Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Налоги являются не только источником бюджетных поступлений, но и важнейшим инструментом управления экономикой. Налоги реализуют свои функции в налого­вой системе, принятой в конкретном государстве. Налоговые системы разных стран различаются по своей структуре и комбинации тех или иных налогов, но преследуют одну цель – создание стабильной доходной налоговой системы. Именно такую налоговую систему на протяжении по­следних лет небезуспешно пытается выстроить Россия.

Как и в большинстве зарубежных стран, в Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система: налоги делятся на феде­ральные, региональные и местные. Тем не менее как в российском, так и в зарубежном налого­вом законодательстве отсутствует четкое определение понятий «налоговая система» и «система налогов», описывается лишь структура налоговой системы, налоговые платежи и их элементы.

Происходящие в России глубокие перемены, направленные на формирование инвестиционной, торговой, административной, бюджетной, налоговой, банковской, валютной, внешнеэкономической и прочих систем, связанных с функционированием рынка и государственным управлением экономикой и финансами, высвечивают по-новому многие вопросы регулирования налоговых отношений. Весьма важно для развития инновационной экономики стимулирующее воздействие института налогообложения.

Цель работы – провести анализ налоговой системы Российской Федерации и определить пути совершенствования налоговой системы.

Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:

    • исследовать сущность налоговой системы;
    • рассмотреть сущность налоговой политики государства;
    • провести анализ поступления налогов в Российской Федерации;
    • выявить проблемы налоговой системы РФ;
    • определить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Предметом исследования выступает налоговая система государства.

Объектом исследования являются налоговая система РФ.

Теоретической и методологической базой работы служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области финансов и налогов.

Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах специалистов по налогообложению.


Методы исследования: сбор и обработка статистической информации, анализ, синтез, методы экономического анализа: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, табличный метод.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы налоговой системы  государства

1.1. Понятие налоговой системы

Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономиче­ская категория возникли вместе с образовани­ем государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государ­ственных границ.

Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства»[1]. Бенджамин Франклин, один из авторов Декла­рации независимости США, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уве­ренным, за исключением смерти и налогов»[2]. Трудно не согласиться с этой догмой. Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений. Налоги взимаются ор­ганами государственной власти (применитель­но к России – в лице Федеральной налоговой службы) и распределяются по уровням бюд­жетной системы.

Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономи­ческая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сфе­ры. Налог имеет двойственную природу: с од­ной стороны, это правовая, а с другой – эко­номическая категория. Так, М. М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой сторо­ны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства»[3]. Отсюда он делает вывод о том, что налог – это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов на­правлена на материальную выгоду государст­ва. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взи­мать налоги, а для граждан – обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существова­ния государства и его учреждений[4].


Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачи­вать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральны­ми органами власти, органами власти субъек­тов Российской Федерации и органами мест­ного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.

В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система, как и в большин­стве зарубежных стран.

В США, хотя и уста­новлена трехуровневая система налогов, тем не менее штатам дано право вводить свои на­логи.

Налоговая система Германии отличается разветвленностью: налоги подразделяются на три группы по своему назначению.

Франция поделила налоги не по бюджетам, а на прямые и косвенные.

В Италии налоги поделены на фе­деральные и местные.

В Великобритании так­же принята двухуровневая налоговая система.

В свое время еще Адам Смит сформулировал основные требования к формированию налого­вой системы: обязательность и определенность налогообложения, удобство уплаты налога, не­отягощенность налогами[5].

Введение налога еще не означает его по­ступление в бюджет. Чтобы у государства были денежные средства, необходимо прину­дительно собрать этот налог или стимулиро­вать налогоплательщика к самостоятельной уплате налога. Эти факторы можно соединить в понятии «налогообложение». Налогообложение – это опреде­ленная совокупность экономических и ор­ганизационно-правовых отношений, скла­дывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принуди­тельно-властное изъятие части доходов кор­поративных и индивидуальных собственни­ков в общегосударственное пользование. Следовательно, налогообложение – это деятельность государства по установлению, вве­дению и взиманию налогов[6].

