Файл: Корпоративная культура в организации ООО "Алиди".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, анализ корпоративной культуры и мотивационного климата ООО предприятия «Алиди» показал, что уровень базовых представлений культуры организации оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации. Иными словами, основные положения, которые определяют основу функционирования организации и внутрикорпоративных отношений, стимулируют работников, побуждают их к активной трудовой деятельности, соблюдению организационных норм и правил поведения. К тому же, провозглашаемые культурой ценности, миссию, стратегию компании также можно считать активным мотиватором, поскольку, по мнению сотрудников, они являются важной составляющей организации рабочего процесса и системы мотивации. Тем не менее, культурные артефакты имеют наименьшее значение для сотрудников. На данном уровне среди факторов мотивации, которые для сотрудников важны в большей степени, можно отметить материальное стимулирование и предоставление различных льгот, которые лишь косвенно относятся к поверхностному уровню культуры.

Также в результате исследования было выявлено, что удовлетворенность сотрудников существующей системой мотивации находится на высоком уровне. Другими словами, программы мотивации, действующие в компании «Алиди», практически полностью отвечают потребностям работников. Однако, ежегодный мониторинг мотивационного климата организации показывает, что такая ситуация складывается не всегда. Поэтому руководство компании должно быть готово к постоянному совершенствованию мотивационной системы с целью ее адаптации к изменяющимся нуждам персонала. В этом ему поможет анализ структуры культуры компании, в результате которого возможна адаптация используемых инструментов мотивации. Так, подобный анализ позволит определить, каким направлениям стимулирования сотрудников стоит уделить большее внимание – переформулированию ценностей компании, изданию новых нормативных актов, распространению новых традиций и ритуалов и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корпоративная культура организации, безусловно, является основой ее существования. Развитая организационная культура способна обеспечить высокую результативность и эффективность деятельности организации за счет обеспечиваемых ею норм и правил организационного поведения. Такой эффект достижим, в том числе, из-за мотивационного воздействия, которое культура оказывает на сотрудников. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры уделять внимание в достаточной степени, то она сможет стать мощным фактором стимулирования и побуждения сотрудников к активной трудовой деятельности.


Цель данной работы состояла в изучении корпоративной культуры и мотивационного климата предприятия «Алиди» и выявлении основных мотивационных составляющих культуры в данной компании.

Для достижения этой цели были поставлены и достигнуты следующие задачи:

  • изучены теоретические основы и понятийный аппарат корпоративной культуры и мотивации персонала организации;
  • рассмотрен мотивационный аспект культуры;
  • разработана авторская методология исследования на основе теории структуры организационной культуры по Э.Шейну и методики диагностики культуры по Д.Дэнисону;
  • проанализированы корпоративная культура и мотивационный климат компании, выявлены мотивирующие компоненты культуры ООО «Алиди».

В ходе анализа корпоративной культуры была использована методика Д. Дэнисона, позволившая определить культурные характеристики, присущие исследуемой организации в наибольшей степени. К ним относятся:

  • Постановка долгосрочных целей и задач организации происходит открыто, все сотрудники вовлечены в процесс их достижения;
  • В компании распространена ориентация на командную работу;
  • Распределение ответственности и полномочий определено четко и соблюдается в полной мере;
  • Стратегическое планирование включает единые и яснуе для всех сотрудников миссию и цели;
  • Ключевые ценности предприятия «Алиди» позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления компанией.
  • У компании есть обще видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей деятельности.

Для анализа мотивационного климата в данном исследовании было проведено анкетирование сотрудников компании по авторской методике с целью определения основных элементов мотивационной системы в организации, обладающих наибольшим мотивационным эффектом. К таковым относятся:

  • Возможность карьерного, профессионального роста, а также самореализации в компании;
  • Материальное стимулирование (в том числе высокая заработная плата);
  • Престиж выполняемой работы и репутация компании;
  • Психологический климат, отношения в коллективе и с руководством;
  • Социальный пакет и льготы, предоставляемые компанией;
  • Ценности компании и политика руководства.

Заключительный этап исследования включает сопоставление ключевых факторов системы мотивации и корпоративной культуры предприятия «Алиди». В результате были выделены составляющие мотивации персонала в соответствии с ее структурой по модели Э. Шейна.


В ходе исследования были доказаны две из трех гипотез. Так, культурные артефакты, мотивирующими факторами которых косвенно являются материальное стимулирование и предоставление различных льгот, имеют наименьшее значение для сотрудников. Второй уровень организационной культуры – уровень провозглашаемых ценностей – может быть рассмотрен как активный мотиватор. Фактором, способным увеличить уровень мотивированности персонала здесь является согласие с ценностями, которые провозглашает организация, политикой руководства в области управления организацией в целом и ее сотрудниками, постановкой целей и задач. Однако, уровень базовых представлений культуры организации оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации с помощью следующих факторов мотивации: высокий статус сотрудника или его профессии на предприятии, возможность карьерного роста, должностного продвижения, а также возможность самореализации.

