Файл: Теоретические основы функций управления (Содержание основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Введение
Менеджмент можно определить как управление социально-экономическими и социально-техническими системами с целью получения определенного результата. Менеджмент представляет собой особый тип управления организацией в рыночных условиях хозяйствования, для которых характерны: рыночные механизмы развития экономики, которые предполагают наличие свободы предпринимательства, конкуренции и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, влечет, в свою очередь, необходимость адаптации и гибкости в поведении фирмы на рынке, чего нельзя достичь без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
Менеджмент – это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и работники, составляющие органы управления.
Каждое предприятие для реализации корпоративных целей, поддержания собственного существования выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Первым описал и формализовал основные виды управленческой деятельности А. Файоль. Он утверждал, что управлять – это означает планировать, организовывать, координировать, распоряжаться и контролировать.
Таким образом, функция управления можно определить как обособившийся вид управленческой деятельности. Функция управления – это вид деятельности, который основан на кооперации и разделении менеджмента и характеризуется определенной сложностью, однородностью и стабильностью воздействий со стороны субъекта управления на объект.
Актуальность исследуемой темы проявляется в том, что функции управления имеют огромное практическое значение, так как они в существенной степени определяют структуру органов управления любой организации.
Объектом исследования являются функции менеджмента.
Предметом исследования является содержание функций менеджмента.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных функций в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические основы функций управления;
- охарактеризовать содержание основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.
Плодотворное исследование поставленных задач опирается на возможности применения как общенаучных, так и специальных методов, среди них: логический, сравнения, социологический, детализации и синтеза.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников.
1 Теоретические основы функций управления
Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации. Как научное понятие процесс управления выступает в единстве трёх своих сторон: содержания, организации и технологии управления[1].
С содержательной стороны процесс управления может быть охарактеризован как целенаправленное воздействие на состояние элементов, образующих систему управления. Процесс этот выражает единство различных частичных процессов (технических, экономических, социальных и др.), выполняемых аппаратом управления в определённых пространственных и временных границах применительно к конкретным объектам и уровням управления.
Организационная характеристика процесса управления выражает пространственную и временную последовательность его протекания, определяемую циклом управления. Последний включает определение целей и осуществление функций управления. Важная роль в этом аспекте принадлежит делению процесса управления по принадлежности к компонентам системы управления и её уровням.
С процедурой (технологической) стороны процесс управления представляет собой связь определённых его стадий и фаз, получающих своё выражение и закрепление в их дальнейшем членении на виды работ, операции и действия, а также процедур, алгоритмов и т. д.
Функция (от лат «functio» – осуществление, исполнение) имеет ряд значений:
- деятельность, работа, обязанность;
- работа, которая проводится органом, организмом (например, функция печени, слюнной железы);
- круг деятельности, обязанность (например, должностные обязанности экономиста по труду);
- назначение, роль определенного элемента конструкции (например, функция шасси самолета, коробки смены передач автомобиля);
- роль, которую выполняет конкретный социальный институт по отношению к целому (например, функция семьи в обществе, функция государства);
- зависимая переменная величина (в физике, математике)[2].
Следовательно, любую работу, которую выполняет отдельный сотрудник или подразделение, можно вполне обоснованно назвать функцией. Однако в силу устоявшихся правил и норм при формировании организационных документов (должностных инструкций работников и положений о подразделениях) принято перечень работ, которые выполняются подразделением, называть функциями, а перечень работ, которые выполняются сотрудником – должностными обязанностями. В последнем случае имеет место наделение должностного лица перечнем обязанностей, за выполнение которых сотрудник несет ответственность, поскольку должностная инструкция определяет правовой статус работника.
Функция управления – это вид управленческой деятельности, при котором на управляемый объект воздействует субъект управления. Все функции, которые выполняют сотрудники организации, делятся на две группы: функции управления выполняются в управляющей системе, а функции производства – в управляемой системе. Функция управления дает ответ на вопрос, кто что делает или обязан делать в системе управления производством. Под функциями производства понимают деятельность производственного персонала по производству продукции и услуг.
Вопрос о функциях управления является одним из основных. Он раскрывает содержание и сущность управленческой деятельности на различных уровнях управления. Возникновение функций управления является результатом дифференциации целенаправленных воздействий, специализации и разделения труда в сфере управления.
Как категория науки управления функция управления является одним из способов реализации отношений управления. Функция управления является ключевой категорией науки управления, поэтому использование средств и методов управления, разработку структуры, расстановку и подбор персонала и т.п. следует проводить с учетом содержания и состава функций управления и эффективности их реализации, т.е. использование большинства категорий управления предполагает увязку их с функциями управления.
