Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (Определение малого предприятия как рыночного образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России

2.1 Этапы развития малого предпринимательства

Зарождение малого предпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, но тем не менее их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.

В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели. Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР. Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов государственные предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что повлекло за собой еще большее развитие предпринимательства. В этот же период в сфере малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.

Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.


В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля. После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова развиваться и принимать другие обороты. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и целый ряд других постановлений.

С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Соц. страхе, ФОМС и т.д. Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.

Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.

2.2 Статистика по малым предприятиям России на 2015-2016 годы

Таблица 2 – Статистика по малым предприятиям на 2015-2016 г.

Малые предприятия (без микро)

По состоянию на 1 октября 2015 года (с учетом критерия по выручке)

Российская Федерация

227742

Центральный федеральный округ

73140

Белгородская область

2063

Брянская область

1541

Владимирская область

2242

Воронежская область

2222

Ивановская область

1931

Калужская область

1846

Костромская область

1084

Курская область

1263

Липецкая область

1379

Московская область

19707

Орловская область

1019

Рязанская область

1513

Смоленская область

1741

Тамбовская область

1374

Тверская область

2230

Тульская область

2437

Ярославская область

2644

г. Москва

24904

Северо-западный федеральный округ

31106

Республика Карелия

1267

Республика Коми

1395

Архангельская область

1789

Ненецкий автономный округ

53

Вологодская область

1880

Калининградская область

2353

Ленинградская область

1947

Мурманская область

1611

Новгородская область

1133

Псковская область

1065

г. Санкт-Петербург

16666

Южный федеральный округ

27464

Республика Адыгея (Адыгея)

473

Республика Дагестан

813

Республика Ингушетия

40

Кабардино-Балкарская Республика

537

Республика Калмыкия

150

Карачаево-Черкесская Республика

315

Республика Северная Осетия – Алания

352

Чеченская Республика

68

Краснодарский край

7175

Ставропольский край

3903

Астраханская область

1186

Волгоградская область

5118

Ростовская область

7334

Приволжский федеральный округ

47072

Республика Башкортостан

5636

Республика Марий Эл

988

Республика Мордовия

1211

Республика Татарстан

5761

Удмуртская Республика

2655

Чувашская Республика - Чувашия

1701

Пермский край

4411

Кировская область

2917

Нижегородская область

7136

Оренбургская область

2703

Пензенская область

2454

Самарская область

5118

Саратовская область

2682

Ульяновская область

1699

Уральский федеральный округ

13750

Курганская область

1224

Свердловская область

4286

Тюменская область (включая АО)

4040

Тюменская область

1955

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

1699

Ямало-Ненецкий автономный округ

386

Челябинская область

4200

Сибирский федеральный округ

25617

Республика Алтай

251

Республика Бурятия

1056

Республика Тыва

134

Республика Хакасия

497

Алтайский край

2740

Забайкальский край

983

Красноярский край

4679

Иркутская область

3225

Кемеровская область

3250

Новосибирская область

3852

Омская область

2927

Томская область

2023

Дальневосточный федеральный округ

9593

Республика Саха (Якутия)

904

Камчатский край

537

Приморский край

3023

Хабаровский край

2470

Амурская область

1048

Магаданская область

317

Сахалинская область

942

Еврейская автономная область

287

Чукотский автономный округ

65


Количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России за год уменьшилось на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. При этом в региональном разрезе итоги года достаточно позитивны: количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось в 45 регионах, увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах.

На 1 января 2017 года количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.

Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).

В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.

На 1 января 2017 г. по сравнению с 1 января 2016 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (на 119,1 ед.), а также в Рязанской (на 47,3 ед.), Владимирской (на 33,9 ед.), Ленинградской (на 29,9 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Магаданской (на 23,7 ед.) областях, Республике Мордовия (на 21,6 ед.), Тверской (на 21,4 ед.) и Курганской (на 20,4 ед.) областях.

Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской области (на 19,9 ед.), Хабаровском крае (на 18,9 ед.), Тюменской (на 17,4 ед.) и Псковской (на 15,6 ед.) областях, Ямало-Ненецком АО (на 15,0 ед.), Иркутской области (на 14,3 ед.), Республике Татарстан (на 13,6 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Новгородской области (на 13,4 ед.), Камчатском крае (на 12,8 ед.), Сахалинской области (на 12,4 ед.), Республике Тыва (на 12,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,8 ед.).


