Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации ( СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Мотивация сотрудников в системе управления персоналом
1.2. Технологии и методы мотивации персонала в современной организации
1.3. Отраслевые особенности системы мотивации персонала в банковском секторе экономики
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ В БАНКЕ ОАО «РОСБАНК»
2.1 Краткая характеристика банка и анализ динамики его кадрового потенциала
2.2. Оценка эффективности практики мотивации персонала банка
2.3. Анализ построения системы мотивации в организации и выявление ее основных проблем
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. В книге автора Ю. Н. Арсеньева «Управление персоналом» рассматриваются основы научного управления социальным развитием организации, определение потребностей в персонале, технологии его поиска и маркетинга, обучение и развитие персонала, инвестиции в человеческий капитал и управление карьерой персонала. Большое внимание уделено управлению компетенцией персонала на уровне организации и личности, мотивации его интеллектуально-трудовой деятельности, индивидуальному планированию рабочего времени руководителя-менеджера, правилам подготовки и проведения бесед.
Анализируются организация, структура и оптимизация эффективной деятельности менеджмента и персонала.
На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей нервной деятельности. Если еще в середине нашего столетия мотивации находились целиком в сфере научных интересов психологов, то в последние годы мотивации стали предметом пристального исследования физиологов. В изучении мотиваций наметился значительный прогресс.
Традиционный поведенческий и электрофизиологический подходы все активнее соединяются с изучением молекулярных механизмов мотиваций. Серьезному исследованию подверглись социальные мотивации человека. Мотивация как основа целенаправленной деятельности. Каждый, кто внимательно наблюдал поведение живых существ, не раз обращал внимание на то, что среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели. Такие формы активной целенаправленной деятельности живых существ были названы И. П. Павловым основными влечениями организма.
Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано. Определенную помощь в изучении структуры стимулов и мотивов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня. Управление персоналом включает многие составляющие.
Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Степень разработанности проблемы. Данная проблема проанализи-рова на в таких работах как А. Н. Широкова, С. Н. Юркова Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова А. В. Малько, С. В. Корсакова Т. Э. Каллагов, С. М. Петров. А. Г. Бабичева, С. Ю. Наумова Э. Г. Липатов, Е. В. Масленникова, М. В. Пресняков, С. Е. Чаннов А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой П. А. Ореховский.
Книга «Мотивация и мотивы» автора Е. П. Ильин посвящена основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека.
Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.
Объектом исследования является – деятельность ОАО «РосБанк».
Предмет исследования - стимулирование и мотивация труда работников ОАО «РосБанк».
Цель исследования состоит в теоретическом изучении основных аспектов мотивации персонала в системе стратегического управления организации для разработки рекомендаций, направленных на совершенствования построения системы мотивация работников ОАО «РосБанк».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить мотивацию сотрудников в системе управления персоналом;
- Изучить методы мотивации персонала в современной организации;
- Рассмотреть виды мотивации персонала;
- Провести анализ динамики кадрового потенциала;
- Дать организационно-правовую характеристику ОАО «РосБанк»
- Дать оценку эффективности практики мотивации персонала банка.
- Провести оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Методологической и информационной основой исследования являются: системный, традиционный анализ документов, наблюдение, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации, опрос.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Мотивация сотрудников в системе управления персоналом
Мотивация представляет собой, по своей сути, такой процесс побуждения каждого сотрудника той или иной организации к какой-либо трудовой деятельности, чтобы удовлетворить свои потребности или достигнуть целей.
К задачам мотивации относят:
- формирование у сотрудника какой-либо организации понимания значения мотивации труда;
- обучение сотрудников психологическому внутри организационному поведению и общению;
- обучение руководящего состава внутри организационному поведению и общению;
- формирование всех руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием различных инновационных методов мотивации.[1]
Мотивация человека – это комплекс движущих сил, побуждающих человека к осуществлению каких-либо конкретных действий. Эти силы находятся внутри человека и вовне. Он заставляют его совершать различные поступки.
Ниже перечислены некоторые функции, которые формирует система мотивации. Планирование мотивации представляет собой: выявление актуальных потребностей работников организации; установление иерархии потребностей работников организации; анализ изменения потребностей работников организации; анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами работников организации; планирование стратегии и целей мотивации работников организации; выбор конкретного способа мотивации работников организации.
