Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выработки группового решения в современном практике существует несколько типов стратегий:

- простого большинства;

- суммирования рангов;

- минимизации отклонений;

- оптимального предвидения [47, с. 202].

Стратегия простого большинства основывается на принятии решений простым большинством голосов. Преимущества такой стратегии заключаются в ее простоте и очевидности: решение соответствует предпочтениям большинства членов группы.

К недостаткам стратегии простого большинства следует отнести тот факт, что мнение меньшинства совершенно не влияет на выбор, хотя известно, что новые идеи часто рождаются как раз у немногих людей. К тому же в стратегии простого большинства отсутствует согласованность предпочтений альтернативы у отдельных лиц. Разные члены группы могут принимать одно и то же решение по совершенно разным мотивам, и выбор, а следовательно и уровень риска, будет далек от рационального.

Суть стратегии суммирования рангов можно проиллюстрировать на примере [57, с. 148].

Предположим, что решение, сопряженное с риском, принимается малой группой, состоящей из трех лиц. Возможны четыре альтернативных решения: Х1, Х2, Хз, Х4. Прежде всего производится ранжировка—выстраивание в порядке предпочтения решений каждым членом группы.

Ранги по каждому решению складываются так:

по Х1 это будет 4+3+1=8,

по Х2 — 3+2+2=7,

по Х3 — 1+1+4=6,

по Х4 — 2-1-4+3-9.

Групповое решение соответствует той альтернативе, у которой сумма рангов оказывается наименьшей. (Напомним, что чем ниже ранг, тем больше предпочтение.)

В данном примере это решение аз.

Суть стратегии минимизации отклонений состоит в том, чтобы сделать как можно меньше отклонения между предпочтением группы и индивидуальными решениями ее членов [53, с. 34].

Также среди вариантов стратегии группового решения можно выделить стратегию оптимального предвидения, суть которого сводится к тому, что групповое решение позволяет осуществлять учет индивидуальных предпочтений. В частности, предпочтения между любыми парами альтернатив, которое было сделано на основании группового решения, должно обязательно соответствовать действительному предпочтению.

Рассмотрим, данное утверждение на примере. В процессе разработки каких – либо нормативных документов группа лиц принимает решение о том, в каком случае руководители могут идти на риск, а в каком нет. Стратегия произведенного группового выбора будет признана наилучшей в том случае, если руководители в своих действиях будут следовать намеченному выбору как можно чаще [28, с. 245].


Глава 3. Применение метода экспертных оценок для принятия управленческих решений на примере ЗАО «Рентарн»

3.1. Общая характеристика деятельности

ЗАО Фирма «Ретран» - российское производственное предприятие, организованное в 1991 г. В своей деятельности фирма руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательными и нормативными актами, Уставом.

Основной вид деятельности общества – деревообработка и производство мебели различного назначения из массива, ламината, шпонированного ДСП, МДФ, с применением металокаркасов.

ЗАО Фирма «Ретран» занимается производством корпусной мебели, в том числе офисной и домашней мебели: мебель для кухни, детские, спальни, прихожие, шкафы, шкафы-купе, комоды, столы, компьютерная мебель. Каждая из групп включает в себя широкий видовой ассортимент.

Производственный процесс, применяемый на предприятии ЗАО Фирма «Ретран» имеет тип мелкосерийного производства, что характеризуется изготовлением изделий под заказ, небольшим объемом выпуска. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением ручного труда.

Мебель поставляется как в собранном, так и в разобранном и упакованном виде с учетом пожелания заказчика. Сборка мебели производится квалифицированными специалистами на объектах заказчика. По желанию заказчика осуществляется бесплатная доставка в пределах города. Гарантийный срок 18 месяцев.

Мебель спроектирована с учетом современных тенденций. Сочетает в себе презентабельный вид, эргономичный дизайн и привлекательную цену.

При производстве используются экологически чистые импортные и российские материалы: ламинированное ДСП, противоударный PVC пластик, различных расцветок и текстур толщиной до 2 мм, полированное стекло толщиной до 4 мм с различными вариантами обработки.

Предприятие использует в своей деятельности метод ценообразования «средние издержки + прибыль». Спрос определяет максимальную цену, которую можно запросить за товар.


Минимальная цена товара определяется издержками фирмы. Для ЗАО Фирма «Ретран» минимальная цена на оконные шкафы-купе составляет 7345 руб., на спальни – 36210 руб. Запланированная прибыль составляет 45 %. Цена определяется в результате суммирования совокупных затрат на производство единицы продукции и желаемой суммы прибыли:

Ц = (3пер + 3пост) + П, (2.2)

где Зпер — переменные затраты на единицу продукции;

Зпост — постоянные затраты на единицу продукции;

П — прибыль на единицу продукции (удельная прибыль).

Для ЗАО Фирма «Ретран» постоянными затратами являются общецеховые, общезаводские, коммерческие затраты, а так же затраты на содержание и эксплуатацию оборудования.

Переменные затраты – это сырье и материалы непосредственно участвующие в процессе производства, а так же заработная плата основных рабочих. В таблице 2.2 показан расчет цены определенный по методу ценообразования «средние издержки + прибыль».

Таблица 2.2

Расчет цены на продукцию

Издержки

Шкафы-купе

Спальни

Переменные, руб.

4001

19729

Постоянные, руб.

1064

5244

% прибыли

45

45

Цена, руб.

