Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (Определение малого предприятия как рыночного образования).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России
1.1 Определение малого предприятия как рыночного образования
1.3 Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Этапы развития малого предпринимательства
2.2 Статистика по малым предприятиям России на 2015-2016 годы
2.3 Объем оборота российских малых предприятий (МП) по итогам 2016 года
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Этапы развития малого предпринимательства
Зарождение малого предпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, но тем не менее их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.
В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели. Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР. Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов государственные предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что повлекло за собой еще большее развитие предпринимательства. В этот же период в сфере малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.
Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.
В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля. После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова развиваться и принимать другие обороты. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и целый ряд других постановлений.
С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Соц. страхе, ФОМС и т.д. Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.
Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.
Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.
2.2 Статистика по малым предприятиям России на 2015-2016 годы
Таблица 2 – Статистика по малым предприятиям на 2015-2016 г.
Малые предприятия (без микро) |
По состоянию на 1 октября 2015 года (с учетом критерия по выручке) |
Российская Федерация |
227742 |
Центральный федеральный округ |
73140 |
Белгородская область |
2063 |
Брянская область |
1541 |
Владимирская область |
2242 |
Воронежская область |
2222 |
Ивановская область |
1931 |
Калужская область |
1846 |
Костромская область |
1084 |
Курская область |
1263 |
Липецкая область |
1379 |
Московская область |
19707 |
Орловская область |
1019 |
Рязанская область |
1513 |
Смоленская область |
1741 |
Тамбовская область |
1374 |
Тверская область |
2230 |
Тульская область |
2437 |
Ярославская область |
2644 |
г. Москва |
24904 |
Северо-западный федеральный округ |
31106 |
Республика Карелия |
1267 |
Республика Коми |
1395 |
Архангельская область |
1789 |
Ненецкий автономный округ |
53 |
Вологодская область |
1880 |
Калининградская область |
2353 |
Ленинградская область |
1947 |
Мурманская область |
1611 |
Новгородская область |
1133 |
Псковская область |
1065 |
г. Санкт-Петербург |
16666 |
Южный федеральный округ |
27464 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
473 |
Республика Дагестан |
813 |
Республика Ингушетия |
40 |
Кабардино-Балкарская Республика |
537 |
Республика Калмыкия |
150 |
Карачаево-Черкесская Республика |
315 |
Республика Северная Осетия – Алания |
352 |
Чеченская Республика |
68 |
Краснодарский край |
7175 |
Ставропольский край |
3903 |
Астраханская область |
1186 |
Волгоградская область |
5118 |
Ростовская область |
7334 |
Приволжский федеральный округ |
47072 |
Республика Башкортостан |
5636 |
Республика Марий Эл |
988 |
Республика Мордовия |
1211 |
Республика Татарстан |
5761 |
Удмуртская Республика |
2655 |
Чувашская Республика - Чувашия |
1701 |
Пермский край |
4411 |
Кировская область |
2917 |
Нижегородская область |
7136 |
Оренбургская область |
2703 |
Пензенская область |
2454 |
Самарская область |
5118 |
Саратовская область |
2682 |
Ульяновская область |
1699 |
Уральский федеральный округ |
13750 |
Курганская область |
1224 |
Свердловская область |
4286 |
Тюменская область (включая АО) |
4040 |
Тюменская область |
1955 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
1699 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
386 |
Челябинская область |
4200 |
Сибирский федеральный округ |
25617 |
Республика Алтай |
251 |
Республика Бурятия |
1056 |
Республика Тыва |
134 |
Республика Хакасия |
497 |
Алтайский край |
2740 |
Забайкальский край |
983 |
Красноярский край |
4679 |
Иркутская область |
3225 |
Кемеровская область |
3250 |
Новосибирская область |
3852 |
Омская область |
2927 |
Томская область |
2023 |
Дальневосточный федеральный округ |
9593 |
Республика Саха (Якутия) |
904 |
Камчатский край |
537 |
Приморский край |
3023 |
Хабаровский край |
2470 |
Амурская область |
1048 |
Магаданская область |
317 |
Сахалинская область |
942 |
Еврейская автономная область |
287 |
Чукотский автономный округ |
65 |
Количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России за год уменьшилось на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. При этом в региональном разрезе итоги года достаточно позитивны: количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось в 45 регионах, увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах.
На 1 января 2017 года количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.
Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).
В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.
На 1 января 2017 г. по сравнению с 1 января 2016 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (на 119,1 ед.), а также в Рязанской (на 47,3 ед.), Владимирской (на 33,9 ед.), Ленинградской (на 29,9 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Магаданской (на 23,7 ед.) областях, Республике Мордовия (на 21,6 ед.), Тверской (на 21,4 ед.) и Курганской (на 20,4 ед.) областях.
Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской области (на 19,9 ед.), Хабаровском крае (на 18,9 ед.), Тюменской (на 17,4 ед.) и Псковской (на 15,6 ед.) областях, Ямало-Ненецком АО (на 15,0 ед.), Иркутской области (на 14,3 ед.), Республике Татарстан (на 13,6 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Новгородской области (на 13,4 ед.), Камчатском крае (на 12,8 ед.), Сахалинской области (на 12,4 ед.), Республике Тыва (на 12,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,8 ед.).
В 38 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Ненецком АО (на 115,0 ед.).
Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Волгоградской (на 79,2 ед.) Мурманской (на 66,0 ед.), Московской (на 53,7 ед.), Калининградской (на 41,9 ед.) областей, а также Красноярского края (на 32,0 ед.).
2.3 Объем оборота российских малых предприятий (МП) по итогам 2016 года
Объем оборота российских малых предприятий (МП) по итогам 2016 года превысил показатель 2015 года на 16,4% (с учетом индекса потребительских цен). При этом объем инвестиций в основной капитал на МП снизился на 6,0%. Такие данные представлены в докладе Национального института системных исследований (НИСИПП), подготовленном на основе ванных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации.
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2016 году составил 10 247,0 млрд рублей, что на 16,4% выше показателя 2015 года. С учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) рост показателя составил 7,0%.
Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе – 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе – 3,9%.
Снижение показателя зафиксировано в Южном федеральном округе (на 17,9%), в Уральском федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%).
В 2016 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 58 регионах.
Лидерами по темпам роста показателя стали г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и Костромская область (на 51,5%).
Рост показателя свыше 30% также отмечен в Белгородской области (на 38,2%), Республике Башкортостан (на 32,8%), Приморском крае (на 32,3%), Псковской (на 32,2%) и Магаданской (на 30,6%) областях.
От 15% до 30% объем оборота МП с учетом ИПЦ вырос в Тверской (на 29,9%) и Ленинградской (на 29,3%) областях, Еврейская автономной области (на 26,7%), Республике Ингушетия (на 26,0%), Вологодской области (на 24,5%), Хабаровском крае (на 22,7%), Владимирской области (на 21,0%), Республике Адыгея (на 20,6%), Республике Татарстан (на 20,5%), Саратовской области (на 20,1%), Республике Тыва (на 18,9%), Томской области (на 18,7%).
Новгородской (на 17,8%), Брянской (на 17,1%) и Курганской (на 15,3%) областях.
Наибольшее сокращение объема оборота на МП произошло в Краснодарском кране (на 27,8%).
Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено также в Республике Дагестан (на 25,6%), Мурманской (на 20,8%), Волгоградской (на 20,2%), Свердловской (на 16,5%), Московской (на 14,6%), Самарской (на 14,6%), Ульяновской (на 11,7%) и Курской (на 10,5%) областях.
Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2017 году в целом по РФ составил 258 431,2 млн рублей, что на 2,2% выше показателя 2015 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%).
Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос на 70,0%) и в Дальневосточном федеральном округе (рост показателя составил 17,1%).
В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном округе – на 35,7%.
В Южном федеральном округе показатель снизился на 16,2%, Сибирском федеральном округе – на 8,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 7,7%, в Приволжском федеральном округе – на 7,0%, в Центральном федеральном округе – на 5,3%.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались незначительны, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.
По итогам 2016 года в 30 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ.
К лидерам по темпам роста показателя относятся Ямало-Ненецкий автономный округ (показатель вырос в 16,6 раза), Ленинградская область (в 5,7 раза), Магаданская область (в 4,2 раза) Республика Северная Осетия-Алания (в 3,0 раза).
Сильное увеличение показателя отмечено также в Чукотском АО (на 93,3%), Мурманской (на 84,1%) и Липецкой (на 81,8%) областях, Удмуртской Республике (на 78,2%) и Костромской области (на 63,3%).
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Пермском крае (на 66,7%), Кабардино-Балкарской Республике (на 65,1%), Волгоградской (на 61,8%), Тюменской (на 61,6%) и Курской (на 56,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (на 51,6%).
Более чем на 30% показатель сократился также в республиках Хакасия (на 48,8%) и Тыва (на 43,4%), Ненецком АО (на 43,1%), Республике Мордовия (на 42,7%), Курганской области (на 42,5%), Ставропольском крае (на 40,7%), Новгородской области (на 40,5%), Республике Марий Эл (на 38,9%), Тамбовской (на 34,8%), Калининградской (на 34,8%), Омской (на 34,6%), Ивановской (на 33,2%) и Еврейской автономной (на 31,1%) и Ростовской (на 30,5%) областях.