Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
Как было отмечено выше, именно в 1879 г. слово картель было впервые использовано в надлежащем смысле либеральным германским депутатом Ойгеном Рихтером. В своей речи, произнесенной в рейхстаге, он выступил против объединения производителей рельсов, вагонеток и локомотивов, которое устанавливало более высокие цены внутри страны, чем на внешних рынках. Первым трудом о современных картелях явилась книга, написанная австрийцем Фридрихом Клейн- вахтером «Картель», появившаяся в Инсбруке в 1883 г. В течение нескольких десятилетий после этого большинство серьезных трудов по этому вопросу было написано немцами. И этот феномен стал рассматриваться как чисто германский, точно так же как тресты считались североамериканским изобретением.
В конце XIX столетия немецкая экономика была уже основательно организована на базе национальных картелей. Правительственное исследование, проведенное в 1904 г., показало, что 385 картелей этой страны охватывали почти все главные отрасли промышленности, и среди пих угольную, металлургическую, химическую, текстильную, кожевенную, резиновую, лесоматериалов, бумажную, стекольную. Семь лет спустя ежемесячник, посвященный проблематике картелей, Картель рундшау установил, что в Германии действует от 550 до 600 национальных картелей.
К началу нынешнего века большая часть важных отраслей промышленности в главных промышленных государствах в значительной степени была объединена в консолидированные группы. В форме ли трестов, картелей, олигополий или просто монополий, эти группы снизили конкуренцию до минимума или ликвидировали ее полностью. Международные картели не могли возникнуть в каком-то значительном числе, пока этот процесс национальной консолидации не был завершен.
1.2 Понятие картеля и его виды
Картель представляет собой специальную форму монополистического объединения или соглашения. Другими словами, это союз предпринимателей на основе картельного договорного соглашения, в котором для всех его участников устанавливаются одинаковые условия, что имеют обязательный характер: по ценам, по объемам производства, доле на рынке сбыта. Следует отметить, что участники данного монополистического объединения сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, а деятельность осуществляют согласно картельному договору.
Картель, как отмечают специалисты, это в основном объединение фирм одной отрасли. Они вступают между собой в соглашение, которое касается различных сторон коммерческой деятельности.
В картели нет ярко выраженного доминирующего звена. Соглашение, как правило, достигается путем встреч и договоренностей руководства производственных структур, которые в обязательном порядке сохраняют свою самостоятельность.
Практически во всех странах мира имеются макроструктуры картеля. Однако из-за активного развития антимонопольного законодательства, таких картелей, что были образованы в начале прошлого века, сегодня уже не осталось. Кроме того, в современном мире в письменном виде договорное соглашение об образовании вышеуказанного монополистического объединения практически не оформляется.
Картели сегодня очень часто существуют негласно, то есть в виде секретных статей, которые дополняют какой либо официальный текст, или, как отмечают специалисты, в устной форме «джентльменского соглашения». Предприятия, которые вступают в картельное соглашение, сохраняют свою финансовую, юридическую, коммерческую и производственную самостоятельность[3].
Специалисты выделяют следующие особенности вышеуказанного монополистического объединения:
договорной характер данного предпринимательского союза (сговор группы производителей для частичного или полного уничтожения конкуренции между ними и получения максимальной монопольной прибыли);
объединение ряда фирм одной отрасли;
абсолютное сохранение права собственности участников вышеуказанного монополистического объединения на свои предприятия, тем самым обеспечивая финансовую, хозяйственную и юридическую самостоятельность;
наличие специальной системы принуждения, которая включает в себя выявление нарушений и применение санкций к нарушителям[4].
На территории большинства стран мира создавать картельные соглашения сегодня запрещено. Исключения составляют отдельные отрасли, например, сельское хозяйство. Законодательно запрещаются картели, как правило, связанные с делением рынка, фиксированием цен, ограничением производственных мощностей и выпуска продукции. То есть, отмечают специалисты, это, в первую очередь, касается тех согласованных мер, которые направлены на ограничение или искажение конкуренции.
Рис. 1. Виды картелей
В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:
Денежный картель (утверждает унифицированные цены наряду с абсолютно равными условиями поставок и платежей).
Долевой картель. В свою очередь данное монополистическое объединение делится на два подвида: квотное картельное соглашение (то есть картель продукции, который выделяет каждому его участнику определенную квоту для продажи товара в соответствии с производственными мощностями, а целенаправленное регулирование конкретного предложения с помощью квоты предоставляет возможность данному объединению контролировать цены на рынке) и территориальный картель (выделяет каждому своему участнику территории сбыта, что автоматически исключает взаимную конкуренцию).
Закупочный картель (монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и продукции конкретного вида в интересах всех участников данного картеля с целью сбыть закупочные цены).
Кондиционный картель (определяет условия реализации продукции).
