Файл: Формы проявления девиантного поведения в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕГО ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕГО ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ.
1.1 Понятие девиантного поведения.
1.2 Понятие девиантного поведения:
1.3 Формы девиантного поведения.
1.4 Девиантное и делинкветное поведение.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОЧЕГО МЕСТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
2.1 Психические и физиологические процессы в трудовой деятельности.
2.2 Анализ рабочего места с точки зрения воздействия психофизиологических факторов
2.3 Обязанности менеджера по персоналу:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Предмет исследования – девиантное поведение
Объект – Формы проявления девиантного поведения в организации
Задачи:
- Изучить теорию и основные понятия
- Рассмотреть формы девиантного поведения
- Разобрать делинкветное поведение
- Разобрать причины девиантного поведения
- Изучить теоретические основы психофизиологических факторов
- Проанализировать рабочее место с точки зрения воздействия психофизиологических факторов
Методы исследования: литературы по теме, наблюдение, теоретический анализ.
Во второй главе необходимо провести анализ рабочего места с точки зрения воздействия психофизиологических факторов.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕГО ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ.
1.1 Понятие девиантного поведения.
Прежде всего, нам нужно разобраться в том, что же такое девиантное поведение, чем оно вызвано и в каких формах проявляется.
На поведение человека в организации оказывают большое влияние цели, которые он преследует, условия в которых он действует, его реальные возможности, настроение, ценностные ориентации, и ряд других факторов.
Тем не менее, при всём разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие составляющие.
Поведение человека в организации определяется:
– его собственными (личностными) чертами;
– особенностями группы, в которую он включен;
– условиями совместной деятельности;
– своеобразием организации, в которой он работает.
Таким образом, возможности успешного включения человека в организацию зависят как от организационного окружения, так и от характеристик его личности [21].
Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
1.2 Понятие девиантного поведения:
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам, или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
- позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
- негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
Черты личности складываются как под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности), психологических свойств личности (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, чувства и настроение), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и др.)
Поэтому можно сказать, что поведение человека – это совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, статусом в организации.
Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация.
Сегодня под организацией понимается сознательно координируемое образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Любая организация заинтересована в формировании эффективного для нее поведения сотрудников.
Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно. При использовании данной системы средством наказания в случаях нарушения установленных требований и правил поведения является общественный контроль, осуществляемый государственными органами управления.
Трудно себе представить общество, в котором все его члены вели бы себя согласно общим нормативным требованиям. В случае, когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным.
С точки зрения социологии девиантное поведение может отличаться большим разнообразием: от пропусков занятий до кражи, разбоя, убийства и так далее.
Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям.
Девиантам, чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание предательских, преступных связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, то есть возможностей двоякого толкования. Некоторые факторы часто действуют одновременно.
Случайная торговля имеет место там, где стороны обычно встречаются один раз, не имея в виду установления устойчивых длительных отношений. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами, а также гостиничный и ресторанный бизнес.
Системы контроля признаются ответственными за нарушения в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога ли сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Пример – контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов или раздачи бесплатных подарков в магазинах.
Двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, для этого и закладывается. Например, сложно сосчитать количество напитков, выпитых на свадьбе или количество арматуры, израсходованное при строительстве здания.
Анонимность и масштаб. Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, — масштаб больших организаций, ведущий к обезличиванию. В установленных случаях оправданий, используемых при девиации, установилось, что воровство, совершенное корпорацией, вовсе не рассматривалось как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком [21].
Существует множество способов воздействия на поведение сотрудников в организации, однако основными инструментами в поведенческом маркетинге выступают мотивация и сопряженное с ней стимулирование.
Стратегическая реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, то есть управление их поведением.
Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки с допустимыми затратами.
Процесс адаптации персонала начинается с его ориентации. Это деятельность, которая представляет собой процесс приёма нового сотрудника и обеспечение его базовой информацией, необходимой для быстрого привыкания к окружающей среде и выполнения своих профессиональных обязанностей.
Ориентация преследует следующие цели:
– смягчение прелиминарных этапов, на которых для нового сотрудника все кажется непривычным и незнакомым;
– быстрое установление благоприятного отношения к организации в сознании нового сотрудника;
– снижение стартовых издержек. Новый сотрудник, как правило, работает менее эффективно, чем более опытные сотрудники, что требует дополнительных затрат.
– сокращение текучести кадров. Если работник ощущает себя ненужным, то он может отреагировать на это уходом с работы;
– экономию времени непосредственного руководителя и коллег по работе;
– развитие положительного отношения к работе, реализм в отношениях и удовлетворенность работой;
Последствиями плохой ориентации являются долгий период адаптации, низкая производительность, некачественная работа, высокая текучесть, рост общих расходов организации. При эффективной ориентации новый работник с самого начала ощущает себя членом команды, он чувствует, что вносит существенный вклад в деятельность подразделения и организации, испытывает доверие к руководителю и организации, у него появляется стимул учиться и развиться.