Файл: Управление издержками, возникающими в различных структурных подразделениях организаций индустрии гостеприимства (Исследование управлением себестоимости на ООО «Ареал-Тур»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические особенности управления затратами на предприятии
1.1 Понятие и классификация затрат
1.2 Система анализа себестоимости предприятия
1.3 Анализ управления себестоимостью продукции на предприятии
Глава 2 Исследование управлением себестоимости на ООО «Ареал-Тур»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Ареал-Тур»
2.2 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Ареал-Тур»
2.3 Анализ формирования и управления затратами ООО «Ареал – Тур»
-нормативный метод учета затрат, который позволяет отслеживать, анализировать и влиять на отклонение фактической себестоимости от расчетной в оперативном режиме;
-оптимизация общезаводских и общепроизводственных затрат;
-повышение технического уровня производства;
-постоянное совершенствование организации производства и труда при сохранении базовых элементов технологического процесса;
-постоянное улучшение системы снабжения предприятия сырьем и материалами;
-исследование состояния рынка в части номенклатуры наиболее ликвидной продукции и ее рыночных цен;
-последовательное внедрение новых видов продукции с необходимыми потребительскими свойствами, максимально используя элементы уже освоенных видов изделий;
-совершенствование логистики;
-поиск и внедрение дополнительных источников дохода в рамках действующего производства;
-подготовка кадров на основе их обучения и мотивации эффективности труда.
Для того чтобы сформировать модельный ряд продукции нужно четко определить ее потребительские свойства. Принимая во внимание то, что важным разделом учета затрат и управления себестоимостью является анализ взаимосвязи издержек, объема продаж и прибыли, предварительно необходимо провести исследование состояния рынка, оценить деятельность уже работающих аналогичных производителей, проанализировать рынок сырья, материалов и комплектующих. Как правило, перед руководством компаний встает вопрос – производить и продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового потребителя по относительно низкой цене. Второй вариант обеспечивает менее затратное вхождение в рынок, но требует постоянного внимания к учету затрат и решению проблемы оптимизации расходов на производство продукции практически в постоянном режиме.
На начальном этапе становления производства и вхождения в рынок, при определении нормативной (расчетной) себестоимости продукции важно определить, выделить в группы и статьи все возможные затраты. Для этого необходимо как бы расщепить весь производственный и технологический процесс на составляющие по прямым и косвенным затратам, включая самые, казалось бы, незначительные их элементы, исходя из реального состояния предприятия в части его технического оснащения, организации производства, хозяйственного обеспечения, численности персонала и информации о сырье и материалах. По каждому конкретному изделию необходимо рассчитать нормы расходов в разрезе элементов затрат и отслеживать отклонения фактических издержек от плановых по отдельным изделиям, их группам и по всей производимой продукции в целом. Такое сопоставление нормативной и текущей себестоимости в режиме реального времени позволяет выяснять причины отклонений. В конечном итоге, это позволяет достаточно эффективно влиять на текущую себестоимость, а, следовательно, и ценовую политику. За счет оперативной коррекции тех затрат, которые выходят за рамки нормативного расчета, организация получает возможность осуществлять политику реализации продукции несколько ниже рыночных цен, наращивая объемы и получая при этом если не прибыль, то хотя бы возможность работать без убытка [9, с.153].
Нормирование себестоимости отдельно для переменных (условно-переменных) и постоянных издержек в рамках применения системы учета по сокращенной себестоимости позволяет предприятию:
-оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции;
-существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат;
-определять нижнюю границу цены продукции;
-контролировать постоянные затраты.
Важнейшим элементом всей системы управления себестоимостью является производительность труда, как база для роста объема производства. Наряду с широким внедрением механизации и автоматизации производственного процесса предприятие не должно оставить без внимания и возможность повышения интенсивности труда отдельных работников за счет использования их на конкретных участках производства с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого.