7345

36210

Существенным дополнением к практике ценообразования является стимулирующее ценообразование, которое основано на использовании различного рода скидок. Покупатели всегда заинтересованы в скидках и воспринимаются ими как явный доход.

На предприятии ЗАО Фирма «Ретран» использую скидки при большом объеме закупок и скидки для постоянных покупателей.

3.2. Определение ключевых факторов успеха и основных направлений стратегического развития ЗАО «Рентран» с использованием метода экспертных оценок

Основными конкурентами ЗАО Фирма «Ретран» являются следующие фирмы производящие и продающие мебель:

  • Дом мебели «Георг» - производство корпусной и мягкой мебели;
  • Производственная фирма «Добрый стиль» - производство корпусной мебели;
  • ООО «Идеал мебель» - производство корпусной мебели;
  • ПКФ «Модерн» - производство мягкой и корпусной мебели;
  • фабрика «12 стульев» - производство корпусной и мягкой мебели;
  • ООО «Универсал мебель» - производство корпусной мебели.

А также крупные московские фирмы: «Командор», «Армада мебель», «Ярмарка мебели» и др.

Можно сказать, что на сегодняшний день российский мебельный рынок представляет собой пример совершенной конкуренции и даже пересыщен предложением мебели. Несмотря на то, что за последние два года в г. Туле было открыто более пяти фирм, производящих мебель, открывается все больше и больше магазинов-«перекупщиков», реализующих мебель различных производителей по более завышенным ценам. Но с другой стороны это дает реальный шанс ЗАО Фирма «Ретран» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших фирм) с рынка. Конкуренция очень активная. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, предлагаемых дополнительных услугах, месте расположения конкурентов, уровне цен, ассортименте, оригинальности дизайна, соответствие современным веяниям моды, продукции в наличии и т.д.

КФУ следует считать тот или иной показатель производственной или коммерческой деятельности предприятия, который может быть успешно применен им в укреплении своей конкурентной позиции.

Последовательность разработки

1. Определяется 5-10 наиболее важных для предприятия в рассматриваемой ситуации КФУ. Каждому фактору присваивается определенный показатель его весомости (на основе экспертных оценок). Исходя из значимости каждого фактора, сумма весов по всем выделенным КФУ равняется 1;

2. Позиции каждого конкурента по отдельному КФУ оцениваются также экспертным путем, исходя из десятибалльной шкалы оценки, где 1 – самая слабая позиция, десятибалльная сильная;

3. Определяется общая оценка конкурентоспособности путем суммирования взвешенных рейтингов оценок (произведение весомости каждой позиции на ее оценку в баллах для каждого конкурента).

  Экспертная оценка КФУ для ЗАО Фирма «Ретран» и двух его основных конкурентов представлена в таблице 3.1, расчет КФУ – в таблице 3.2.

Таблица 3.1

Экспертная оценка ключевых факторов успеха ЗАО Фирма «Ретран» и его основных конкурентов

Ключевой фактор успеха

Весомость

ЗАО Фирма «Ретран»

«Модерн»

«12 стульев»

Общее качество продукции

0,30

9

8

9

Ассортимент

0,23

9

8

8

Сервис

0,15

8

8

9

Имидж

0,19

6

7

8

Персонал

0,13

7

8

8

Итого

1,00


Далее в таблице 3.2. рассчитаем ключевые факторы успеха ЗАО Фирма «Рентран».

Таблица 3.2

Ключевые факторы успеха ЗАО Фирма «Ретран» и его основных конкурентов

Ключевой фактор успеха

Весомость

ЗАО Фирма «Ретран»

«Модерн»

«12 стульев»

Общее качество продукции

0,30

2,7

2,4

2,7

Ассортимент

0,23

2,07

1,84

1,84

Сервис

0,15

1,2

1,2

1,35

Имидж

0,19

1,14

1,33

1,52

Персонал

0,13

0,91

1,04

1,04

Итого

1,00

8,02

7,81

8,45

Исходя из данных таблицы 3.2, можно сделать вывод о том, что самым опасным конкурентам для ЗАО Фирма «Ретран» является мебельная фабрика «12 стульев».

Позиции, по которым выявлены слабости или сила предприятия, должны быть использованы при выборе рыночной стратегии:

1. Те позиции, по которым отмечено превосходство ЗАО Фирма «Ретран» (общее качество продукции, ассортимент), должны быть использованы для усиления его конкурентной позиции;

2. По тем же позициям, по которым выявлено преимущество мебельной фабрики «12 стульев» (имидж, сервис, персонал), следует выработать контрмеры, препятствующие в использовании этих преимуществ.

В настоящее время многие руководители компаний пытаются внедрить стратегическое управление в деятельность своих организаций, предполагающее организацию работы компании в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией. Однако прежде чем разрабатывать стратегию, на базе которой осуществляется стратегическое управление предприятием, необходимо оценить готовность компании именно к такому, стратегическому подходу в управлении.

Это немаловажный элемент в процессе подготовки к внедрению маркетинговых подразделений в компании. Наиболее удачная методика оценки разработана московской аудиторской компанией «Полимекс», позволяющая выявить несколько признаков, степень проявления которых в деятельности компании характеризует его готовность к использованию стратегического управления и планирования, к работе по маркетинговой стратегии [34, с. 23-26]. Эти признаки проявляются на предприятии в разной мере и характеризуют в конечном итоге его конкурентные преимущества: