Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налоговой системы
1.2. Понятие налоговой политики государства
Глава 2. Анализ налоговой системы Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений
2.2. Проблемы налоговой системы РФ
Введение
Актуальность. Налоги являются не только источником бюджетных поступлений, но и важнейшим инструментом управления экономикой. Налоги реализуют свои функции в налоговой системе, принятой в конкретном государстве. Налоговые системы разных стран различаются по своей структуре и комбинации тех или иных налогов, но преследуют одну цель – создание стабильной доходной налоговой системы. Именно такую налоговую систему на протяжении последних лет небезуспешно пытается выстроить Россия.
Как и в большинстве зарубежных стран, в Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система: налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Тем не менее как в российском, так и в зарубежном налоговом законодательстве отсутствует четкое определение понятий «налоговая система» и «система налогов», описывается лишь структура налоговой системы, налоговые платежи и их элементы.
Происходящие в России глубокие перемены, направленные на формирование инвестиционной, торговой, административной, бюджетной, налоговой, банковской, валютной, внешнеэкономической и прочих систем, связанных с функционированием рынка и государственным управлением экономикой и финансами, высвечивают по-новому многие вопросы регулирования налоговых отношений. Весьма важно для развития инновационной экономики стимулирующее воздействие института налогообложения.
Цель работы – провести анализ налоговой системы Российской Федерации и определить пути совершенствования налоговой системы.
Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:
-
- исследовать сущность налоговой системы;
- рассмотреть сущность налоговой политики государства;
- провести анализ поступления налогов в Российской Федерации;
- выявить проблемы налоговой системы РФ;
- определить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Предметом исследования выступает налоговая система государства.
Объектом исследования являются налоговая система РФ.
Теоретической и методологической базой работы служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области финансов и налогов.
Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах специалистов по налогообложению.
Методы исследования: сбор и обработка статистической информации, анализ, синтез, методы экономического анализа: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, табличный метод.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы государства
1.1. Понятие налоговой системы
Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономическая категория возникли вместе с образованием государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государственных границ.
Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства»[1]. Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов»[2]. Трудно не согласиться с этой догмой. Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений. Налоги взимаются органами государственной власти (применительно к России – в лице Федеральной налоговой службы) и распределяются по уровням бюджетной системы.
Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы. Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой – экономическая категория. Так, М. М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства»[3]. Отсюда он делает вывод о том, что налог – это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан – обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений[4].
Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система, как и в большинстве зарубежных стран.
В США, хотя и установлена трехуровневая система налогов, тем не менее штатам дано право вводить свои налоги.
Налоговая система Германии отличается разветвленностью: налоги подразделяются на три группы по своему назначению.
Франция поделила налоги не по бюджетам, а на прямые и косвенные.
В Италии налоги поделены на федеральные и местные.
В Великобритании также принята двухуровневая налоговая система.
В свое время еще Адам Смит сформулировал основные требования к формированию налоговой системы: обязательность и определенность налогообложения, удобство уплаты налога, неотягощенность налогами[5].
Введение налога еще не означает его поступление в бюджет. Чтобы у государства были денежные средства, необходимо принудительно собрать этот налог или стимулировать налогоплательщика к самостоятельной уплате налога. Эти факторы можно соединить в понятии «налогообложение». Налогообложение – это определенная совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Следовательно, налогообложение – это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов[6].
Цель налогообложения – это создание и поддержание стабильной экономики государства и роста благосостояния граждан. Для обеспечения такой стабильности необходимы денежные ресурсы. Частично это могут быть доходы от собственных источников государства, например продажи государственного имущества или ценных бумаг. Однако в рыночной экономике преобладает частная собственность. Задача государства с минимальным уроном для частного бизнеса изъять часть прибыли организаций и граждан в виде налогов. Для этого необходимо выстроить эффективную налоговую систему.
Налоговая система складывалась в ходе экономического развития общества, государственной организации с помощью теоретических выкладок ученых, экономистов, философов еще с древнейших времен. Исторически сложились два основных блока теорий налогов: общие, которые включают в себя несколько теорий, и частные теории налогов.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Суть теории обмена заключается в возмездном характере налогообложения: уплачивая налоги, граждане получают (покупают) от государства определенный пакет услуг, который может включать в себя охрану границ государства, частной собственности, поддержание порядка в стране (например, содержание армии, полиции, судов, налоговых служб и других государственных органов).
Атомистическая теория налогов перекликается с теорией обмена с той лишь разницей, что налог рассматривается как результат договора между государством и гражданами об оказании государством возмездных услуг.
Теория наслаждения также рассматривает налогообложение как некое платное удовольствие, которое подданные получают от обладания собственностью, справедливого правосудия, охраны общественного порядка.
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как страховые выплаты гражданину при наступлении страхового случая. Налогоплательщик в зависимости от размера своих доходов страхует себя и свою собственность от стихийных бедствий, войн и пр.
Более проста и приближена к современности классическая теория налогов, представляющая налоги как один из видов доходов государства. Налоги, по мнению классиков, созданы для компенсации государственных расходов, например по содержанию правительства. Таким образом, налоги рассматриваются только с фискальной стороны. При этом пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налоговых платежей.
Основная идея кейсианской теории налогов в заключается в том, что налоги являются главным экономическим рычагом, а пассивные сбережения населения тормозят развитие экономики, следовательно, их нужно изымать в виде налогов. Но в исследованиях не сказано, каким именно образом определить количество сбережений того или иного объекта.
Частные теории налогов представлены в таблице 1[7].
Таким образом, с раннего средневековья до современности продолжается изучение теории налогов. Российское законодательство не дает определения системы налогов и сборов, а лишь описывает ее структуру. Справедливо будет заметить, что в теории налогообложения также отсутствует четкое определение понятия «система налогов». Подразумевается, что система налогов – это часть налоговой системы в целом. Традиционно налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.
Таблица 1
Теории налогов
Теория |
Период |
Суть теории |
Теория соотношения |
Начало средних |
Системы налогов как таковой еще нет, но с граждан взимают прямые налоги. Постепенно внедряются косвенные налоги как источник более простого пополнения государственной казны |
Конец средних |
Преобладает косвенное налогообложение |
|
Конец 19 в. |
Действуют наравне и прямое, и косвенное налогообложение |
|
Теория единого налога |
Разные времена |
Внедряется в практику исключительный налог на установленный объект налогообложения |
Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения |
Разные времена |
Устанавливаются твердые ставки налогов или ставки поднимаются вместе с ростом доходов |
Теория переложения |
Середина 17 в. |
Налоговое бремя распределяется в процессе обмена |
На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налоговых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, по нашему мнению, является определение С. Г. Пепеляева, который трактовал налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие элементы налогообложения.
А. В. Брызгалин определял налоговую систему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер[8]. К. С. Бельский определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования. Д. Г. Черник понимает под налоговой системой сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования[9].