Цель налогообложения – это создание и под­держание стабильной экономики государства и роста благосостояния граждан. Для обеспече­ния такой стабильности необходимы денежные ресурсы. Частично это могут быть доходы от собственных источников государства, например продажи государственного имущества или ценных бумаг. Однако в рыночной экономике преобладает частная собственность. Задача государства с минимальным уроном для част­ного бизнеса изъять часть прибыли организа­ций и граждан в виде налогов. Для этого не­обходимо выстроить эффективную налоговую систему.


Налоговая система складывалась в ходе экономического развития общества, государст­венной организации с помощью теоретических выкладок ученых, экономистов, философов еще с древнейших времен. Исторически сло­жились два основных блока теорий налогов: общие, которые включают в себя несколько теорий, и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражают назначе­ние налогообложения в целом.

Суть теории обмена заключается в возмезд­ном характере налогообложения: уплачивая налоги, граждане получают (покупают) от го­сударства определенный пакет услуг, который может включать в себя охрану границ государ­ства, частной собственности, поддержание по­рядка в стране (например, содержание армии, полиции, судов, налоговых служб и других го­сударственных органов).

Атомистическая теория налогов перекли­кается с теорией обмена с той лишь разницей, что налог рассматривается как результат дого­вора между государством и гражданами об ока­зании государством возмездных услуг.

Теория наслаждения также рассматривает налогообложение как некое платное удоволь­ствие, которое подданные получают от облада­ния собственностью, справедливого правосу­дия, охраны общественного порядка.

Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как страховые выплаты гражданину при наступлении страхового слу­чая. Налогоплательщик в зависимости от раз­мера своих доходов страхует себя и свою соб­ственность от стихийных бедствий, войн и пр.

Более проста и приближена к современ­ности классическая теория налогов, представ­ляющая налоги как один из видов доходов государства. Налоги, по мнению классиков, созданы для компенсации государственных расходов, например по содержанию правитель­ства. Таким образом, налоги рассматриваются только с фискальной стороны. При этом пош­лины и сборы не рассматриваются в качестве налоговых платежей.

Основная идея кейсианской теории нало­гов в заключается в том, что налоги являются главным экономическим рычагом, а пассивные сбережения населения тормозят развитие эко­номики, следовательно, их нужно изымать в виде налогов. Но в исследованиях не сказано, каким именно образом определить количество сбережений того или иного объекта.

Частные теории налогов представлены в таблице 1[7].

Таким образом, с раннего средневековья до современности продолжается изучение теории налогов. Российское законодательство не дает определения системы налогов и сборов, а лишь описывает ее структуру. Справедливо будет заметить, что в теории налогообложения также отсутствует четкое определение понятия «система налогов». Подразумевается, что сис­тема налогов – это часть налоговой системы в целом. Традиционно налоговая система опре­деляется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в уста­новленном порядке.


Таблица 1

Теории налогов

Теория

Период

Суть теории

Теория соотношения
прямого и косвенного
налогообложения

Начало средних
веков

Системы налогов как таковой еще нет, но с граждан взимают прямые налоги. Постепенно внедряются косвенные налоги как источник более простого пополнения государственной казны

Конец средних
веков

Преобладает косвенное налогообложение

Конец 19 в.

Действуют наравне и прямое, и косвенное налогообложение

Теория единого налога

Разные времена

Внедряется в практику исключительный налог на установленный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Разные времена

Устанавливаются твердые ставки налогов или ставки поднимаются вместе с ростом доходов

Теория переложения
налогового бремени

Середина 17 в.

Налоговое бремя распределяется в процессе обмена

На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налого­вых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, по нашему мнению, является определение С. Г. Пепеляева, кото­рый трактовал налоговую систему как сово­купность установленных в государстве суще­ственных условий налогообложения. Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие эле­менты налогообложения.

А. В. Брызгалин определял налоговую си­стему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общест­венных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер[8]. К. С. Бельский определяет на­логовую систему как основанную на опре­деленных принципах совокупность взаимос­вязанных частей (элементов) в сфере нало­гообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, систе­ма установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования. Д. Г. Черник пони­мает под налоговой системой сложное об­разование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования[9].