Файл: Теории происхождения государства (Причины и формы возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сама теологическая теория происхождения государства в основном не приемлема большинством населения страны.

Патриархальная теория происхождения государства в чем-то созвучна с предыдущей теорией. Основателем ее был выдающийся ученый Аристотель. Он считал:

Государство - естественная форма человеческой жизни.

Вне государства общение человека с себе подобными невозможно.

Люди существа общественные и они стремятся к образованию патриархальной семьи.

Увеличение числа последних к их объединение приводит к образованию государства.

Государственная власть - продолжение и развитие отцовской власти. [4]

Культовая идеология, а вытекает она из этой теории происхождения: государства, не только оправдывает сосредоточение неограниченной власти в руках одного человека, но и восхваляет ее, включая и негатив в его деятельности. В глубине веков возникла и теория договорного происхождения государства. В древней Греции софисты полагали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Следовательно, государство - не божественное творение, а продукт сознательной деятельности людей. [5]

Соглашение людей - основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству) и становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это его уполномоченные, обязанные отчитываться перед ними и сменяться по его воле. Это далеко не везде происходит и сейчас.

Конечно, как любая научная теория, и так и данная, теория происхождения государства имеет и слабые места. Она не может ответить на ряд вопросов, в частности, где, когда, каким образом состоялся общественный договор, кто был ее участником или свидетелем. Частично, об этом уже отмечалось в данной работе. Больше необходимо говорить о ее научной ценности.

Она впервые показала, что государство возникает, хотя и не без участия других причин, в том числе и объективных, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, который оказал и оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп, всего общества. Из исходной функции государства - управлять обществом - следуют другие черты государства. [6]

Это путь совершенствования государства, что актуально и сегодня.


Она положила начало учениям о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур их сменяемости. Это также направления усовершенствования государства.

Ряд постулатов теологической теории и резкую критику многих положений теории договорного происхождения государства несет в себе учение о государстве Гегеля. Оно было направлено против теории естественных и неотчуждаемых прав человека, против идеи и целей буржуазно-демократической революции. Гегелевская форма "Все действительное - разумное" оправдывает феодально-абсолитистский строй прусского государства. [7] Он в утопическо-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о государстве. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Он утверждает, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». (Мировой разум, мировой дух).

В своем произведении «Философия права» он критикует теорию договорного происхождения государства. Он, соглашаясь, что основы государства в общей воле, но возражает против вывода общей воли из воли

отдельных личностей. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. Государство не служит отдельным: лицам и не может быть их повторением.

Государство есть высшая форма реализации нравственности. По мнению авторов учебника Теории государства и права Гегель считал, что государство не служит чьим либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Отвергается народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть не может, по мнению Гегеля, выражать интересы народа, так как народ не только не знает, что хочет разумная воля, но не знает даже чего хочет сам.

Ряд положений учения Гегеля нередко используются властью в своих интересах.

Теория происхождения государства путем насилия (завоевания) возникла и получила распространение сравнительно недавно (конец XIX начало XX века). Мать государства, утверждают ее сторонники - война, завоевания. Основоположниками теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е, Дюринг и другие. Они опирались в своем учении на известные исторически факты возникновения германских и венгерских государств.


Гумплович утверждал: «История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»[8].

В определенной мере это присуще российскому государству. Еще одной особенностью учения Гумпловича является то, что он переносит законы жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

Другой представитель этой школы Каутский считал, что классы и государства появляются вместе как продукт войны и завоевания. «Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен спаянных друг с другом актом завоевания»[9].

Для многих наиболее приемлемой теорией происхождения государства - являлась марксистская теория. Она была главенствующей до недавнего времени в ряде стран в силу того, что отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен, в отличие от идеалистического подхода Гегеля, материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Суть этой теории выражается в формуле «Государство есть продукт к проявление непримиримых классовых противоречий».

Профессор Корельский В.М. высказывает критику по этому поводу, считая; появление классов не единственной первопричиной происхождения государства. Государство - отмечает он - нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные общие факторы[10].

Так как из нее (формулы) не усматривается, что это единственная причина происхождения государства: И ока не исключает другие не менее важные и глубинные причины возникновения государства.

Из изложенного выше видно, что учение о возникновении права тесно связано с концепциями происхождения государства.


Однако теории возникновения права имеют много специфического, наделены рядом особенностей. Зачастую проблемы правобразования рассматриваются; в единстве с вопросами его природы, назначения права и правового регулирования.

Известно немало теорий права, ибо из истории зарождения, их происхождения различны как по времени, так и самого существа.

Среди них теологическая теория, теория естественного права, историческая школа права, нормативистская и психологическая теории, марксистская концепция происхождения права и другие.

Длительное время в нашей стране господствовала марксистская концепция происхождения права. Несомненное достоинство этой концепции в том, что она последовательно материалистическая. В ней убедительно доказывается, что корни права лежат в экономике, без экономических гарантий оно становится иллюзорным.

Марксизм связывает происхождение права с классами и классовыми отношениями, утверждает, что в праве лишь воля экономически господствующего класса. Это однобоко. Бесспорно, что возникновение права предопределено и другими общественными причинами. Изучение теологической теории происхождения государства и такой же истории возникновения права еще раз показывает взаимосвязь и взаимозависимость их друг от друга с одной стороны, дополнение и обогащение их - с другой.

Одной из древних является теологическая теория. Это право божественного происхождения, вечное и выражающее божью волю, высший разум явления. Но она не отрицает наличие в праве природных и гуманистических (человеческих) начал. Утверждается, что право богом данное искусство добра и справедливости. Достоинство этой теорий, что она одна из первых связало право с добром и справедливостью. Однако она опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру, религию.

Наиболее распространенной можно назвать теорию естественного права. Свое начало она берет еще в Древней Греции и Древнем Риме и связано с именами Демокрита, Сократа, Платона. Эта теория отражает попытку ученых-мыслителей выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенных самой природой человека. «Закон - указывал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо, для повинующихся закону - закон только свидетельство их собственной добродетели». [11]

Эта теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплеск расцвета, всегда были связаны со стремлением людей изменить свою жизнь к лучшему - это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству, в частности, в нашей стране. Объектом внимания, являются права человека и гражданина, политические и гражданские права, экономические, социальные и культурные права, абсолютные и безотлагательные, относительные и прогрессивные, права индивида и групп индивидов, права народа и сообществ. Особенно, это относится к так называемому «третьему поколению прав человека - на мир, на чистую окружающую среду» 1 и т.п.


Положительно значение этой теории:

она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

благодаря ей, различают право и закон, естественное и позитивное право;

она концептуально соединяет право и нравственность. Позитивистская теория права возникла в значительной степени как оппозиционная теория предыдущей теории возникновения права. Основные

права и свободы первичны по отношению к законодательству. Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Права граждан, как правило, открыто перечисляются в Конституциях

стран, а права государства остаются своего рода «вещью в себе». Положительным в этой теории являются:

возможность установления стабильного правопорядка;

детального изучения догмы права - структуры, правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам относятся:

введена искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений;

отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений;

отказ от исследований содержания нрава, его цели.

Как доказывали создатели исторической школы права в Германии XVIII и XIX века, право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Его видные представители Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждает, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Нормативистская теория права, как утверждал ее создатель Г. Кельзен, не подчиненное принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе, т.е. выводится, право из самого права. Причин возникновения права не существовало.

Эта теория основана на том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Ее автор считал, что право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами, иерархическую пирамиду во главе с основной нормой. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от вышестоящей в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

Современное понимание права в рамках этой теории выглядит так: