Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях, когда инновации приобретают статус основного показателя жизнестойкости, жизнеспособности любой социально-экономической системы, предприятиям необходимо искать внутренние условия поддержания высокого статуса инновационной активности. Такими условиями становятся сильная организационная культура компании, в рамках которой складывается система адаптации персонала.

Целью организационной культуры как современного управленческого ресурса является повышение эффективности деятельности организаций и предприятий в высококонкурентной среде[23].

Как правило, все существующие организации уникальны: каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, коммуникации, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы, образующие в совокупности специфическую корпоративную культуру. Организационная культура – это идеология управления и организации социально-экономической системы, направленная в первую очередь на повышение трудового потенциала системы и выражающая основные ценности организации[24].

Большинство исследователей сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации[25].

Организационная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нём материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манеру персонала одеваться, установленные стандарты качества выпускаемого продукта и многое другое. По утверждению Томаса Дж. Питерса и Роберта Уотермана, которые в 1982 г. в книге «В поисках совершенства» предложили знаменитую схему 7 S (структура, стратегия, система, способности, сотрудники, стиль управления, совместные ценности) «совместные ценности» являются наиболее важным элементом. Авторы современных бизнес-повествований видят компанию будущего обладающей единой системой ценностей. В результате мы имеем дело с эффективной и целенаправленной организацией, где каждый борется за общее дело. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации[26].


Организационная культура, чтобы сделать организацию эффективным субъектом управления, должна:

– содержать ясные всему персоналу цели и задачи предприятия, способные быть измеренными[27]. Задачи, выполнение которых невозможно оценить, ничего не меняют в поведении людей, делают их пассивными;

– показывать, что каждый участник производства имеет реальную возможность принимать участие в действиях по самоуправлению;

– демонстрировать уникальность предприятия или события. Уникальность формирует статус предприятия, сохранение которого активизирует персонал;

– содержать четкое определение того, что требуется от каждого участника производства и что каждый участник производства получит в результате выполнения всех требований;

– быть эмоционально стимулирующей и вдохновляющей[28].

Руководители организаций через развитие организационной культуры стремятся достичь повышения заинтересованности работников в трудовой деятельности, влияя на трудовую адаптацию. На крупных предприятиях целесообразно выделение в составе службы управления персоналом отдела (сектора) управления организационной культурой. Важным представляется взаимодействие и координация горизонтальных связей с другими функциональными службами персонала[29]. В задачи работников отдела управления организационной культурой могут входить: разработка этических норм; разработка и поддержание традиций, обрядов, ритуалов; обучение этическому поведению; диагностика культуры; выявление отклонений в поведении работников, их причин, места и времени; разработка и реализация профилактических и воспитательных мер по исключению поведения, отклоняющегося от установленных норм[30].

Большинство новых работников представляют свою предстоящую деятельность формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остается масса открытых вопросов и проблем. Новичок обычно не знает, кому и что говорить или даже где ему находиться. Новизна для него означает незнание того, чего следует ожидать, необходимость мириться с большими жизненными изменениями, неуверенность в будущем[31]. Пройдет некоторое время, прежде чем новый сотрудник научится ориентироваться на работе. Первые несколько дней являются решающими, помогающими ему встать на верный путь, выработать позитивное отношений, обрести хорошее самочувствие[32]. Кроме этого работник сталкивается с определенной корпоративной культурой, которая может сильно отличаться от принятой в той организации, где он работал ранее. Сложности возникают и при освоении новой профессии и нового рабочего места. Тем не менее, у нового работника нет другого выхода кроме как найти «общий язык» с членами коллектива, в котором ему предстоит трудиться и освоить новую специальность, если он хочет эффективно работать в данной организации. Самая тяжелая форма адаптации связана с эмиграцией в другую страну, когда человеку приходится изучать другой язык, принимать правила и законы, установленные в другой стране, учиться думать по-новому[33]. Для формирования единой организационной культуры компании, прежде всего, необходимо развивать внутренние коммуникации.


Открытость информации, связанной с различными аспектами деятельности организации, корпоративные издания, создание сети интранет способствуют легкому доступу сотрудников компании к внутренней информации. Компетентные работники могут работать на более совершенном оборудовании, применять более совершенную методику; они способны генерировать идеи, творчески подходить к работе[34]. Это положительно сказывается на качестве продукции, позволяет организации разрабатывать собственные уникальные технологии, продукцию, тем самым повышая прибыльность[35].

