Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МАЛЫЙ СПОРТИВНЫЙ БИЗНЕС. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Основы предпринимательства и малого бизнеса в спортивной индустрии
1.2 Сущность спортивного маркетинга и его задачи
1.3 Малый спортивный бизнес и предпринимательская деятельность. Проблемы и перспективы.
Глава 2. МАЛЫЙ СПОРТИВНЫЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ «ЭНТУЗИАСТ»
Очень важно, чтобы болельщики были частью спортивной индустрии, потому что некоторыми задачами индивидуального предпринимателя в малом бизнесе выступают: [8]
- впечатлить наблюдающего зрителя;
- предоставить ему эффектное зрелище;
- спровоцировать на сопереживание команде спортсменов или одному спортсмену;
- вовлечь его в спортивный процесс;
- заставить переживать за одного и чувствовать антипатию к другому, выбрать нужную сторону;
- заинтересовать в развитии происходящих событий.
В последнее время для болельщиков стали формироваться специальные места (спортклубы), где люди совместно могут болеть за любимых спортсменов, команды. [5]
- предприятия-производители;
Их можно классифицировать на особые группы:
- предприятия, производящие материальные товары (спортивные вещи, снаряды, тренажеры и так далее);
- предприятия, оказывающие спортивные услуги (стадионы, организаторы соревнований, тренажерные залы, те, кто занимаются проживанием и питание спортсменов, и так далее);
- предприятия, оказывающие страховые, медицинские услуги и отвечающие за коммерческие риски;
- информационные предприятия и те, кто работают в шоу-бизнесе;
- букмекерские организации.
- спортсмены, тренеры, спортивные клубы и так далее, которые являются, как производителями, так и потребителями.
Практически каждый спортсмен или тренер является индивидуальным предпринимателем и осуществляет предпринимательскую деятельность по своему усмотрению. Сейчас они обладают достаточно большой экономической свободой, то есть они сами решают участвовать в том или ином соревновании, на каких условиях это делать, какие контракты следует подписывать, а какие нет.
Государство так же заинтересовано в развитии малого спортивного бизнеса.
Вопрос о развитии спортивного бизнеса в России сейчас считается одним из главных, поскольку экономические отношения в спорте за последнее время резко изменились. Изменились и взгляды тренеров, спортсменов, спортивных организаций и государство на спортивную индустрию. Сейчас спортсмены стремятся участвовать там, где им больше заплатят, такая коммерциализация вызывает как положительные, так и негативные отзывы.
1.2 Сущность спортивного маркетинга и его задачи
Спортивный маркетинг появился примерно в середине 20 века, когда расширилось производство спортивной продукции и услуг, когда обострилось соперничество между организациями и спортсменами. Началась борьба за клиентов, в которой можно было победить лишь благодаря маркетинговым инструментам.
Потребитель стал более разборчив и стал диктовать производителям свои условия. Таким образом, производители и владельцы спортивных клубов, тренеры спортсменов стали понимать, что потребители (зрители) являются важной составляющей успешного спортивного бизнеса, и чтобы их привлечь и удержать, необходимо использовать маркетинг. [5]
Термин «спортивный маркетинг» пришел из США и принес те специфичные особенности, которые были важны для американцев – прагматизм, идентификация, поиск креативных путей, то есть все то, что является составляющей американской мечты. Спортивный маркетинг основал, как считается, Нейли П., который в 70х годах искал спонсоров для разнообразных спортивных мероприятий. Данная сфера возникла сама собой, так как очень долгое время считалось, что спорт является некоммерческой зоной и на него не действуют законы рынка.
В 90х спорт понял, что пора зарабатывать самостоятельно и отходить от государственных сбережений. Многие увидели в этом возможность обогатиться. СМИ всегда понимали, что спорт имеет большое количество зрителей, а значит, является надежным и стабильным источником дохода. Бизнес увидел в спорте огромный нераскрытый потенциал для развития. Таким образом, совсем спонтанно возникла новая арена для заработка денег, но на ней не было установленных, общепринятых, единых правил, поэтому каждый участник мог сформировать и ввести свои правила игры, чтобы добиться прибыли. [5]
Спортивному маркетингу уже 45 лет, но в России по оценкам экспертов он примерно 15-20 лет, с того момента как спортивные клубы обрели самостоятельность. Теория спортивного маркетинга еще до конца не сформировалась.
