Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования готовности детей к школе
1.2 Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе
2.1 Исследование мотивации старших дошкольников к обучению
2.2 Констатирующий эксперимент готовности детей к школе
3. Характеристика модели формирования готовности старших дошкольников в обучению в школе
3.1 Оценка психологической готовности детей к обучению в школе
3.2 Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению к школе
Проблема мотивационной готовности является не достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребенка. Педагоги интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего, потому, что на практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.
Представляет интерес более обстоятельное рассмотрение данной проблемы в связи с тем, что педагогам приходится постоянно сталкиваться с одной из традиционных проблем – проблемой низкой учебной мотивации. Недостаток учебной мотивации – одна из главных причин низких результатов учебы. Но для того, чтобы попытки разрешения данной проблемы стали более реалистичными, чтобы создать педагогические условия развития мотивации учащихся в учебной деятельности, представляется необходимым более тщательно и глубоко разобраться в теоретическом обосновании понятий мотива и мотивации, выявить причинно-следственные связи между организационной стороной образовательного процесса в школе, личностными и профессиональными качествами педагога и мотивационной сферой личности учащихся.
Как известно, переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребенка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.
Исследование проводилось в подготовительной группе ДОУ № 4 «Алёнушка» города Димитровграда. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в количестве 60 человек.
1 этап. Формирование выборки исследования.
2 этап. Выбор методик, адекватных объекту и предмету исследования.
Были выбраны следующие методики:
1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни школьной мотивации дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.Г. Лускановой.
2. Опрос по методике Н.А. Нежновой «Беседы о школе» (Рис. 2).
Рис. 2. Уровни сформированности внутренней позиции дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.А. Нежновой.
Так, старший дошкольный возраст и поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.
Проведенное исследование показало, что половина детей (50%) в группе имеет высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У этих детей достаточно сформирована внутренняя позиция школьника. Это говорит о положительном отношении ребенка к школе и о школьно-учебной мотивации.
Хорошую школьную мотивацию и начальную стадию формирования внутренней позиции школьника имеют 35% и 45% детей соответственно.
10% детей имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Один ребенок совершенно не проявляет интереса к школе. Он имеет низкий уровень школьной мотивации, при этом он находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Внутренняя позиция школьника у такого ребенка не сформирована.
Математико-статистический анализ результатов исследования показал, что расчетный коэффициент ранговой корреляции Спирмена попадает в зону значимости, следовательно, выдвинутая в начале исследования, гипотеза доказана.
Таким образом, ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.
2.2 Констатирующий эксперимент готовности детей к школе
Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка» [5, с. 89]. Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность [5, с. 90].
Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готов ность, входящая в психологическую (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова и др.) и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов:
- учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
- широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
- позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);
- оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности);
- внешний (подчинение требованиям родителей);
- игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
На практике недостаточно внимания уделяется развитию мотивации учения, чаще педагоги и родители стремятся к формированию системы знаний, умений и навыков, не придавая должного значения мотивам и потребностям ребёнка, недооценивая их при овладении учебной деятельностью.
Поэтому целью проведенной экспериментальной работы стало исследование особенностей формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста и разработка эффективной методики формирования мотивационной готовности на материале математики.
Проведённый констатирующий эксперимент позволил проанализировать уровень развития мотивационной готовности к школе старших дошкольников (60 детей) муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 «Алёнушка» города Димитровграда. Были использованы следующие методики: «Ранжирование мотивов учения», «Изучение мотивов учения», «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна Йирасека.
Цель методики «Ранжирование мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности детей. Педагог проранжировал стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива (предлагалось 6 карточек, на одной стороне которых написаны характеристики поведения и действий ребёнка 6–7 лет, на другой – тип мотива, соответствующий данной характеристике).
Цель методики «Изучение мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности. Детям в индивидуальном порядке предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца ребёнку показывали схематический, соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания.
Среди тестов, определяющих функциональную готовность к школе, широкую известность имеет «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна Йирасека, состоящий из трёх заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание письменных букв;
3) срисовывание группы точек.
Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка.
В ходе первичной диагностики общей готовности к школьному обучению мы выявили:
- уровень мотивационной готовности детей к школе в основном находится на среднем и низком уровнях (38 баллов по оценке педагога и 36 баллов по выбору ребёнка);
- 36 из 60 показали средний уровень развития общей готовности к школьному обучению, при этом уровень мотивационной готовности к школьному обучению у них в пределах от низких до средних значений;
- 10 детей показали низкий уровень мотивационной готовности;
- только 14 ребят из исследуемых групп показали нижний предел высокого уровня мотивационной готовности, т.е. предъявили учебный мотив как ведущий.
По итогам констатирующего эксперимента дети были разделены на 2 группы (по 30 чел. в каждой): контрольную и экспериментальную, примерно с одинаковым уровнем мотивационной готовности к школе.
На втором этапе исследования (формирующем) была определена и реализована система работ по формированию мотивационной готовности у детей экспериментальной группы через использование в учебно-педагогическом процессе развивающих игр и упражнений на математическом материале. В итоге реализованы направления:
- познавательно-развивающее (занятия с детьми, развивающие игры и другие мероприятия по формированию мотивационной готовности к школе);
- закрепляюще-развивающее (работа по организации взаимодействия с семьей);
- создание специальных развивающих условий и среды в ДОУ для стимулирования самостоятельности детей в развитии познавательного интереса и познавательных мотивов.
Система развивающих игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности и мотивационной готовности к учебной деятельности, носит интегрированный характер (включает элементы занятий по ознакомлению с художественной литературой, математикой, музыкой, физкультурой, изобразительной и трудовой деятельностью и т.д.).
Основные цели проведения занятий по развитию познавательной активности и учебной мотивации:
- развивать интерес к знаниям и потребность в познавательной деятельности;
- вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач, воспитать самостоятельность и инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
- целенаправленно развивать познавательные процессы (умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу);
- развивать способности к простейшим обобщениям, умения использовать полученные знания в новых условиях;
- научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
- развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли;
- развивать творческие способности: самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность;
- группу фигур, обладающую общим признаком;
- развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
- научить слушать и работать самостоятельно.
Параллельно с работой на занятиях с детьми проходила работа и с родителями: семинары «Как готовить ребёнка к школе?», «Развить желание учиться дома» и др., консультации «Чем я могу помочь своему ребёнку в подготовке к школе?», открыт уголок «Родителям будущего первоклассника».
В группе была организована специальная развивающая среда – «Уголок будущего первоклассника», включающая дидактические материалы для занятий, развивающих игр и упражнений, иллюстративный материал (картинки, фотографии), дневник успехов, в котором с помощью системы условных обозначений отмечаются успехи ребёнка на занятиях. Дневник успехов стимулирует детей к проявлению активности, помогает осознать значимость своих успехов, служит ориентиром эффективности форм и методов работы для педагога.
На момент проведения контрольного эксперимента и в контрольной, и в экспериментальной группе отмечена положительная динамика изменений по показателю развития мотивационной готовности к школе, при этом в экспериментальной группе результаты гораздо выше.
Проведенная повторная беседа-интервью позволила отметить различия в ответах детей. Дети экспериментальной группы чаще высказывали заинтересованность занятиями познавательного характера, выражали желание поскорее пойти в школу, причём большинство отметило, что им хочется узнать больше новой информации. Таким образом дети демонстрируют преобладание учебно-познавательного мотива.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости специальной, целенаправленной работы в ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе.
3. Характеристика модели формирования готовности старших дошкольников в обучению в школе
3.1 Оценка психологической готовности детей к обучению в школе
В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.