В 38 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Ненецком АО (на 115,0 ед.).

Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Волгоградской (на 79,2 ед.) Мурманской (на 66,0 ед.), Московской (на 53,7 ед.), Калининградской (на 41,9 ед.) областей, а также Красноярского края (на 32,0 ед.).

2.3 Объем оборота российских малых предприятий (МП) по итогам 2016 года

Объем оборота российских малых предприятий (МП) по итогам 2016 года превысил показатель 2015 года на 16,4% (с учетом индекса потребительских цен). При этом объем инвестиций в основной капитал на МП снизился на 6,0%. Такие данные представлены в докладе Национального института системных исследований (НИСИПП), подготовленном на основе ванных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации.

Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2016 году составил 10 247,0 млрд рублей, что на 16,4% выше показателя 2015 года. С учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) рост показателя составил 7,0%.

Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в 5 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 19,1%) и Центральном федеральном округе (на 18,8%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 7,4%, в Сибирском федеральном округе – 5,4%, в Северо-Западном федеральном округе – 3,9%.

Снижение показателя зафиксировано в Южном федеральном округе (на 17,9%), в Уральском федеральном округе (на 5,0%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,1%).

В 2016 году объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 58 регионах.

Лидерами по темпам роста показателя стали г. Москва (показатель вырос на 55,2%) и Костромская область (на 51,5%).

Рост показателя свыше 30% также отмечен в Белгородской области (на 38,2%), Республике Башкортостан (на 32,8%), Приморском крае (на 32,3%), Псковской (на 32,2%) и Магаданской (на 30,6%) областях.

От 15% до 30% объем оборота МП с учетом ИПЦ вырос в Тверской (на 29,9%) и Ленинградской (на 29,3%) областях, Еврейская автономной области (на 26,7%), Республике Ингушетия (на 26,0%), Вологодской области (на 24,5%), Хабаровском крае (на 22,7%), Владимирской области (на 21,0%), Республике Адыгея (на 20,6%), Республике Татарстан (на 20,5%), Саратовской области (на 20,1%), Республике Тыва (на 18,9%), Томской области (на 18,7%).


Новгородской (на 17,8%), Брянской (на 17,1%) и Курганской (на 15,3%) областях.

Наибольшее сокращение объема оборота на МП произошло в Краснодарском кране (на 27,8%).

Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено также в Республике Дагестан (на 25,6%), Мурманской (на 20,8%), Волгоградской (на 20,2%), Свердловской (на 16,5%), Московской (на 14,6%), Самарской (на 14,6%), Ульяновской (на 11,7%) и Курской (на 10,5%) областях.

Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2017 году в целом по РФ составил 258 431,2 млн рублей, что на 2,2% выше показателя 2015 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%).

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос на 70,0%) и в Дальневосточном федеральном округе (рост показателя составил 17,1%).

В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном округе – на 35,7%.

В Южном федеральном округе показатель снизился на 16,2%, Сибирском федеральном округе – на 8,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 7,7%, в Приволжском федеральном округе – на 7,0%, в Центральном федеральном округе – на 5,3%.

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались незначительны, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

По итогам 2016 года в 30 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ.

К лидерам по темпам роста показателя относятся Ямало-Ненецкий автономный округ (показатель вырос в 16,6 раза), Ленинградская область (в 5,7 раза), Магаданская область (в 4,2 раза) Республика Северная Осетия-Алания (в 3,0 раза).

Сильное увеличение показателя отмечено также в Чукотском АО (на 93,3%), Мурманской (на 84,1%) и Липецкой (на 81,8%) областях, Удмуртской Республике (на 78,2%) и Костромской области (на 63,3%).

Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Пермском крае (на 66,7%), Кабардино-Балкарской Республике (на 65,1%), Волгоградской (на 61,8%), Тюменской (на 61,6%) и Курской (на 56,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (на 51,6%).

Более чем на 30% показатель сократился также в республиках Хакасия (на 48,8%) и Тыва (на 43,4%), Ненецком АО (на 43,1%), Республике Мордовия (на 42,7%), Курганской области (на 42,5%), Ставропольском крае (на 40,7%), Новгородской области (на 40,5%), Республике Марий Эл (на 38,9%), Тамбовской (на 34,8%), Калининградской (на 34,8%), Омской (на 34,6%), Ивановской (на 33,2%) и Еврейской автономной (на 31,1%) и Ростовской (на 30,5%) областях.