Ситуацию усложняет еще то, что очень мало литературы и научных источников о маркетинговой деятельности спортивных клубов. Например, известна книга Шаафа Т., но она была издана в России еще в 1998 году, поэтому сейчас ее можно считать немного устаревшей. Остальные книги не пользуются популярностью, поскольку многие профессионалы считают их лишь перепечаткой книги Шаафа. Из научных книг в России можно отметить монографию кандидата психологических наук «Социальная психология маркетинга в спорте» Мягонькова, но она написана сложным научным языком, поэтому не пользуется популярностью. [8]
Существует мнение, что спортивный маркетинг появился с Сергея Кущенко, руководителя ЦСКА, но это пространственно, так как в этой области нельзя назвать выдающегося человека. Во многих спортивных клубах нет профессиональных маркетологов, специализирующихся на продаже спорта и спортивных мероприятий. Этим занимаются менеджеры, и можно сказать, не всегда успешно.
Спортивный маркетинг – это прежде все деятельность на рынке, направленная на развитие активного спорта, привлечения спонсоров и населения, как в качестве болельщиков, так и в качестве участников путем удовлетворения их нужд и потребностей. [8]
Маркетинг быстро и стабильно развивается в России во всех сферах человеческой жизни, спорт и физическая культура не стали исключением. Постепенно маркетинг перестает быть частью сбыта, рекламы и спонсорства, он становиться частью управленческой концепции.
Теория маркетинга была основана Ф. Котлером, он писал, что маркетинг представляет собой комплексную работу по выбору правильного целевого рынка, по привлечению, сохранению и увеличению количества потребителей путем создания у него уверенности, что он является очень ценным для компании. Также он утверждал, что маркетинг – это управленческий процесс, в ходе которого потребители получают все необходимое для удовлетворения нужд и потребностей. [10]
Маркетологи Питтс и Стотлар описывают спортивный маркетинг, как совокупность определенных процессов, включающих в себя: [11]
- разработку и внедрение решений при изготовлении;
- ценообразование;
- продвижение и рекламирование спортивного продукта.
Они утверждают, что спортивный маркетинг по-прежнему остается частью спортивной индустрии больше, чем маркетинговой. Но, настаивая на своей позиции, авторы не учитывают, что спортивные организации и спортсмены предлагаю спортивному рынку большое количество продуктов.
Почти все теоретики спорта и маркетинга согласны, что общей теории спорта пока еще не создано, а значит, нет и научного осмысления данной темы. С другой стороны, большинство авторов различных публикаций в своих работах используют словосочетание «спортивный маркетинг», а не термин «маркетинг в спорте».
Питтс и Стотлар, считают, что в будущем теория спортивного маркетинга должна состоять из четырех областей: [11]
- знания о спорте (философия, психология, социология, управление в образовании спортсменов и школьников);
- управленческий процесс в бизнесе (маркетинг, право, поведение и мотивация потребителей, экономика, финансы, основы менеджмента, кадровый менеджмент);
- коммуникации (журналистика, PR, СМИ, реклама, прямые трансляции);
- социальность (личностные отношения, рынок труда, демография, культурология).
Их точка зрения и по сей день является самым комплексным подходом к изучению теории спортивного маркетинга.
Можно сказать, что теория спортивного маркетинга строится на нескольких важных догмах, без которых нельзя рассматривать спортивный маркетинг и говорить о ней с любых позиций: [2]
- спорт, теория которого уже достаточно давно изучается и обоснована и уже достигла высокого теоретического уровня;
- менеджмент в спорте;
- торговый маркетинг, имеющий специфический характер в индустрии спорта, поскольку зачастую продвигаемый товар (услуга) непредсказуем и непостоянен.
Итак, можно отметить, что пока нельзя сформировать точного понятия маркетинга в спорте, до тех пор, пока все ее участники не примут индустрию спорта как единую среду.
Спортивный маркетинг является специфичной составной частью общего маркетинга, направленный на определенную аудиторию: [12]
- зрителей (болельщиков),
- спонсоров,
- куплю-продажу спортсменов
- массовость,
- спортивный бизнес,
- здоровый образ жизни.
В спортивном маркетинге существуют определенные критерии, которые позволяют охарактеризовать характер взаимоотношений целевой группы и спортивного продукта: [12]
- определение целей маркетинга;
Спортивный маркетинг должен понимать и четко разделять то, что он хочет получить. Без этого нет никакой возможности добиться конкурентного преимущества. Например, тренер хочет привлечь больше спонсоров к своей футбольной команде, чем они есть у команды-соперника.
- определение потребностей спортивного рынка;
В спортивном маркетинге необходимо четко анализировать и распознавать нужды рынка, потребности различных целевых групп. Например, при воспитании нового спортсмена или открытии нового спортивного клуба необходимо тщательно изучить конкурентов, но и не только. Важно досконально разобрать условия создания клуба на этом рынке, состояние данной спортивной ниши на рынке, уровень спроса на данную продукцию и так далее.
- ориентироваться на результаты;
Спортивный маркетинг должен предлагать целевым группам эксклюзивные продукты, то есть уметь определять полезность и привлекательность того или иного продукта для одной целевой группы и извлекать эту пользу.
- налаживать партнерские отношения;
В спортивном маркетинге важно уметь устанавливать, налаживать и поддерживать партнерские отношения с целевыми группами, спонсорами и другими участниками рынка.
1.3 Малый спортивный бизнес и предпринимательская деятельность. Проблемы и перспективы.
Малый спортивный бизнес имеет массу преимуществ, одними из них можно сказать являются эффективность и гибкость. Малым предприятиям проще адаптироваться к резким изменениям рыночных условий, чем крупным фирмам. К тому же малый спортивный бизнес отличают эффективные и тесные взаимосвязи и отношения, низкие расходы, внимание к основному потребителю.
Конечно же, у него есть и свои недостатки. Например, малые спортивные предприятия часто сталкиваются с нехваткой финансовых средств, сильной конкуренцией, отсутствием опыта, конфликтами с деловыми партнерами. Поэтому прежде чем окунуться в сферу малого спортивного предприятия необходимо учитывать, что следует выбрать спорт, о котором есть представления и опыт работы в нем, освоить специальные спортивные дисциплины или нанять специального человека, прежде чем вкладывать крупные суммы денег в открытие бизнеса.
Существуют самые разные системы спортивных организаций, которые отличаются друг от друга содержанием физкультурно-спортивных услуг и организационной структурой.
Вот основные разновидности спортивных организаций: [11]
- салоны по уходу за фигурой;
Такие клубы представляют собой небольшие помещения с комнатами для занятия физическими упражнениями на несложном оборудовании.
- салоны по бодибилдингу;
Такие организации предназначены для людей, которые занимаются поднятием тяжестей. Они представляют собой хорошо оснащенные тяжелым спортивным инвентарем помещения.
- атлетические клубы;
Организации, предназначенные ля удовлетворения разнообразных физкультурно-спортивных нужд, сочетают в себя различные типы оборудования, от легкого до тяжелого инвентаря. В некоторых атлетических клубах есть свои площадки для игры в волейбол или баскетбол, беговые дорожки, плавательные бассейны, детские спортивные центры.
- клубы здоровья;
Такие организации то же оказывают широкий спектр услуг, здесь есть закрытые площадки для занятия спортом, открытые – для физических упражнений, плавательные бассейны, парилки, сауны.
Кроме основной деятельности коммерческие физкультурно-оздоровительные предприятия иногда оказывают транспортные, ремонтные, гостиничные и другие услуги. Обычно это делают крупные спортивные комплексы.
Некоммерческие физкультурно-спортивные предприятия (сообщества, баскетбольные, футбольные, волейбольные клубы и так далее) то же могут заниматься бизнесом, прибыль от которого нельзя поделить между учредителями, но можно использовать на развитие организации. Это может быть оказание платных спортивных услуг, выпуск периодических изданий, производство сувенирной продукции, пошив спортивной одежды и многое другое. [11]