Также в результате исследования было выявлено, что удовлетворенность сотрудников компании «Алиди» действующими мотивационными программами находится на высоком уровне. Тем не менее, ситуация может в корне измениться в любой момент, поскольку потребности персонала склонны к изменению. Кроме того, нематериальная составляющая стимулирования сотрудников должна пересматриваться, обновляться, чтобы не стать обыденностью для работников. Иными словами, программу мотивации необходимо совершенствовать с целью ее адаптации к изменяющимся нуждам персонала. С этой целью руководство может использовать представленную методику анализа структуры организационной культуры компании, в результате использования которой возможна адаптация используемых инструментов мотивации под реальные требования ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Издательство «Питер», 2016.- 512 с.
  2. Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации / В.А. Климова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. № 7. – С. 70-74.
  3. Ковтун С.Н. Мотивация персонала как функция управления современной организацией : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Ковтун Светлана Николаевна: Москва, 2015 173 c.
  4. Козлов В.В. Корпоративная культура / В.В. Козлов – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 304 с.
  5. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н. Комарова // Человек и труд. – 2011. – №10. – С. 90-92.

Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала [Текст] / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-71.

  1. Лебедева Т. Корпоративная культура Google и фильм «Кадры» [Электронный ресурс] / Т. Лебедева // Официальный блог Google Россия. – Режим доступа : http://googlerussiablog.blogspot.ru/2013/06/google-internship. html.
  2. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. – 2016. – №1. – С. 23-34.
  3. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер. с англ. ООО "Питер Пресс"; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2017. — 672 с.
  4. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2012. – 800 с.
  5. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова // Социологические исследования. – 2015. – №4. – С. 130-136.
  6. Мурашов М. Корпоративная культура: западная практика / М. Мурашов // Кадровый менеджмент. – 2016. – №9. – С. 29-32.
  7. Олехнович М.О. Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом / М.О. Олехнович, Т.А. Макарова // Трудовое право. – 2016. – №2. – С. 41-48.
  8. Официальный сайт предприятия «Алиди» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.alidi.ru.
  9. Панчук Е.Ю. Анализ системы стимулирования персонала организации / Е.Ю. Панчук // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 2. – С. 81-86.
  10. Первакова Е. Методы количественной диагностики эффективной корпоративной культуры / Е. Первакова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2012. - №2. – С. 45-52.

Полянский Н. Нематериальные формы мотивации / Н. Полянский // Менеджер по персоналу. – 2016. – № 9. – С. 30-33.

  1. Рогачева, О.В. Корпоративная культура и внутрифирменная социальная политика / О.В.Рогачева // Журнал исследований социальной политики. – 2015. – № 3. – С. 347-366.
  2. Сайченко, О.А. Корпоративная культура как эффективный механизм управления человеческими ресурсами предприятий: дисс. … канд. экон. наук. - СПб., 2012. – 135 с.
  3. Собчик Е. О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Царское ли это дело? (из опыта работы с крупнейшими коммерческими организациями) / Е. Собчик // Московский психологический журнал. – 2017. – №2. – С. 28-36.

Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2014. – 224с.

Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2000. – 356 с.

Стеценко Т. Нематериальная мотивация / Т. Стеценко // Менеджер по персоналу. – 2013. – №1. – С. 52-58.


  1. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. - СПб.: Питер, 2008. - 148 с.
  2. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 452 с.
  3. Фарба Е.О. Социально-психологическое влияние организационной культуры на мотивацию персонала малого предприятия : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Фарба Елена Олеговна : Москва, 2003 194 c.
  4. Фей К. Организационная культура и эффеткивность: пример изучения иностранных компаний в России [Электронный ресурс] / К. Фей, Д. Дэнисон // Персонал Микс. – 2001. – №2. – Режим доступа : http://www.cfin.ru/press/ pmix/2001-2/20.shtml?printversion.
  5. Фей К. Организационная культура и эффективность: российский контекст / К. Фей, Д. Дэнисон // Вопросы экономики. – 2005. – №4. – С. 58-74.
  6. Фомин А.В. Роль корпоративной культуры в формировании основных принципов мотивации труда в организации : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.03 / Фомин Анатолий Валентинович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009. – 137 с.
  7. Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. ООО "Пароль". — М.: ГИППО, 2008. — 354 с.

Цуркова Т. Корпоративная культура Google [Электронный ресурс] / Т. Цуркова. – Режим доступа : http://www.trainings.ua/article/1487.html.

  1. Чемеков, В.П. Корпоративная культура компании и те, кто ее формирует / В.П.Чемеков // Кадровый вестник. – 2000. – № 12. – С. 17-22.

Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опросник организационной культуры Д. Дэнисона

Уважаемые сотрудники!

Высшая Школа Экономики проводит исследование по изучению корпоративной культуры организаций. Просим Вас принять участие в опросе. Анкета полностью анонимна. Ваше мнение важно для нас!