Постоянного внимания к себе требует проблема эффективности организации непосредственно производственного процесса. Регулярное проведение временных и визуальных тестирований практически каждого элемента движения сырья, материалов и полуфабрикатов в ходе производственного процесса позволяет выявить возможные резервы роста эффективности производства. За счет частичной перестановки оборудования, улучшения условий труда, внедрения элементов малой механизации погрузочно-разгрузочных работ, устранения встречных потоков движению сырья и полуфабрикатов, улучшения работы складов, можно, например, сократить время прохождения одного изделия всех производственных этапов, включая склад готовой продукции. Данные мероприятия позволят так же уменьшить абсолютную величину общепроизводственных затрат на единицу изделия при минимальных затратах на внедрение малой механизации и совершенствования организации производства.
Итак, в качестве базового элемента системы управления себестоимостью продукции в можно выделить достаточно детальный анализ, учет и нормирование затрат на всех этапах производства с точки зрения их реальной целесообразности и действительной необходимости в части организации тех или иных процессов обслуживающих само производство. В дальнейшем перечень затрат необходимо расширять только с учетом предварительного анализа и последующей минимизации возникающих дополнительных издержек. Как элемент снижения себестоимости продукции за счет увеличения объема продаж можно отнести внесение индивидуальных элементов в типовую конструкцию раскрученного товара привлекающего потребителя информацией о качестве изделия и его производителе. Однако данная методика может применяться компаниями, уже завоевавшими определенные позиции на рынке, имеющими устойчивый ежегодный рост продаж, обладающими достаточной информацией об источниках сырья, материалов и комплектующих, а так же о ценах на них. В этом случае при выборе продукции, предназначенной к производству, можно использовать метод «Таргет-костинг» (управление по ценовой себестоимости). На рынке выбирают раскрученные модели, имеющие привлекательную рыночную цену. Далее определяют минимальную рентабельность, при которой считается возможным производить данные изделия, а затем определяют целевую себестоимость, в которую необходимо «вписаться». При этом принимается во внимание необходимость максимального использования имеющегося станочного парка, сырья и комплектующих, а так же элементов конструкций уже производимых изделий. Если на данном этапе развития предприятия получить такую себестоимость невозможно, то производство продукта должно быть отложено до тех пор, пока затраты не впишутся в нормативную себестоимость за счет принятых конкретных управленческих или технологических решений. Данная система позволяет организовать управление затратами на основе превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. Конечно, управление себестоимостью продукции на основе глубокой калькуляции и оперативной коррекции текущих затрат возможно только при малых объемах и небольшой номенклатуре производимых товаров [8, с.132].
В заключении необходимо отметить, что создавая свою систему управления себестоимостью продукции предприятия, как правило, не могут избежать ошибок, когда в производство внедряется изделие по которому теоретически нормативные затраты существенно не совпадают с фактическими. В этом случае поиск путей снижения себестоимости ведется непосредственно в процессе производства, что достаточно сложно технологически и затратно экономически.
1.3 Анализ управления себестоимостью продукции на предприятии
В анализе расходов предприятия используются следующие экономические показатели: полная себестоимость – сумма всех издержек предприятия на производство продукции; затраты на рубль реализованной продукции – характеризует уровень и динамику снижения затрат. Наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и прибылью; себестоимость отдельного продукта, работы или услуги (калькуляция) – позволяет анализировать структуру затрат, динамику, уровень и влияние на прибыль отдельно взятой единицы продукции.
Изучение состава производственных издержек позволяет выявить основные направления материально-денежных потоков на предприятии, которым нужно уделить особенное внимание. А построение таблиц и графиков структуры затрат за несколько лет охарактеризует динамику движения тех или иных статей расходов.
Выполняя анализ себестоимости продукции на примере промышленного производства, включают следующие статьи затрат: материальные затраты; топливо и энергия; затраты на оплату труда персонала и отчисления; издержки на содержание и эксплуатацию оборудования; производственные (цеховые) расходы; общепроизводственные расходы; производственный брак; прочие затраты. В зависимости от специфики предприятия, структура затрат может изменяться и включать в себя дополнительные категории основных расходов.
