Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Маркетинговые исследования
1.1. Понятие, значение и цели маркетинговых исследований
1.2. Содержание и направления рыночных исследований
1.3. Анализ масштаба и потенциала рынка
Раздел 2. Исследование рынка развлекательных услуг
2.1. Характеристика объекта исследования
Важный элемент сферы городских культурно-досуговых развлечений – это кинотеатры.
В настоящее время, различные сегменты рынка кинозрелищных услуг развиваются неравномерно. Число современных кинокомплексов в России постоянно растет Большинство цифровых кинозалов в России принадлежит федеральным киносетям. Современный цивилизованный кинорынок не есть стихия, а представляет собой строго нормированные отношения между производителем и потребителем, основанные на отлаженной системе научного прогнозирования, целесообразности и прагматизма.
Рынок театрально-зрелищных услуг – это совокупность существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью. Такие виды услуг могут предоставлять: театры, цирки, дельфинарии и т.д.
Ночной клуб представляется одним из значимых социокультурных феноменов, оказывающих непосредственное влияние на городские культурно-досуговые развлечения Ночной клуб можно определить, как общественное, коммерческое заведение, формально представляющее собой «гибрид» дискотеки и бара, осуществляющий свою деятельность в сфере досуга и развлечений, которая заключается в организации вечеринок.
Ресторанный бизнес как элемент городских культурно-досуговых услуга имеет такие специфические свойства как целенаправленный характер функционирования ресторанного бизнеса и иерархическую упорядоченность образующих ресторанный бизнес элементов. Целенаправленный характер функционирования ресторанного бизнеса и иерархическая упорядоченность образующих ресторанный бизнес элементов позволяет говорить о ведении бизнеса, ориентированного на учет постоянно изменяющихся потребностей потребителя. Это, без сомнения, повышает конкурентоспособность ресторанного бизнеса.
На сегодняшний день в России культурно-зрелищные и развлекательные мероприятия посещают более 150 млн человек ежегодно. В течение следующих пяти лет совокупные темпы годового роста российского рынка индустрии развлечений и СМИ составят 9,3%. Основными факторами роста рынка являются повышение благосостояния населения, интерес к здоровому образу жизни, бурное развитие крупных торговых и развлекательных центров.
Следует отметить, что основным потребителем досуговых услуг является молодежь. Россияне 16-19 лет задают тон в посещении культурных мероприятий, и это является положительной тенденцией в целом для страны. По результатам опроса, изучившего предпочтения именно этого сегмента потребителей, перечень развлекательных услуг, которыми пользуется молодежь, значительно шире, чем у всего населения в целом. Так, чаще всего молодежь можно встретить в кафе и ресторанах, а также в парках и кинотеатрах. Примерно треть молодых людей посещают бани и сауны, столько же - дискотеки. Молодежь также активно посещает спортивные клубы, секции, бассейны, аквапарки, зоопарки, стадионы, бильярдные и боулинговые клубы, ночные клубы, библиотеки, клубы и дома культуры, развлекательные центры.
В данной работе я рассмотрю конкретно вид семейного развлекательного досуга, а конкретно: Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», Рио Океанариум, Московский зоопарк, Большой Московский Государственный цирк и Московский планетарий.
2.2. Описание предприятий
1. Центр океанографии и морской биологии «Москвариум» [10]
В августе 2015 г. на ВДНХ состоялось открытие «Москвариума», современного Центра океанографии, включающего в себя несколько десятков огромных аквариумов, более 8 тыс. самых разнообразных обитателей морских глубин, в числе которых – около полутысячи видов пресноводных и морских рыб.
Здание океанариума – это огромный комплекс, состоящий уз двух залов: основного, где с водными шоу выступают цирковые артисты и морские млекопитающие, и, собственно, самого аквариума.
Основной зал рассчитан на 2,3 тыс. зрителей. Здесь перед посетителями выступают косатки, белухи, дельфины и различные представители ластоногих.
Помимо этого, в этом помещении функционирует бассейн, в котором по предварительной записи можно поплавать и дельфинами.