Все утверждения необходимо оценить по шкале от 1 («совершенно не согласен») до 5 («совершенно согласен»), за исключением восьми утверждений (отмечены ), которые имеют негативный оттенок и требуют оценки по обратной шкале от -1 («совершенно согласен») до -5 («совершенно не согласен»).

Параметр культуры

Фактор

Утверждение

Оценка

Вовлеченность

Полномочия

Большинство сотрудников сильно вовлечены в процесс работы.

Решения обычно принимаются на уровне, где доступна самая достоверная и актуальная информация.

Информация доступна всем: каждый сотрудник имеет возможность получить необходимую ему информацию.

Каждый верит, что он/она вносят значимый вклад в развитие организации.

Бизнес-планирование непрерывно, и в процесс вовлекаются все сотрудники.

Ориентация на командную работу

Активно поощряется совместная деятельность различных частей организации.

Люди работают, ощущая себя частью команды.

Предпочтение отдается командному стилю работы, нежели управлению согласно иерархии.

Команды – основные строительные блоки организации.

Трудовой процесс организован таким образом, что каждый может увидеть связь между его/ее работой и целями организации.

Развитие способностей

Руководство делегирует полномочия сотрудникам, предоставляя им возможность действовать по своему усмотрению.

Ведется постоянная работа по развитию способностей у персонала.

Имеют место постоянные инвестиции в повышение уровня знаний работников.

Знания и навыки сотрудников рассматриваются как важный источник конкурентного преимущества.

Проблемы зачастую возникают из-за того, что у людей не хватает знаний и умений для выполнения задания. 

Согласованность

Ключевые ценности

Лидеры организации своим поведением поддерживают принятые в компании ценности.

Ключевые ценности определяют стиль и методы управления организацией.

Набор базовых ценностей, принятых в организации, определяет то, как мы ведем бизнес.

Игнорирование ключевых ценностей неизбежно приводит к проблемам. *

Ключевые ценности - это этический код, который управляет нашим поведением и позволяет отличать правильное от неправильного.

Согласие

Когда возникают разногласия, мы усердно работаем, чтобы достичь соглашения, не ущемляющего ничьих интересов.

В организации сложилась сильная корпоративная культура, которая обеспечивает согласованность мнений и действий работников.

В организации легко достичь консенсуса даже при решении сложных задач.

У нас часто трудности в достижении общего согласия при решении ключевых задач. 

В организации достигнуто согласие по поводу того, что является правильным и неправильным при ведении бизнеса.

Координация и интеграция

Наш подход к ведению бизнеса очень последователен и предсказуем.

Люди из различных частей организации разделяют общие цели и видение.

В организации не возникает проблем при координации деятельности различных подразделений.

Работать с кем-либо из другого подразделения все равно, что работать с кем-то из другой организации. 

В организации имеет место четкое выстраивание системы целей и задач, при котором специфические цели подразделений подчинены общей цели организации.

Адаптивность

Ориентация на изменения

Методы работы очень гибкие и могут с легкостью меняться.

Организация отслеживает изменения в бизнес-среде и действия конкурентов и вовремя реагирует на них.

Новые методы работы активно внедряются в деятельность организации.

Попытки провести изменения обычно встречают сопротивление со стороны сотрудников. 

Различные части организации часто взаимодействуют при внедрении изменений.

Ориентация на потребителя

Мнения и рекомендации потребителей учитываются при определении характера и направления изменений.

Потребитель оказывает прямое влияние на принимаемые решения.

Все члены организации имеют глубокое понимание потребностей клиента.

Интересы потребителей часто игнорируются при принятии решений. 

В компании поощряется налаживание контактов с клиентами.

Организационное обучение

Сотрудники организации учатся на ошибках.

Стремление к инновациям и склонность к риску поощряются и вознаграждаются руководством.

Большинству вещей не уделяется должного внимания. 

Обучение – важная цель при ежедневной работе.

В организации уверены, что сотрудники полностью понимают суть выполняемой ими работы.

Миссия

Стратегическое направление и намерение

У организации есть долгосрочная цель и направление развития бизнеса.

Наша стратегия заставляет другие организации изменять свои конкурентные стратегии.

У организации есть четко сформулированная миссия, которая придает смысл и направление нашей работе.

У нас есть ясная стратегия на будущее.

Наше стратегическое направление мне непонятно.

Цели и задачи

В организации существует полное согласие по поводу целей организации.

Лидеры ставят амбициозные, но реалистичные цели.

Руководство открыто говорит о целях, которые мы пытаемся достичь.

Мы ведем постоянный контроль над продвижением к поставленным целям.

Люди понимают, что должно быть сделано, для выживания в долгосрочной перспективе.

Видение

У организации есть разделяемое всеми ее участника видение будущего.

Лидеры ориентированы на будущее.

Краткосрочные цели часто противоречат долгосрочным целям. 

Наше видение служит источников воодушевления и мотивации для сотрудников.

Мы способны решать краткосрочные задачи, не ставя под угрозу наши долгосрочные перспективы.