Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений ..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность метода экспертного оценивания
1.2. Основные этапы реализации метода экспертных оценок
Глава 2. Понятие управленческих решений и характеристика основных методов их принятия
2.1.Сущность и основные виды управленческих решений
2.2.Основные методы принятия управленческих решений
- определенность миссии;
- определенность целей и стратегии компании;
- наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации;
- работа по повышению конкурентоспособности компании;
- адаптируемость компании к открывающимся возможностям;
- ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач компании;
- организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления;
- наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития;
- приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач;
- постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах компании;
- высокий уровень корпоративной культуры;
- наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения.
Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность компании к использованию принципов и методов стратегического планирования и управления, производилось экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали менеджеры ЗАО Фирма «Ретран», что обеспечивает конфиденциальность мероприятия и не требует привлечения больших ресурсов. Кроме того, указанная методика может неоднократно повторно применяться для контроля действенности проводимых мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию.
Для оценки готовности компании к работе по принципам стратегического управления менеджерам предлагалось оценить степень проявления каждого из перечисленных выше признаков в деятельности компании – выставить оценки, соответствующие степени проявления того или иного признака:
- «5» – если данный признак на предприятии полностью проявляется;
- «4» – если данный признак проявляется не полностью;
- «3» – если данный признак проявляется слабо;
- «2» – если данный признак не проявляется.
Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал:
(3.1)
где – бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;
n – количество экспертов;
m – число рассматриваемых признаков;
– коэффициент важности i-го признака, определяемый по правилу:
=
1 – если i-й признак «менее важный»;
2 – если i-й признак «важный»;
3 – если i-й признак «очень важный».
Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k=1.
В оценке участвовало десять экспертов, таким образом n=10, а m=12.
Рассчитаем по формуле (3.1) следующие пороговые числа:
bмин=0,2 – соответствует случаю полного не проявления всех признаков;
bсл=0,3 – соответствует случаю слабого проявления всех признаков;
bнп=0,4 – соответствует случаю не полного проявления всех признаков;
bмакс=0,5 – соответствует случаю полного проявления всех признаков.
Теперь по формулам:
b1=bмин+0,75(bсл-bмин) (3.2)
bср=0,5(bмин+bмакс) (3.3)
b2=bнп+0,25(bмакс-bнп) (3.4)
рассчитаем пороги b1=0,275, bср=0,35, b2=0,425 и вынесем рассчитанные пороги на рис. 3.1.
bмин=0,2
bсл=0,3
bнп=0,4
bмакс=0,5
b1=0,275
bср=0,35
b2=0,425
низкая
умеренная
высокая
очень высокая
Итоговый рейтинг 0,3154
Рис. 3.1. Шкала оценки готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии
Степень готовности предприятия к стратегическому управлению следует оценивать как:
- очень высокая, если полученный результат попадает в диапазон b2 – bмакс;
- высокая, если полученный результат попадает в диапазон bср – b2;
- умеренная, если полученный результат попадает в диапазон b1 – bср;
- низкая, если полученный результат попадает в диапазон bмин – b1.
Полученный итоговый рейтинг вынесем на рис. 2.1.
На основании полученной оценки степени готовности ЗАО Фирма «Ретран» можно сделать следующий вывод: предприятие в целом готово, во-первых, к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии, а во-вторых, к реализации самой маркетинговой стратегии.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы.
Тема настоящей курсовой работы достаточно актуальна на современном этапе экономического развития.
В первой главе настоящей курсовой работы были рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты принятия управленческих решений в процессе реализации проектов по развитию организации, в частности:
- исследованы основные аспекты процесса реализации и управления проектами;
- рассмотрены виды и основные этапы процесса принятия управленческих решений.
Как объект исследования в данной работе было выделено предприятие ЗАО Фирма «Ретран». Предприятие функционирует на рынке с 1991 года и осуществляет деревообработку и производство мебели различного назначения из массива, ламината, шпонированного ДСП, МДФ, с применением металокаркасов. Предприятие производит корпусную мебель, в том числе мебель для кухни, детские, спальни, прихожие, шкафы, шкафы-купе, комоды, столы, компьютерную мебель. Каждая из групп включает в себя широкий видовой ассортимент.
