Файл: Государственное регулирование рынка труда (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разбор механизма регулирования рынка труда еще раз подтверждает, что это деление в значительной мере условно. Так, многие мероприятия по регулированию рынка труда, имеющие экономический характер, закреплены в со- ответствующих правовых и административных актах.

Одновременно они оказывают и определенное моральное и психологическое воздействие на субъекты рынка труда. Ясно одно — регулирующее влияние с помощью административных мер воздействия не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают высокую мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников с неэффективных предприятий и т.п.

Особое значение при этом приобретают проблемы эффективного сочетания экономических и административных рычагов регулирования, формирования социально-ориентированной экономики и развитого рынка труда в подлинном смысле этого слова.

Таким образом, отмеченные процессы на рынке труда настоятельно требуют широкомасштабного и целенаправленного его регулирования.

В результате анализа поэтапной оценки явлений и процессов, происходящих на рынке труда, полагаем возможным выделить «сухой остаток» из обилия тех фактов, которые создали среду, оказавшуюся столь благоприятной для совершенствования государственного регулирования рынка труда в России, что является дополнительной аргументацией в подтверждении авторской гипотезы о необходимости теоретико-методологического обоснования новых концептуальных исследований в этой области в целях реализации эффективных направлений и научно обоснованных инструментов в регулировании рынка труда. [34]

Речь идет о комплексе процессов, суть которых можно определить как формирование новой модели роста. В настоящее время можно выделить главные особенности формирующейся модели, которые должны иметь долгосрочный характер для современной России и позволяют по-новому подойти к исследованию современного механизма государственного регулирования рынка труда.

Среди них — модернизация экономики, повышение стоимости рабочей силы (особенно в бюджет- ной сфере) и увеличение ее роли в достижении благосостояния работника, совершенствование трудового и миграционного законодательства и инфраструктуры государственного регулирования.

В заключение заметим, что изменения и новые явления в экономике России потребуют дальнейших исследований теоретико-прикладных проблем рынка труда и механизма его регулирования, что предоставляет возможность проследить уже на новом временном отрезке его эволюцию.


И такая разработка должна иметь в ближайшее время, так как на современном этапе развития страны потребности в творческой разработке теоретических аспектов рынка труда не уменьшаются, а, наоборот, возрастают.

Одновременно встречный процесс должен идти и от исследователей проблем рынка труда, практические обобщения которых должны быть доведены до высокой степени конкретности. [35]

Этим положением, по нашему мнению, следует руководствоваться при определении новых направлений исследования рынка труда на перспективу. Таким образом, общие соображения, высказанные выше, позволяют думать, что проблема- тика рынка труда будет научно значима и чрезвычайно актуальна еще долгие годы.

2.2. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ

Рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В отличие от других рынков его специфика состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает способность человека к труду.

Исходя из этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Функции рынка труда традиционно заключаются:

- в обеспечении производства и сферы услуг ресурсами труда,

- их распределении между предприятиями, отраслями, регионами;

- в обеспечении наемным работникам возможности получать средства существования;

- в согласовании цены и условий труда между работниками и работодателями;

- стимулировании работников и работодателей. [36]

Рыночные отношения изначально предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата.

В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы. При этом спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них, а предложение на рынке труда – это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Так, например, в связи со спадом производства в 90-х годах и кризисом 2008 г. структура рынка труда в России вновь значительно изменилась, и профессия строителя или банкира, столь популярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 г., уже не так привлекает вчерашних выпускников вузов и абитуриентов.


Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

На современном этапе актуальными следует признать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

- совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

- легализация занятости;

- снижение скрытой безработицы;

- мониторинг ситуации на рынке труда;

- формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

- повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы; развитие институтов рынка труда;

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения; развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

- создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей- инвалидов, многодетных родителей; [37]

- реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.

В целом все эти усилия должны быть направлены на повышение эффективности использования отечественной рабочей силы и обеспечение высокой степени согласованности структуры спроса экономики на рабочую силу и ее предложения.