2. Рио Океанариум [11]
8 октября 2011 г. произошло торжественное открытие нового океанариума в Москве - в торговом центре РИО на Дмитровском шоссе. На его создание ушло 18 млн. долларов, а площадь экспозиции, по словам создателей, составляет 3.5 тыс. м2. Интерес к океанариуму был колоссальным. Подозреваю, что владельцы специально приурочили открытие к началу школьных каникул. А тут ещё и ноябрьские праздники, 3 выходных подряд.
3. Московский зоопарк [12]
Московский зоопарк один из старейших зоологических парков в Европе. Был основан в середине 19 века. В год его посещает более трех миллионов человек. Здесь можно увидеть 1132 вида животных. Символом парка долгое время был таежный кот - манул. Позднее символ изменили. Теперь это стилизованное изображение голубей, белок, пеликанов и дельфинов. Расписание зоопарка подобрано таким образом, чтобы посетители смогли обойти весь парк. Посмотреть на животных здесь можно семь дней в неделю, с 10 до 20 часов. Московский зоопарк считается одной из главных достопримечательностей столицы. Здесь можно покормить рыб, посмотреть на фламинго, гепарда, рысь, медведя, дикого кабана, снежного барса, белоголового сипа, степного орла, бенгальского тигра, слона, енота, обезьян, белого медведя, жирафа, верблюда, льва, белого медведя и других животных. В парке живут рептилии, морские обитатели. Зоопарк обустроен для активного семейного отдыха. На большой территории расположились детские аттракционы. Кроме того, в Московском зоологическом парке создали контактную зону, где дети могут гладить и кормить мелких животных: кроликов, обезьян, енотов, коз, овец, оленей.
4. Большой Московский Государственный цирк [13]
Одним из самых известных в России и за рубежом цирков является Большой Московский цирк, расположены на проспекте Вернадского. Он работает с 1971 г., рассчитан на 3 400 посетителей. Это самый большой цирк в мире.
Цирк имеет пять арен для выступлений (конную, иллюзионистов, водную, ледовую, арену световых эффектов) и одну для репетиций. Манежи расположены на 18 метров ниже уровня пола и могут меняться во время спектакля несколько раз. Амфитеатр конструкции имеет высоту 36 м.
Труппа российских артистов на протяжении многих лет организует туры за границу. За рубежом ценят представления отечественных циркачей, которые отличаются от традиционных программ европейцев наличием повествовательного сюжета. Первый тур труппы за границу, он был организован в 1956 году, удивил публику Лондона и Парижа и сделал цирк всемирно известным. В настоящее время заведение на Вернадском - популярное место в экскурсионных программах, прибывающих в столицу иностранцев.
Координаторы проектов - известные артисты Братья Запашные. Труппа заведения — это жонглеры, гимнасты, акробаты, эквилибристы, клоуны.
В шоу участвуют тигры, лошади, пони, собаки.
Визитной карточкой заведения стал международный фестиваль «Идол». Он проводится с 2013 года. На несколько дней заведение превращается в арену для шоу различных коллективов со всего мира, которые демонстрируют зрителями лучшие номера. В представлении участвуют знаменитые и начинающие артисты из нескольких государств.
5. Московский планетарий [14]
Московский планетарий открылся в июне 2011 года после длительной реконструкции. Он имеет различное количество зон, все зоны имеют разную тематику. Оплачиваются и стоят они по-разному.
На подземном этаже планетария расположен малый звездный зал, кинотеатр – 4Д, музей «Лунариум». На первом уровне находится залы, посвященные истории освоения космоса и залы музея "Урания". На втором уровне – большая и малая астрономические обсерватории, площадка «Парк неба» и выставка коллекции метеоритов. На третьем уровне, под самым куполом, расположен большой звездный зал. Его проектор позволяет увидеть примерно 9 тысяч небесных объектов и их перемещение по небу во времени.
2.3. Анализ масштаба и потенциала рынка
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников. При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства.
Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса. Определение потенциала рынка позволяет установить, сколько товаров при определенных условиях может быть выставлено на рынок и сколько товара рынок может поглотить.
Конкурентами на рынке развлекательных услуг в городе Москве «Москвариум» существует большое количество конкурентов, которых можно разделить на группы и посчитать какую долю рынка занимает каждая группа (Рисунок 1):
- Ситуативные (занимает 46% рынка)
кинотеатры
торговые центы
кафе/рестораны
- Культурно-массовые (занимает 23% рынка)
парки/усадьбы
зоопарки
выставки, музеи
- Массовые развлекательные (занимает 17% рынка)
массовые мероприятия
цирки
концерты, шоу
- Развлекательно развивающие (занимает 8% рынка)
экскурсии (по городу, эко-туры, автобусные)
места активного отдыха (Панда-парк)
Океанариумы
Планетарий
- Интерактивные (занимает 6% рынка)
научно-развлекательные центры (Эксперементаниум)
мастер классы
тематические площадки (Кидзания, Кидбург)
Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке.
Рисунок 1
Масштаб рынка также определяется типом рынка (таблица 1), который характеризуется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью.
Таблица 1
Признак классификации |
Тип рынка |
Виды услуг |
Развлекательно-досуговые |
Степень и виды конкуренции |
Рынок чистой конкуренции |
Территориальный уровень |
Региональный рынок |
Классификация услуг на рынке |
Рынок услуг потребительского назначения |
Место рынка в системе товародвижения |
Потребительский (розничный) рынок |
Качественная оценка рынка |
Обслуживаемый рынок |
Организационная оценка рынка |
Открытый рынок |
Позиция маркетинга по отношению к рынку |
Целевой рынок |
Конъюнктурная оценка рынка |
Нестабильный рынок |
Объем продаж определяется объемом предлагаемых услуг, за проданные билеты в 2016 году (Таблица 2). Данные виды услуг имеют сезонный характер: летом и зимой подъем спроса, весной и осенью падение.
Таблица 2
«Москвариум» |
Океанариум Рио |
Московский зоопарк |
Московский цирк |
Московский планетарий |
|
Объем продаж проданных билетов |
0,5 млдр. руб |
0,15 млрд. руб |
0,25 млрд. руб |
0,35 млрд руб |
0,4 млрд руб |
Из таблицы видно, что больший объем продаж имеет «Москвариум». Все потому, что данная организация имеет больший, чем у других ассортимент предоставляемых услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С появлением и укреплением системы маркетинга, как основы рыночной деятельности, процесс маркетингового анализа вписывается в его рамки и становится его неотъемлемой составной частью. При этом происходит обогащение маркетингового исследования идеологией и методологией маркетинга. Современное маркетинговое исследование требует умелого использования современной компьютерной технологии, организации информационно-аналитического обеспечения и сопровождения.
Анализ рынка и рыночных процессов – необходимое условие функционирования системы маркетинга. Прозрачность рынка, предсказуемость его развития – непреложное условие маркетинговой теории и практики. С позиции предпринимателя анализ в системе маркетинга – своеобразная лоция, позволяющая уверенно вести корабль бизнеса к намеченной цели.
Прогнозирование развития рынка, выявление тенденций его динамики и структуры, оценки его устойчивости, степени сбалансированности и т.п. представляют важное направление маркетингового исследования. Разработка производственных и торгово-сбытовых программ предприятий опирается на информацию и анализ маркетингового исследования. Концепция современной системы маркетинга базируется на признании суверенитета потребителя, что предполагает широкое изучение и моделирование потребительского поведения на рынке, мнений, предпочтений и требований потребителя.
Цель курсовой работы была достигнута – анализ масштаба и потенциала рынка. Были изучены теоретические аспекты данного вопроса и рассмотрены на конкретном примере.
В данной работе было проведено исследование рынка развлекательных услуг в городе Москве. Проведена характеристика данного рынка. Было показано какие виды развлекательных услуг пользуются наибольшим спросом и какую долю рынка они занимают. Какие предприятия имеют наибольший объем продаж.