Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и принципы организации безналичных расчетов.
1.1 Безналичные расчеты, понятие и пути развития в России.
1.2 Клиринг – как безналичная система расчетов. Понятие и виды клиринга.
1.3 История зарождения клиринга в России и мире.
Глава 2. Клиринговые организации.
2.1. Функционирование клиринговых организаций.
2.2. Клиринговая деятельность в России и правовое регулирование.
Каждодневное исполнение.
Из-за различия традиций и процедур на рынках мира разработаны и применяются различные схемы, временные рамки и системы исполнения. Существенным различием является то, что некоторые из основных мировых рынков работают на основе цикла исполнения с "расчетным днем", в то время как другие используют "каждодневное" исполнение. На первых все заключенные за некоторый период сделки исполняются в особый ("расчетный") день (или после него). При этом можно использовать зачет (НЗИ или иного типа), и сводить число операций до минимально возможного. Эта форма временного графика исполнения увеличивает проходящее между заключением и исполнением сделки время. При такой схеме в периоды активности на рынках может прибавиться связанных с объемом сделок проблем.
Каждодневное исполнение предполагает, что все сделки должны быть исполнены через фиксированное число дней после заключения, что предполагает исполнение сделок во все рабочие дни недели. Например, при принятии для каждодневного исполнения стандарта T+5, заключенные в понедельник сделки исполняются в следующий понедельник, через пять рабочих дней. Сделки вторника исполняются в следующий вторник и т.д. В результате эффективно ограничивается число незавершенных сделок на каждый момент времени. Так как механизм каждодневного исполнения позволяет избежать перегрузок при обработке информации, он предоставляет возможность повысить эффективность функционирования и уменьшить риск на рынке. Это становится возможным, так как становится возможным избежать перегрузки при обработке сделок. Также становится возможным принятие на рынке стандартов T+5 или T+3, а в дальнейшем, конечно, и более быстрого исполнения.
Когда временные рамки клиринга и исполнения будут стандартизированы, будут созданы условия для дальнейшего увеличения объемов, увеличения удобства и безопасности. С учетом этих факторов каждодневное исполнение рекомендуется как метод исполнения для всех рынков.
1.3 История зарождения клиринга в России и мире.
Клиринг широко используется как во внутренних так и в международных расчетах. Основой для клиринга послужило хранение денежных средств в банках, оформление различных долговых обязательств (векселей) и получение займов. Сначала началось погашение внутри одного банка взаимных обязательств(вкладов и займов) у одного лица, затем между разными лицами, и, наконец началось взаимное погашение разных денежно- имущественных обязательств между различными лицами и в межбанковской сфере.
Впервые клиринг начал применяться в расчетах между английскими банками в середине 18 века, что было вызвано узостью металлической базы обращения (недостатком золота) и развитием кредитных средств обращения. Развитие клиринговых расчетов, рост числа участвующих в расчетах банков привели к возникновению специальных банковских институтов, осуществлявших зачеты взаимных требований между банками – специальных так называемых расчетных палат (clearing house). Первая такая расчетная палата была учреждена в Лондоне в 1775 году.
Наиболее широкое распространение клиринг получил в наше время. Развитие кредита и кредитных отношений, различные долговые обязательства, громадные размеры чекового оборота обуславливают необходимость применения широкой системы безналичных расчетов - КЛИРИНГА. Однако в период экономических спадов и кризисов, появление значительной инфляции, когда происходит резкие нарушения системы безналичных расчетов, возникает погоня за наличными деньгами, золотом и другими денежными товарами – посредниками.
В эти периоды клиринг может значительно снизить свое влияние в экономическом процессе. Например, достаточно вспомнить период перестройки, когда доверие к безналичным расчетам резко упало, и предпочтение отдавалось либо расчетам наличными деньгами, либо взаимному товарообмену (бартеру).
