведений) 1989 г. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г.); Кроме международных договоров, также действует ряд двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией. В субъективном смысле, авторское право представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении произведений литературы, науки и искусства[14].


На наш взгляд, вопросы охраны авторских и смежных прав весьма актуальны на сегодняшний день. Все больше возрастает необходимость распространения знаний и информации среди пользователей охраняемых авторским правом произведений, так как именно им принадлежит целый ряд обязательств перед законом.

Выводы. Авторские права регулируются гл. 70, ст. 1255-1302 ГК РФ.

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ).

Не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Глава 2. Проблемы защиты авторских прав

2.1. Авторские права: проблемы заимствований и плагиата

В последнее время достаточно часто в средствах массовой информации поднимается вопрос о чрезмерных заимствованиях в произведениях, нередко перерастающих в плагиат или, говоря юридическим языком, незаконном использовании без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения за использование его произведения. Особенно часто это проблема встречается при написании дипломных и диссертационных исследований и предшествующих им научных публикаций, а также при написании различного вида учебных произведений: лекций, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Зачастую ни авторы, ни их издатели даже не задумываются ни о пределах заимствования чужих произведений в своих трудах, ни о форме такого заимствования. Более того, очень часто понятие «заимствование» ассоциируется с плагиатом, а это уже прямое нарушение прав автора, за которое предусмотрена не только гражданско-правовая ответственность, но и уголовная. Необходимо разграничивать эти понятия.


В российском гражданском законодательстве термин «заимствование» используется только в словосочетании «источник заимствования», подразумевая использование правомерно опубликованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования в определенных строго оговоренных законом случаях. Такие случаи предусмотрены в ст. 1274 и 1275 Гражданского кодекса РФ[15]. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения цитирование, включая обзор печати в научных, критических, полемических или информационных целях.

Одной из наиболее распространенных форм заимствования является цитирование, то есть включение в оригинале и в переводе отрывка произведения или целого произведения одного автора в произведение другого автора в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (п. 1 ст. 1274 ГК РФ[16]). Назначение цитирования определил Верховный суд РФ: «цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора…»[17].

Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области, как правило, сводятся к превышению допустимого объема цитирования или отсутствию указания на автора и источник цитирования. В первом случае объем цитирования будет определяться судом в каждом конкретном деле, исходя из объемов, оправданных целью цитирования, а именно – иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора в научных, критических или полемических целях. Однако такой объем в каждом конкретном случае будет разный. Можно процитировать малообъемные произведения целиком (ведь цитатой может быть не только текст, но и фотография или рисунок), можно компилировать мнения различных авторов в большей части создаваемого таким образом произведения. В любом случае нормативные числовые параметры не определены. Не определены они и судебной практикой, что создает своеобразную «резиновую норму» для принятия судебных решений. Во втором случае параметры нарушение сводится к идея отсутствию указания назначение автора и источника Помимо заимствования, так оно называемое скрытое заблуждением цитирование. В небольших Content отрывках такое пробельность цитирование достаточно редакция сложно определить, установить особенно в произведениях уровне науки, поскольку национальных стиль научных следующие текстов имеет следующими большое количество время шаблонов, которые оценить можно встретить способствует практических во каждой всех научных же статьях. Так, критериям например, юристы тему не могут Обращение не использовать добросовестность формулировки законов и МИНИСТЕРСТВО правовых доктрин. Более Если же программирования используемые фрагменты не чужих текстов говорить имеют творческий цитированием характер, отличаются суда оригинальностью и имеют определена авторский стиль, длинные то такие указать заимствования возможно ранее определить только допускается путем автороведческой указание экспертизы.