Проведенный конкурентный анализ с использованием метода экспертных оценок показал, что ЗАО Фирма «Ретран» является вполне конкурентоспособным предприятием. Однако проведя SWOT-анализ, выявили ряд недостатков:
- маркетинг руководствуется непродуманной стратегией, которая ориентирована в основном на цену товара, вследствие чего происходит затоваривание складов и снижение оборачиваемости средств предприятия;
- ассортиментная политика не имеет стратегической основы;
- принимаются решения о необоснованном с экономической и маркетинговой точек зрения повышении цен на некоторые виды продукции;
- не изучается жизненный цикл продукции, вследствие чего цена на нее постоянна с начала и до конца продаж, что замедляет темпы реализации;
- анализ конкурентной среды проводится исключительно в рамках сбора информации о ценах конкурентов на аналогичные товары, присутствующие в ассортименте;
- отсутствуют каналы обратной связи с покупателями;
- практически полностью отсутствуют PR-акции;
- закупочная политика в большей степени ориентирована на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых с возможно более выгодными условиями сотрудничества;
- отсутствует должностная инструкция маркетолога, что порождает ряд проблем и конфликтных ситуаций, которые происходят из-за нечеткого разделения прав и обязанностей.
Все это приводит к снижению эффективности деятельности предприятия.
Для перспективного развития ЗАО Фирма «Ретран» на рынке и увеличения роста продаж было предложено реализовать четыре пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью:
- создание единой маркетинговой службы;
- программа продвижения товара;
- применение методики эффективного управления ассортиментом товарной группы как средство увеличения продаж;
- применение практических методов разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации (на основе классической матрицы БКГ).
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.
- Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.
- Акулич И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2014. – 236 с.
- Амблер Т. Практический маркетинг / Т. Амблер – СПб.: Издательство "Питер", 2015. – 400 с.
- Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев. – М.: Фолиум, 2014. – 131 с.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы / М.П. Афанасьев. – М.: Издательский центр "Книга", 2015 – 304 с.
- Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2014. – 240 с.
- Буров В.П. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример / В.П. Буров, В.А. Морошкин, О.К. Новиков. – М.: Издательствово ЦИПКК АП, 2015. – 193 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман. - М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 2015. – 344 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 486 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков. – М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2014. – 261 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: учеб. пособие / Е.П. Голубков. – М.: Изд. дом "Дриада", 2015. – 262 с.
- Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: учеб. пособие / А.П. Градов. – СПб.: ИК "Невский проспект", 2014. – 92 с.
- Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. пособие / М.Н. Григорьев. – М.: Гардарики, 2015. – 366 с.
- Дихтль Е.А. Практический маркетинг: учеб. пособие / Е.А. Дихтль, С.М. Ервин, Х.В. Херагин. – М.: Высшая школа, 2014. – 140 с.
- Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга / В.И. Дорошев. – М.: ИНФРА, 2015. – 258 с.
- Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 387 с.
- Календжяна С.О. Как составить план по маркетингу торговой компании: пер. с англ. / Календжяна С.О. - М.: Дело, 2014. – 80 с.
- Ковалев А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. – 176 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер [и др]. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 652 с.
- Котлер Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль / Ф. Котлер. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 434 с.
- Лазурко Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко. – М.: Владос, 2014. – 272 с.
- Любанова Т.П. Знакомьтесь, маркетинг! / Т.П. Любанова, Н.А. Калашникова. - Ростов н/Д.: РО ВОИВТ, 2014. – 170 с.
- Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 327 с.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.Н. Пешкова. – М.: Ось-89, 2014. – 368 с.
- Ромат Е.В. К вопросу об оценке эффективности рекламы / Е.В. Ромат // Маркетинг и реклама. – 2015. – № 53. – С. 48-49.
- Рыбальченко И.А. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/marketing.
- Сергеева С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 114-120.
- Соловьев Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015. – 381 с. - Хайем А. Маркетинг для "чайников": пер. с англ / А. Хайем. – Киев: КiевПрес, 2014. – 258 с.
- Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 436 с.
- Шкардун В.А. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии / В.А. Шкардун, Т.И. Ахтямов // Маркетинг. – 2014. – № 3. – С. 23-26.