В этой связи актуальными будут исследования, аналитические и прогнозные, динамики занято- сти и рынка труда, учитывающие особенности структуры спроса на рабочую силу и ее предложения, а также существующие ориентиры перспективного социально-экономического развития страны.

Рассмотрим статистику рынка труда в РФ. Численность экономически активного населения в стране в марте 2015 г. составила 75,2 млн чел., или около 53 % от общей численности населения страны, в их числе 71,0 млн чел. (94,3 %) экономически активного населения были заняты в экономике и 4,3 млн чел. (5,7 %) не были трудоустроены, но активно искали работу (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).


В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн чел. 1 При этом, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, по состоянию на март 2015 г. уровень населения, занятых экономической деятельностью (доля занятого населения в его общей численности в возрасте 15–72 лет) составил 64,4 %. [38]

В марте 2015 г. 4,3 млн человек, или 5,7 % экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда).

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн чел., в том числе 0,9 млн получали пособие по безработице. Средний возраст безработных в марте 2015 г. составил 35,8 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8 %, в том числе в возрасте 15–19 лет – 4,3 %, 20–24 лет – 20,5 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (29,3 %) и 20–24 года (12,8 %). По сравнению с мартом 2014 г. уровень безработицы в возрасте 15–19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20–24 лет – на два процентных пункта.[39]

В среднем среди молодежи в возрасте 15–24 лет уровень безработицы в марте 2015 г. составил 14,2 %, в том числе среди городского населения – 13,5 %, среди сельского – 16,2 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30–49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,8 раза, сельского населения – 2 раза.

Безработица в значительной степени является застойной. Из 1,5 млн безработных сельских жителей 40,4 % находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,7 млн безработных городских жителей 31,6 %.

По данным проведенного обследования в марте 2015 г. 32,0 % безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 59,3 % безработных – обращение к друзьям, родственникам и знакомым. К концу марта 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,2 млн незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,1 млн чел. имели статус безработного, в том числе, 0,9 млн чел. получали пособие по безработице. [40]

В марте 2015 г. получили статус безработного 175,4 тыс. чел. Размеры трудоустройства безработных были на 20 тыс. чел., или на 18,4 % меньше, чем в марте 2014 г., и составили 86,6 тыс. чел. [41]


Таким образом, очевидно, что в соответствии с текущими и перспективными условиями социально-экономического развития правительству необходимо реализовывать меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда.

На рынке труда традиционно взаимодействуют спрос на рабочую силу и ее предложение. Результатом такого взаимодействия является либо безработица, либо дефицит рабочей силы, который возникает, если потребность в рабочей силе не удовлетворена. [42]

Следствием нехватки рабочей силы может стать существенный и, вероятно, неравномерный по профессионально-квалификационным группам рост уровня оплаты труда. Поскольку безработица на российском рынке труда носит в значительной степени структурный характер, оправданно ожидать, что на рынке труда (например, на разных его сегментах) одновременно будет проявляться и дефицит рабочей силы, и безработица.

Как следствие государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

ВЫВОД К 2 ГЛАВЕ

В заключение отметим, что при изучении взаимодействия спроса и предложения на рынке труда целесообразно учитывать весь комплекс взаимосвязей экономики и ее отраслей с системой образования, прежде всего профессионального. В современных условиях взаимосвязи экономики и системы профессионального образования настолько сложны и многогранны, что сама роль системы образования в развитии макроэкономических процессов и, в частности, влияния на динамику сферы занятости и рынка труда неоднозначна.

В этой связи, возможно, государству необходимо осуществлять комплексное регулирование рынков труда и образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулирование социально-трудовых отношений в масштабах общества – важное направление внутренней политики государства в любой цивилизованной стране.

Конкретизация государственного регулирования социально-трудовых отношений отражается в политике занятости, политике доходов, миграционной и демографической политике, политике в области образования.

С позиции функционирования рынка труда урегулирование социально-трудовых отношений – ключевой инструмент оптимизации этого функционирования.