Калькуляционный картель (для всех участников существует одинаковая структура и одинаковое содержание расчетов).
Контингентированный картель (для всех его участников устанавливаются одинаковые контингенты, то есть квоты).
Патентный картель (определяет направление совместного использования, а если нужно, то не использования, конкретного технического изобретения).
Кризисный картель (основные условия его создания – это стойкий спад спроса на продукцию или же временное сокращение сбыта).
Региональный картель (определяет области сбыта товара).
Производственный картель (устанавливает квоты, то есть объем производства для каждого его участника).
Ценовое картельное соглашение (устанавливает цены продукции для всех своих участников).
Специалисты выделяю ряд факторов, которые определяют эффективность деятельность вышеуказанного монополистического объединения. Это, в первую очередь, участие в рассматриваемой организационной форме интеграции фирм основных производителей конкретной продукции и их абсолютное согласие с политикой картеля.
Существенно подорвать контроль картельного соглашения над ценой товара могут следующие факторы:
отказ в участии в данном монополистическом объединении ведущих производителей;
переключение покупателя на продукты-заменители;
обман, который практикуется отдельными участниками картеля.
Совершенная форма картельного соглашение предусматривает не только установление единых цен на продукцию и совместный сбыт ее, но и введение ограничения производства с помощью назначение квот на объем выпуска для конкретных производителей и скоординированное регулирование производственных мощностей (их наращивание или же, например, устранение излишних).
Глава 2. Антимонопольное регулирование картелей
2.1 Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений
Антиконкурентные соглашения на данный момент являются самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства. Чаще всего они находят свое выражение в форме картельных соглашений. Картель представляет собой одну из форм монополий — объединение крупных предприятий какой-нибудь отрасли промышленности, сохраняющих коммерческую и производственную самостоятельность, организованное в целях регулирования производства, обеспечения господства на рынке, контроля над ценами и извлечения монопольной прибыли[5].
Термин «картель» существует в мировой экономике уже несколько столетий. В западных странах с развитым антимонопольным законодательством подобный экономический заговор считается самым опасным экономическим преступлением. Это объясняется тем, что за картелем скрывается обычная монополия, но если монополист известен изначально и контролирующие органы могут принять меры по ограничению доминирующего положения, то в отношении картеля этого не известно, считается что рынок находится в состоянии конкуренции, хотя на самом деле это далеко не так.
Образование картелей ограничивает конкуренцию и затормаживает экономическое развитие. Общественная опасность картелей состоит в ограничении конкуренции путем заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение сверхприбыли. Среди прочих последствий картельного сговора выделяют[6]:
- отсутствие новых, более качественных товаров;
- меньший выбор товаров;
- отсутствие у компаний мотивов для развития;
- недопущение на рынок новых игроков;
- подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области.
Основной целью картельного сговора является уничтожение или существенное ослабление конкуренции в своем сегменте рынка. Картельные соглашения можно разделить на три основных вида: ценовой сговор; сговор по разделу территорий, клиентов, рынков; сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Одним из наиболее опасных видов сговора является ценовой сговор — соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах.
Картели этого вида появились одними из первых. Сговор по разделу рынка чаще всего происходит по территориальному принципу, когда одна компания продает товар только на территории одного региона, а другая — на территории соседнего, не конкурируя между собой и не снижая цены. Сговор на торгах представляет собой ситуацию, когда участники торгов договариваются между собой, кто из них выиграет торги и получит государственный контракт по максимальной цене с последующим перераспределением средств между собой. В этом случае экономии государственных средств не происходит. В обмен на свое поражение компании получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.
Органами, осуществляющими полномочия по противодействию антиконкурентным соглашениям в Российской Федерации являются:
- Федеральная Антимонопольная Служба
- Министерство Внутренних Дел 05 августа 2008 года приказом ФАС России № 793-к в структуру и штатное расписание ФАС России были внесены изменения, в соответствии с которыми было образовано Управление по борьбе с картелями.
Основными его задачами в соответствии с «Положением об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы» (утверждено приказом ФАС России от 19.07.2010 № 407) являются:
1. выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;
2. осуществление методического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления. Федеральная Антимонопольная Служба России имеет сеть территориальных органов — управлений, которые осуществляют свою деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Принятие Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является важнейшим этапом формирования нормативной правовой базы по борьбе с картелями.
В 2013 году территориальными органами ФАС России было возбуждено 213 дел по статье 11 Закона о защите конкуренции[7]. [3] Больше половины дел возбуждается по сговору на торгах. Оставшиеся дела — это картели на товарных рынках, как правило, ценовые или о разделе рынка. Одним из самых крупных дел 2013 года стало дело о картельном соглашении в отношении «Группы компаний «Русское море» и семи других рыбных компаний в рамках уже имеющегося дела о поставках норвежской рыбы в Россию.