В тот момент экономика страны по своему товарно – денежному обращению скатилась на уровень Западной Европы 18 века, когда клиринг только лишь зарождался, и безналичные расчеты осуществлялись в основном при отношениях с государством (уплата налогов, пошлин, сборов и т. п.). Между собой и своими работниками предприятия предпочитали рассчитываться по-другому.
В сфере международных расчетов клиринг выступал вначале в форме удовлетворения валютных взаимных требований, при котором расчеты между двумя или несколькими странами осуществляются путем зачета встречных требований, а платежи наличной валютой и золотом производился лишь на сумму разницы в товарных поставках и предоставленных услугах. Сегодня валютный клиринг используется не только для внешнеторговых расчетов, а уже распространился на операции неторгового характера и другие платежи, возникающие в результате экономических связей между отдельными странами. Наибольшее применение в практике международных расчетов получил двусторонний клиринг, при котором зачет встречных требований и обязательств происходит между двумя странами на условиях и в валют , определяемой этим договором. В наше время уже не существует значительного преимущества одной валюты, современный экономический мир стал много валютным.
В зависимости от способов погашения задолженности современный клиринг делится на:
-взаимные расчеты, по которым предусматривается погашение образовавшейся задолженности товарными поставками, а не золотом или обратимой валютой (клиринг с неконвертируемым, необратимым сальдо);
-взаимные расчеты, по которым имеющееся сальдо полностью или в определенном проценте должно погашаться путем платежей в золоте или свободно обратимой валюте (клиринг с конвертируемым, обратимым сальдо).
Валютный клиринг в практике международных расчетов капиталистических стран развились в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. этот кризис вызвал потрясение капиталистической валютной системы. В 30-е гг. большинство капиталистических стран ввели жесткие валютные ограничения. Первое клиринговое соглашение было заключено между Швейцарией и Венгрией в 1931 году. К середине 50-х гг. около 60% международных расчетов капиталистических стран осуществлялось с помощью валютного клиринга. Начиная с 1958 года, в связи с расширением взаимной обратимости валют ряда капиталистических стран удельный вес клиринговых расчетов в общем платежном обороте капиталистического мира стал постепенно снижаться.
Первое Временное Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации в развитие указанной нормы ФЗ «О рынке ценных бумаг» появилось в конце 1997 года (утверждено постановлением ФКЦБ России 30 декабря 1997 года №44).
С точки зрения регулирования клиринговой деятельности оно было
самым безобидным, поскольку практически не содержало требований. По сути это было «прощупыванием» ситуации в условиях, когда клиринговые услуги не были выделены из услуг инфраструктурных организаций, способствующих заключению или исполнению сделок с ценными бумагами. При этом указанное положение не содержало жесткой регламентации.
Вместе с тем это была первая попытка дать основные определения, относящиеся к клиринговой деятельности, многие из которых сохранились и в действующих актах. В частности, было дано определение централизованного клиринга, клирингового центра.
Второе рассмотренное временное положение получило Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 23 ноября 1998 г. № 51. Его нельзя назвать революционным, скорее, оно развивало некоторые нормы Временного положения. В нем уже содержалось понятие клиринговых регистров, клиринговых пулов, отчетов участника клиринга, требования к содержанию условий осуществления клиринговой деятельности, требования к внутреннему регламенту, договорам. В этом Положении было также введено деление клиринга на простом, многосторонний и централизованный. В частности, простой клиринг определялся как порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором контроль наличия на счетах участников клиринга необходимого количества ценных бумаг и денежных средств и расчеты по ним между участниками клиринга осуществляются по каждой совершенной сделке. Многосторонний клиринг определялся как порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором операции по сделкам клирингового пула производятся между участниками клиринга по итогам неттинга по всем совершенным, подтвержденным и обеспеченным необходимым количеством ценных бумаг и денежных средств сделкам. В понятии централизованного клиринга было впервые указано на исполнение обязательств через счета клиринговой организации стороны по сделкам в расчетном депозитарии и расчетной организации. В этом Положении услуга обеспечения поставки против платежа также относилась к числу обязательных услуг клиринговой организации.