Для изучения изменения показателей себестоимости во времени составляются таблицы и строятся графики, в которых используются данные учета за несколько лет, а также плановые показатели себестоимости продукции. В первую очередь анализируется показатель полной себестоимости и его структура, а также показатель себестоимости в затратах на рубль выпущенной продукции. Они дают представление об общем состоянии эффективности и интенсивности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия и приоритетах дальнейшего исследования себестоимости. Для более глубокого изучения изменения динамики затрат и создания себестоимости, используются показатели себестоимости отдельного продукта. Здесь также рассматривается структура затрат, их уровень, влияние на формирование прибыли отдельного продукта и предприятия в целом. Далее производится расчет отклонений фактических значений себестоимости от плановых, обосновываются причины перерасхода по отдельным статьям, выявляются причины брака и других непроизводственных потерь, разрабатывается план по снижению себестоимости продукции. В век компьютерных технологий нельзя забывать об использовании математических моделей изучения экономики предприятия. Корреляционный анализ позволит выявить причинно-следственную взаимосвязь изменения себестоимости с различными факторами, непосредственно или косвенно влияющими на производство продукции. Здесь могут учитываться такие показатели, как затраты труда персонала в целом, или по категориям, энерговооруженность, фондовооруженность, затраты на новые технологии и другие.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели[19,с.156]:
Сi = Fi / Qi + Vi (1)
где Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;
Fi – постоянные расходы по i-му продукту;
Qi - объем производства по i-му продукту;
Vi – переменные расходы по i-му продукту.
Используя вышеприведенную формулу, производят расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки:
Спл = Fпл / Qпл + Vпл (2)
Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл (3)
Сусл2 = Fф / Qф + Vпл (4)
Сф = Fф / Qф + Vф (5)
Таким образом, значение анализа себестоимости определяется тем, что она представляет собой главный качественный показатель, описывающий экономическую эффективность производства, и, что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Факторный анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Глава 2 Исследование управлением себестоимости на ООО «Ареал-Тур»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Ареал-Тур»
Основным видом деятельности ОАО «Ареал-Тур» является производство и продажа туристического оборудования.
Цель компании – развитие рынка доступных отечественных товаров для активных людей, проводящих свободное время на природе.
Компания «Курс» основана в 2007 году и в настоящее время широко известна как производитель качественных изделий под торговой маркой «Ареал-Тур», надежный и стабильный бизнес-партнер.
Ассортиментная политика «Ареал-Тур» направлена на расширение ассортимента, модернизацию и совершенствование качественных характеристик продукции. В ассортименте компании представлены более 100 товарных позиций в различной цветовой гамме.
Клиентами компании являются торговые и спортивные организации на территории Российской федерации и СНГ, среди которых крупные ритейл-сети, а так же активно развивающиеся спортивные клубы.
Для бизнес-партнеров компания гарантирует: развивающийся ассортимент изделий, высокое и стабильное качество продукции, оптимальные цены, выгодные условия сотрудничества, своевременную отгрузку, исполнение договорных обязательств.
Под организационно-правовой формой понимается не противоречащая законодательству определенная форма хозяйствующего субъекта, закрепляющая права и обязанности его владельцев по использованию имущества и выполнения обязательств.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на акции. При этом каждому участнику АО принадлежит определенное количество акций. Главной особенностью АО является то, что его участники не отвечают по возникшим обязательствам всем своим имуществом в ходе деятельности общества, а несут убытки только в размере стоимости имеющихся на руках акций.
Участники ОАО имеют право продавать свои акции без предварительного согласия других учредителей общества. В условиях ЗАО акции распределяются только между его участниками или заранее определенным кругом лиц.
Открытое акционерное общество в процессе своей деятельности может продавать акции без каких-либо ограничений, его же правом является и организация подписки на акции. Благодаря таким возможностям ОАО может существенно увеличить свой уставной капитал, а также привлечь к развитию своей коммерческой деятельности новых лиц. Продажа акций может осуществляться в неограниченном количестве и неограниченному количеству физических и юридических лиц, при этом все сделки должны проводиться в соответствие с правовыми и законодательными актами Российской Федерации. Такое публичное акционерное общество отличается и тем, что каждый его акционер может свободно распоряжаться своими акциями, при этом не требуется согласие других акционеров. Ежегодно ОАО обязано публиковать годовой отчет, а также сведения о прибыли, убытках и свой бухгалтерский баланс.
ООО «Ареал-Тур» имеет линейную организационную структуру управления. Особенностью данной структуры является то, что низшие уровни управления последовательно подчинены высшим, во главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением (связь с вышестоящим уровнем управления осуществляется только через него). Подразделения выполняют функции согласно своей сфере работы.