Таким образом, функция управления – особый вид деятельности, который выражает направления осуществления целенаправленного воздействия на объект управления. Объектом управления, в общем виде, может являться любая совместная специфическая производственно-хозяйственная деятельность. Однако, так как виды деятельности в отдельной производственной системе весьма разнообразны, а их число велико, то в качестве объекта управления целесообразно выделять только структурно обособленные производственные единицы. Рассмотрим далее следующие основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
2. Содержание основных функций менеджмента
2.1 Планирование
Планированием называют вид управленческой деятельности, который связан с определением целей управляемой системы, поиском самых эффективных средств и методов, которые необходимы для достижения данных целей, и формулирование совокупности показателей, которые определяют ход работ по достижению поставленных целей[3].
В процессе планирования разрабатываются планы. Под планом понимают намеченную на конкретный период работу с выделением ее целей, объемов, содержания, методов, сроков и последовательности выполнения. Планы – это не директивы, которым необходимо жестко подчиняться, а, скорее, индикаторы, которые показывают в каждой конкретной ситуации ее развития наиболее эффективные пути решения целей и задач управляемой системы.
Отсутствие планирования сводит управляемую систему в такое положение, когда она не воспринимает стоящих перед ней задач и целей, теряет ориентацию в окружении, т.к. руководствуется главным образом краткосрочными интересами и не понимает глубинного смысла происходящих событий, что приводит в более уязвимое положение относительно конкурентов.
Процесс планирования предполагает следующие стадии:
- объективный анализ состояния всех сторон управляемой системы и выявление ее возможностей;
- выявление цели управляемой системы и определение способов для ее достижения. При этом, цель должна быть четко определена, должна быть конкретной и содержать сроки, цифровые данные и перечень исполнителей;
- доведение планов до всех заинтересованных лиц, т.е. тех, кто должен выполнять данные планы и кто будет нести ответственность за их выполнение;
- на последнем этапе определяются методы оперативного контроля.
Утверждение, что эффективное управление начинается с определения целей, является аксиомой теории управления. Эта задача разрешается в процессе планирования. Правильно поставленная цель является залогом эффективности управления. Вместе с тем, это одновременно самый ответственный и сложный момент функции планирования. Определение целей управляемой системы некоторые специалисты относят к самостоятельной функции управления.
Определить цель управления – означает, описать необходимое, желаемое и возможное состояние системы, которое необходимо достигнуть. Вместе с тем, цели становятся инструментом управления лишь в том случае, когда они четко сформулированы и определены, а также известны сотрудникам и приняты ими к исполнению.
Определение цели начинается с установления миссии социальной системы или подсистемы, которая выражает смысл и философию ее существования. Обычно в цели обозначается статус системы, декларируются намерения руководящего состава, принципы работы системы, дается характеристика наиболее значимых характеристик системы. Миссия обозначает устремленность системы в будущее, показывает, на что будут направлены усилия, и какие ценности будут при этом приоритетными. Миссия направлена удовлетворение членов общества, их потребностей в определенном товаре или услуге. Ключевым моментом миссии является ответ на вопрос: какая основная цель управляемой системы?
Каждая социальная подсистема имеет собственную основную цель, при этом каждая из них должна иметь подчиненный характер относительно главной цели – общества в целом.
Таким образом, цель представляет собой конкретизацию миссии организации в форме, доступной для управления процессом ее достижения. Цель – это определенная высота, которую стремится достичь управляемая система.
Особое внимание в системе целей имеют стратегические цели, которые отражают глобальные, долгосрочные интересы и поэтому являются определяющими для всех остальных элементов системы.
При постановке цели существенное значение имеет указание, что и когда следует достичь.
Достижение целей требует применения необходимых средств. При постановке цели существенное значение имеет указание, что и когда следует достичь. Поэтому при постановке целей крайне важно иметь определенное представление о необходимых средствах ее достижения. Средства достижения цели должны поддерживаться субъектами управленческих отношений и быть согласованы с моральными принципами, господствующими в обществе.
Цель, которую ставят перед управляемой системой может выделяться, как правило, двумя способами:
- цель заранее задается, без предварительного анализа и определения возможностей системы;
- цель возникает из данного определенного состояния системы и выступает как ожидаемый к конкретному сроку результат, как желаемое будущее состояние системы[4].
Достижение различных целей возможно только при соответствии их содержания объективным обстоятельствам.
Цель определяется как некая идеальная модель будущего состояния управляемой системы, которая рассчитана с учетом не только имеющихся в наличии ресурсов, но и вероятного ввода некоторых дополнительных ресурсов, в том числе, для устранения отрицательного воздействия внешней среды.
Цели должны отвечать требованиям реальности, конкретности и контролируемости.
Реальность цели обозначает ее достижимость, что ассоциируется с необходимым обеспечением цели ресурсами, а также с правильно избранной стратегией ее достижения, эффективностью управления.
Конкретность цели обозначает, что цель должна включать ощутимые, вполне осязаемые результаты, которых необходимо достичь. В лучшем случае требование конкретности предполагает выражение цели с помощью количественных показателей. Однако не все цели есть возможность выразить количественно.
Если соблюдены требования реальности и конкретности, то путь к цели и ее достижение вполне контролируемо.