Впервые понятие клиринговых счетов, клиринговой организаци , через которые могут осуществляться расчеты при многостороннем, но не обязательно централизованном клиринге, описание модели гарантийного фонда было включено в действующее Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации от 14.08.2008, также претерпевшее ряд изменений к настоящему времени.
Глава 2. Клиринговые организации.
2.1. Функционирование клиринговых организаций.
Клиринговая организация это организация, осуществляющая клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности выданной Федеральной комиссией.
Клиринговые (расчетные) палаты при биржах выросли из практики торговли реальным товаром их появление было вызвано самим развитием биржевой торговли, ростом объемов биржевых операций и увеличением числа участников биржевого рынка.
Клиринговые палаты были организованны на большинстве бирж мира прежде всего для обеспечения их финансовой целостности, а также защиты интересов своих членов и их клиентов.
Деятельность клиринговых палат направлена на организацию и проведение
расчетно-финансовых операций между участниками биржевого торга, упорядочивание, упрощение и удешевление расчетов, обеспечение финансовой устойчивости биржевых операций, регулирование процедуры поставки.
Расчетный механизм бирж является важным элементом рынка. Клиринговые (расчетные) палаты отвечают за оплату счетов, клиринговую торговлю, сбор и сохранность маржи, а также за информационные отчеты о состоянии рынка. Они выступают третьей стороной по всем фьючерсным контрактам и сделкам, являясь покупателем для каждого продавца из числа членов клиринговой палаты, и продавцом для каждого покупателя. Продавцы и покупатели не имеют друг перед другом финансовых обязательств, а отвечают перед расчетной палатой через свои фирмы, являющимися ее членами. Клиринговая (расчетная) палата как бы прерывает прямую связь между продавцом и покупателем, в результате чего каждый остается свободным и независимым друг от друга при покупках и продажах. Функции клиринговой палаты определены самим процессом клиринга, состоящего из двух основных частей, которые можно условно разделить на операционную и финансовую. Рассмотрим каждую из этих функций отдельно.
Функции финансовой части процесса клиринга.
Важное значение в системе клиринга имеет финансовая часть этого процесса. Она представляет собой совокупность действий, при которых клиринговая палата рассчитывает величину денежных средств, соответствующих количеству заключенных сделок и отображающих величину риска членов клиринговой палаты, приходящуюся на каждого из них, когда они имеют обязательства клиринговой палатой. Финансовая часть характеризуется и совокупностью обязательств самой клиринговой палаты, когда она выступает гарантом по отношению к участникам клиринга. Финансовая часть в полном осуществляется на рынке фьючерсных операций. Финансовая часть содержит в себе 4 основные функции: -аккумуляция первоначальной маржи (депозита); -аккумуляция переменной маржи и платежи по расчетам; -управление риском и информационные системы отслеживания финансовой целостности участников клиринга; -гарантийные фонды и право на их использование.
Функции операционной части процесса клиринга.
В рамках операционной части клиринговая палата организует обработку данных, полученных, по результатам торгов и содержит в себе 3 функции: -вхождение на рынок (фиксация сделок); -сверка и сопоставление параметров сделок; -регистрация сделок и взаимоучет открытых позиций. Услуги клиринга подлежат обязательному лицензированию. Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.), созданное в соответствии с законодательством России. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее ста миллионов рублей (100 000 000). Руководитель клиринговой организации или ее филиала, а также главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля, руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны иметь высшее образование, обладать определенным профессиональным опытом и соответствовать квалификационным и иным требованиям, предусмотренным Законом. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой и иной деятельностью, предусмотренной ФЗ «О клиринге». Организация, совмещающая клиринг с другими видами деятельности, обязана создать одно или несколько отдельных структурных подразделений. То есть, если хозяйственное общество пожелает предоставлять клиринговые услуги в России, то ему нужно будет не только получить лицензию, иметь 100 000 000 рублей и соответствовать иным установленным требованиям, но и зарегистрировать Правила клиринга.