Файл: Методы управления инновационными проектами (Глава 1. Теоретические основы управления инновационными проектами).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
Как вид профессиональной деятельности, проектный менеджмент включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей[29].
Инновационный проект - система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации[30].
Использование проектного менеджмента дает возможность предприятиям:
- реально определять приоритетные направления своей деятельности;
- облекать их в форму цельных программ и проектов;
- четко и однозначно формулировать цели и ожидаемые результаты;
- формулировать критерии успешности выполнения проектов;
- осознанно учитывать возможные риски;
- оптимизировать использование ресурсов организации.
1.3. Особенности жизненного цикла инновационных проектов
Инновационные проекты проходят определенные временные периоды, называемыми фазами или этапами, от начала до их завершения.
Жизненный цикл проекта - промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения - является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений (рис. 4)[31].
Фаза подготовки Фаза выполнения Фаза завершения
Прединвестиционная фаза Инвестиционная фаза Фаза ввода в
эксплуатацию
Инициация проекта
Завершение проекта
Планирование проекта
Исполнение проекта
|
|
|
Рисунок 4 - Фазы жизненного цикла проекта
Жизнь проекта начинается с озвучивания и формализации идеи или выдачи технического задания, назначения руководителя проекта и команды, определения начальных ресурсов, составления плана. Последний уточняется и одобряется руководством. Затем начинается работа по созданию самого продукта или результата. Параллельно осуществляется контроль, коррекция плана, работа с изменениями, что и продолжается до завершения создания продукта, подготовки акта-приемки и сдачи результата проекта заказчику. После подписания акта проводятся работы по сворачиванию деятельности проекта вплоть до его формального окончания[32].
Это очень простое описание, но довольно характерное для проектного цикла. Каждый инновационный проект движется по этому формализованному жизненному циклу, причем длительность, содержание и формы временных фаз могут видоизменяться в зависимости от проекта. На каждой фазе требуются различные навыки и от руководителя проекта.
Итак, жизненный цикл проекта (ЖЦП) - это промежуток времени между моментом формализации идеи или утверждения технического задания проекта и моментом его закрытия, т.е. от состояния, «когда проекта еще нет», до состояния, «когда проекта уже нет»[33].
Основные наиболее крупные временные участки обычно называют фазами жизненного цикла: фаза инициирования проекта, фаза разработки его концепции, фаза планирования проекта, фаза осуществления проекта и фаза завершения. В свою очередь, каждая из них делится на более мелкие элементы - стадии, этапы, подэтапы и т.д. (необходимо отметить, что определение фазы как наиболее крупного элемента жизненного цикла проекта носит условный характер; в других подходах это этапы или стадии). Элементами самого нижнего уровня структуризации жизненного цикла являются пакеты работ или работы. В литературе также используется термин «задача или активность», являющийся синонимом слова «работа». Понятие «работа» как самый нижний элемент жизненного цикла проекта очень важно. На нем основаны все принципы структуризации и планирования проекта, а также использование любого программного продукта.
Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту[34].
Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: инициация проекта, планирование, осуществление и завершение[35].
Инициация или разработка концепции проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решение о реализации проекта тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы. Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций[36].
Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта.
Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые события (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость.
Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и гистограммы потребности проекта в ресурсах и финансировании[37].
Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
После утверждения формального плана на менеджера ложатся задачи организации исполнения и контроля хода работ. Контроль предполагает сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми. Задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.
Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику.
На практике при упорядочении управления проектами и для облегчения планирования желательно иметь типовой вариант жизненного цикла. Такой шаблон может быть разработан отдельно для проектов развития и, например, бизнес-проектов и являться частью регламента управления. В первом случае имеет место так называемый упрощенный жизненный цикл, где будут убраны некоторые фазы или стадии. В проектах второй категории используют шаблон «нормального» цикла.
В компании необходимо внимательно относиться к понятию «жизненный цикл проекта». Все потенциальные участники проекта должны понимать под этим одно и то же, и, более того, он должен быть специфицирован под конкретный бизнес компании. Это прописывается в стандарте (или регламенте) управления проектами компании[38].
При осуществлении проекта фазы его жизненного цикла сменяют друг друга в определенной логической последовательности. Неверно переходить от инициирования к реализации, минуя фазу разработки концепции проекта (если это не определено спецификой шаблонов проектов компании). Также некорректно заканчивать проект реализацией, забывая о его формальном завершении. Переход от одной фазы к другой регламентируется достижением промежуточных целей или результатов фазы. Только тогда, когда руководитель проекта добивается запланированных показателей промежуточной подцели и получает соответствующий результат (и, более того, доказывает заказчику или инвестору, что требуемая подцель действительно достигнута и получен действительно нужный результат), он имеет право перехода к другой фазе.
Глава 2. Описание и анализ инновационного проекта
2.1. Краткое описание проекта
Цель проекта: создание предприятия по восстановлению и реализации покрышек для грузовых и внедорожных автомобилей.
Требуемый объем финансирования проекта - 3,2 млн. руб.
Место осуществления проекта - Московская область.
Срок реализации проекта - 1 год.
Срок окупаемости - 1 год.
Актуальность и новизна предлагаемого проекта заключается в том, что динамично увеличивающийся парк автомобилей требует все большего количества автошин. С учетом того, что только по дорогам Санкт-Петербурга ездит почти полтора миллиона единиц транспорта, и эта цифра ежегодно увеличивается на 10-15%, можно представить, насколько актуальна проблема утилизации автомобильных покрышек. Как следствие, возрастает потребность в реставрации изношенных покрышек и их рециклинг. В настоящее время это самый экологически чистый и экономически целесообразный способ решить проблему использованных шин.
Полученное в результате реставрации изношенных покрышек сырье (крошка, металл и волокно) используется вторично. Волокно используют как сорбент в промышленности, металл - как армирующий наполнитель в строительстве. Но самые обширные области применения у резиновой крошки и пудры. Они используются для производства водопроницаемых покрытий, тротуарных плиток, гидроизоляции и при изготовлении мастик для асфальтобитумных смесей в дорожном строительстве.
Миссия проекта может быть описана в следующей форме: «Восстанавливаем покрышки - бережем Ваши деньги и экологию».
Стратегические цели и задачи проекта:
1. Добиться окупаемости инвестиций течение 1 года.
2. Завоевание большей части регионального рынка потребителей.
3. Расширение бизнеса на следующем этапе за счет выхода на другие рынки РФ.
Для достижения стратегических целей проекта необходимо решить следующие основные задачи:
1. Обеспечить реализацию проекта в запланированные сроки.
3. Оказывать услуги по восстановлению шин, обучать водителей культуре их эксплуатации.
Анализ сильных и слабых сторон проекта
SWOT-анализ проекта
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ |
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
|
+ |
СИЛЫ (Strengths) 1. Возможность расширения производства (можно сразу приобретать линию с большей производительностью либо докупить оборудование после начала ввода проекта в эксплуатацию). 2. Возможность получения дополнительной прибыли от размельчения непригодных к восстановлению покрышек, а также впоследствии от производства изделий из крошки резины. |
ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) 1. Наличие большого и неосвоенного рынка (ниша пока пуста). 2. Хорошие рекомендации подобного опыта за границей. 3. Экологичность производства. |
_ |
СЛАБОСТИ (Weaknesses) 1. Малый опыт инициаторов проекта |
УГРОЗЫ (Threats) 1. Конкуренты могут появиться в течение ближайших 5 лет. 2. Потенциальное появление нового типа покрышек. |