Файл: Процессы принятия решений в организации (ООО «Цветочный регион» ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы реализации основных этапов принятия управленческого решения
1.1 Основные принципы принятия управленческих решений. Этапы процесса принятия решений
1.2 Процесс принятия управленческих решений. Среда принятия решений
1.3 Модели и методы принятия управленческих решений. Обзор модели науки управления
Глава 2 Теоретические основы метода Дельфи
Глава 3 Принятие управленческих решение методом «Дельфина» по ООО «Цветочный регион»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Цветочный регион»
3.2 Применение метода Дельфи на предприятие ООО «Цветочный регион»
Ответ предполагается найти с использованием метода Дельфи.
Опрос экспертов проводиться в несколько этапов с промежутками в один месяц.
Первый этап. Опрашиваемым экспертам из области биологи, флористики, цветоводства и других сфер рассылают анкеты с просьбой указать возможные источники сырья, которые, по их мнению, способны улучшить, заменить продукцию отрасли растениеводства в ближайшее время. При этом требуется доказать, что предпосылки для использования новых источников сырья уже имеются в настоящее время.
Второй этап. Эксперты указывают период времени (см. табл. 3.1) возможного появления каждого из перечисленных источников сырья в один из следующих периодов.
Таблица 3.1
Период времени
2015-2020 гг. |
2035-2040 гг. |
Позже 2055 гг. |
2020-2025 гг. |
2040-2045 гг. |
никогда |
2025-2030 гг. |
2045-2050 гг. |
|
2030-2035 гг. |
2050-2055 гг. |
На данном этапе опроса эксперты дают ответы без аргументирования, после чего производится статистическая обработка результатов опроса (см. табл. 3.2).
Согласно определению медиана времени совершения события соответствует времени ответа эксперта, находящегося в центре ряда. В случае четного числа экспертов, 2к, медиана равна среднему из значений оценок двух центральных экспертов:
Ме (Т) = (Тк + Тк+1) / 2 (3.1)
Таблица 3.2
Результаты опроса экспертов
Время свершения события (начиная с 2015 г.), лет |
Число ответивших экспертов (частота ответов) |
Накопленные частоты ответов экспертов |
15-20 |
11 |
16 |
20-25 |
27 |
38 |
25-30 |
17 |
55 |
30-35 |
21 |
76 |
35-40 |
28 |
104 |
40-45 |
15 |
119 |
45-50 |
4 |
123 |
При нечетном числе экспертов, т.е. 2к+1, медианным будет значение признака у (к+1) – го эксперта.
Было опрошено 123 эксперта, т.е. нечетное число, следовательно, медианой будет значение оценки 62-го эксперта (если считать от начала ряда). Для определения интервала времени свершения события, который соответствует ответу центрального эксперта с номером 62, необходимо суммировать частоты ответов экспертов с начала ряда, т.е. сформировать ряд накопленных частот (3-я графа табл. 22). Формирование ряда накопленных частот осуществляется последовательным суммированием числа экспертов, приходящих на каждый интервал ответов.
Ответу медианного эксперта соответствует интервал 30-35 лет, но в этом интервале находятся ответы 21 эксперта, среди которых 62 –й эксперт стоит на 7 – м месте. Если предположить, что ответы каждого из 21 эксперта распределяются с равномерным сдвигом в течение всех пяти лет данного периода (5 лет / 21 = 0,238), то на ответ медианного эксперта сдвиг будет равен: 0,238 * 7 = 1,67 лет. В этом случае медиана будет равна сумме начала интервала и сдвига на семь экспертов: 30 + 1,67 = 31,67 лет.
Подставляя указанные величины в формулу расчета медиана (1.1), получим:
Ме (Т) = 30 + (62-55) / 21 * 6 = 32 (3.2)
Подставляя соответствующие значения в формулу для расчета моды (1.2), получим моду свершения события:
Мо (Т) = 35 + 28-21 / 2 * 28 – 21 +15 *5 = 36,7 (3.3)
Таким образом, мода свершения события составляет 36,7 лет.
Третий этап. На данном этапе экспертам снова рассылается анкета, в которой дается представление о результатах первого тура опроса. Анкета обычно состоит из двух частей: в первой части перечислены те пункты, по которым большинство экспертов дали согласованную оценку, а во втором разделе указаны недостаточно согласованные оценки. Здесь эксперты либо изменяют свои оценку с объяснением причин корректировки, либо выражают свое согласие, либо аргументировано обосновывают свои мотивы по поводу несогласия с мнением большинства.
Основной вывод можно сделать по результатам второго опроса: для хозяйств растениеводства угроза появления нового продукта – конкурента может возникнуть через 30-40 лет.
Исследования эффективности метода Дельфи показали, что по мере проведения туров опроса разброс мнений экспертов уменьшается, и групповое мнение в виде медианы индивидуальных оценок становится точнее.
Заключение
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой её деятельности, её организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.
Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.
Достоинством метода Дельфи является использование обратной связи в ходе опроса, что значительно повышает объективность экспертных оценок. Однако данный метод требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры.
Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Основное, что должно заботить менеджера — не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Любое управленческое решение в менеджменте является связующим элементом, поскольку его принятие выступает составной частью любой управленческой функции.
В курсовой работе выполнены все основные задачи, поставленные в задании. По результатам второго опроса можно сделать вывод, что для хозяйства растениеводства угроза появления нового продукта – конкурента может возникнуть через 30-40 лет.
Список использованной литературы
Учебная литература:
1) Байдовски, Р. К вершинам менеджмента / Р. Байдовски – М.: АСТ, 2011. – 283 с.
2) Балашов, А.П. Основы менеджмента / А.П. Балашов – М.: Вузовский учебник, 2010. – 287 с.
3) Басовский, Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА – М, 2014. – 214 с.
4) Ваханский, О.С. Менеджмент / О.С. Ваханский – М.: Экономист, 2011. – 283 с.
5) Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент / О.Д. Волкогонова – М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2014. – 254 с.
6) Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова – М.: ЮНИТИ, 2014. – 499 с.
7) Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.В. Глухов – СПб.: Питер, 2011. – 600 с.