Непосредственное осуществление мотивации работников организации представляет собой: создание условий, которые будут отвечать потребностям работников организации; обеспечение вознаграждением за результаты труда работников организации; создание у работника той или иной организации уверенности в достижении поставленных целей; создание впечатления у работника той или иной организации о высокой ценности вознаграждения.
Управление мотивационными процессами работников той или иной организации включает в себя: контроль мотивации работников организации; сравнение результатов деятельности работников организации с требуемыми результатами деятельности; корректировка мотивационных стимулов работников организации.[2]
Существует два основных типа мотивирования:
- путем внешних воздействий на человека побуждаются определенные мотивы;
- формирование определенной мотивационной структуры человека. В данном случае развивают и усиливают желательные для субъекта мотивирования мотивы действия человека и ослабляют нежелательные.
Первый и второй тип мотивирования нельзя противопоставить друг другу. На практике организации сочетают эти два типа мотивирования друг с другом.
Стимул – это рычаг, вызывающий действие определённых мотивов.
Стимулирование – процесс использования разных стимулов.
Стимулирование очень отличается от мотивирования.
Стимулирование является одним из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. Стоит отметить, что чем выше уровень развития отношений в той или иной организации, тем реже применяется стимулирование. Потому что в организациях такого типа работники организации сами проявляют интерес к делам своей организации, осуществляют необходимые действия без стимулирования.
Мотивация оказывает воздействие на некоторые характеристики деятельности:
- Усилие. Работа человека зависит от того, насколько он мотивирован на затрачивание больших усилий, на выполнение той или иной работы.
- Старание. Человек может по-разному относиться к своей работе. Один работник может быть безразличен к качеству своего труда, другой может стремиться повысить качество работы, стремиться к повышению своей квалификации.
- Настойчивость. Есть такие люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. А потеря интереса и желания может привести к сокращению усилий и это отразиться на качестве выполняемой работы. Такие люди могут представлять собой упущенные возможности для организации.
- Добросовестность представляет собой ответственное осуществление работы. У человека может быть хорошая квалификация, профессиональные навыки, он может много работать, но при этом быть безответственным. Это сводит на нет все его качества.
- Направленность тоже важна в работе. Она показывает, к чему стремится человек и для чего он осуществляет определённые действия.
Большинство людей уверены, что деньги – это единственный мотивирующий фактор для многих людей. Однако сегодня можно сказать точно, что есть люди, для которых уважение и признание в шкале потребностей стоят выше всех остальных факторов в жизни.
Удовлетворение потребностей выражается в форме вознаграждений. Вознаграждения бывают двух видов:
- внешние (зарплата, продвижение по службе)
- внутренние (человек получает удовлетворение от процесса работы, ощущает значимость своего труда, получает удовлетворение от дружеских отношений с коллегами)
Важную роль в трудовой деятельности имеют стимулы. Стимул представляет собой побуждение к действию.
Существует несколько форм стимулов:
- принуждение. Представляют собой административные методы: замечание, выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы;
- материальное поощрение: заработная плата, тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки и др.
- моральное поощрение. Представляют собой стимулы, удовлетворяющие духовные потребности человека: благодарности, правительственные награды и др.
- Самоутверждение представляет собой внутреннюю движущую силу человека к достижению поставленных целей без внешнего поощрения: написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение и др.
Основой современных теоретических подходов к мотивации персонала и стимулирования их трудовой деятельности является психологическая наука, которая исследует те или иные причины определенного целенаправленного поведения индивида. C данной позиции мотивация может быть определена как движущая сила человеческого поведения, основой которой является взаимосвязь потребностей, целей, а также мотивов человека.
Общая характеристика процесса мотивации может быть представлена с определением используемых для ее объяснения понятий: потребности, мотивы, цели.
Потребность представляет собой такое состояние человека, который испытывает определенную нужду в объекте, необходимом для его жизнедеятельности. Потребности представляют собой источник активности людей, а также причину их целенаправленной деятельности.
Мотивы являются собой побуждения человека к действию, которые направлены на результаты, на достижение целей. Цель - это желаемый объект или его состояние, обладание которым желает получить человек.
Структурная схема мотивационного процесса, который отражает его цикличность и многоступенчатость, а также характеристика взаимосвязи потребностей мотивов и целей отражена на рисунке 1.1.