Организационная культура предприятий неизбежно будет претерпевать изменения, обусловленные влиянием на неё системы целей, вытекающих из стратегических программ, вызывающих трансформационные изменения в организационной культуре[36].

Для эффективного руководства компанией необходимо иметь четкое и правильное представление о влиянии организационной культуры на все показатели деятельности, о путях её формирования и развития, возможностях её корректировки и поддержания[37].

Влияние организационной культуры отражается на экономических результатах деятельности организации. Проводя наблюдение за данными в течение нескольких лет, можно отслеживать изменения показателей реализации кадровой политики в сторону увеличения или уменьшения (в зависимости от содержания целей) и выявления тенденций развития кадровых процессов за определенный период (месяц, квартал, год). Таким измеряемым показателем при адаптации персонала организации является соотношение принятых и уволенных работников.

Таким образом, проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.

Трудовая адаптация персонала – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.


Организационная культура влияет на эффективность функционирования организации через всю совокупность составляющих её элементов. Можно сделать вывод о том, что организационная культура является важным, неотъемлемым элементом организации, оказывающим существенное влияние на её функционирование и эффективность, а также может выступать в качестве фактора обуславливающего успех или, наоборот, приводящего к неудачам любых процессов организационного изменения. Любое изменение целей, стратегии, принципов работы компании, так же как и перемены во внешнем окружении, требует изменения организационной культуры.

ГЛАВА 2. Анализ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ персоналА в меховоМ салонЕ «АЛЛЕГРО»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Индивидуальное предприятие ИП Зайкова Т.И. образовано в 2002 г.

Юридический адрес предприятия: 445039, Самарская обл., Тольятти г., ул. Дзержинского, 17а.

Для осуществления предпринимательской деятельности ИП Зайкова Т.И. открыто ателье «Аллегро». Основными видами деятельности ателье является ремонт и пошив изделий из меха и кожи.

Организационная структура управления представлена на рисунке 2.

Директор

Главный буxгалтер

Начальники участков (5 раб.)

Рабочие-закройщицы

Швеи

Рисунок 2 - Организационная структура управления мехового салона «Аллегро»

Организационная структура мехового салона «Аллегро» - линейно-функциональная.

Возглавляет меховой салон «Аллегро» директор, который организует, планирует и координирует деятельность предприятия, обеспечивает его необходимым и исправным оборудованием, приобретение в необходимых количествах материалов и фурнитуры, пользующихся постоянным спросом. Директор ателье определяет ценовую политику оказания услуг по ремонту, пошиву швейных и меховых изделий. Осуществляет контроль за рациональным расходованием материальных, технических и трудовых ресурсов, сокращением затрат и повышением эффективности обслуживания заказчиков. Должность менеджера по персоналу на предприятии не предусмотрена, поэтому директор осуществляет подбор и расстановку кадров, организует рациональное использование труда работников, принимает решения в сфере оплаты труда.


Функции ведения бухгалтерского учета возложены на главного бухгалтера. Главный бухгалтер ведет учетные регистры, проводит расчеты, подготавливает внутреннюю финансовую отчетность предприятия. Кроме того, на главного бухгалтера возложена обязанность проведения инвентаризации.

Непосредственное руководство производственным процессом осуществляют начальники участков, которые подчиняются непосредственно директору мехового салона.

Система основных технико-экономических показателей деятельности предприятия сформирована за последние три года работы предприятия и представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности мехового салона «Аллегро»

Показатели

Ед.

измер.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонение

2014/2013

2015/2014

абс.

%

асб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем производства и реализации услуг в стоимостном выражении

руб.

2620667

3144800

3348375

524133

19,99

203575

6,47

Объем производства и реализации услуг в натуральном выражении

шт.

2810

3060

3180

250

8,90

120

3,92

Среднесписочная численность работающих

чел.

26

25

26

-1

-3,85

1

4,00

рабочих

18

18

19

-

-

1

5,56

Среднегодовая выработка одного работающего

руб.

100794

120954

128783

20160

20,00

7829

6,47

одного рабочего

145592

174711

176230

24998

24,80

2991

2,38