Файл: Разработка инвестиционной политики коммерческого банка.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функционирования инвестиционного рынка
1.1 Понятие и формы инвестиционной деятельности банков
1.2 Цели и процесс инвестиционной деятельности банков
1.3 Мониторинг банковского инвестирования в России
2. Инвестиционная политика коммерческого банка
2.1 Инвестиционная политика коммерческого банка
2.2 Показатели эффективности инвестиционного проекта коммерческого банка
3. Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности коммерческого банка
2.2 Показатели эффективности инвестиционного проекта коммерческого банка
Главными показателями, используемыми для оценки эффективности инвестиционных проектов в России, являются:
. Чистый доход.
2. Чистый дисконтированный доход.
. Внутренняя норма доходности.
. Потребность в дополнительном Финансировании.
. Индексы доходности затрат инвестиций.
. Период окупаемости инвестиций.
. Оценка показателей, Характеризующих финансовое состояние предприятия-участника проекта (показатели финансовой устойчивости, доходности, деловой и рыночной активности). [2, с.34]
При оценки эффективности инвестиционного проекта нужно установить степень его финансовой реализуемости. Этот параметр принимает два значения - "да" или "нет", также выражает наличие финансовых возможностей для реализации проекта. Требования финансовой реализуемости предполагает нужный объем финансирования проекта. Финансовую реализуемость проверяют для консолидированного капитала всех участников (включая инвесторов, кредиторов и государство). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в данный проект, являются притоками (со знаком "плюс"), а денежные потоки, поступающие каждому участнику из проекта, - оттоками (со знаком "минус"). Также рассматривают денежный поток самого проекта. В этом случае сумма потоков из выручки от продаж и прочих доходов считается со знаком "плюс". А инвестиционные и производственные и производственные расходы, исключая налоги, показывают как оттоки денежных средств со знаком "минус". Проект считается финансово реализуемым, если на каждом шаге расчета сумма (с учетом знаков) притоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной величиной.
Условия финансовой реализуемости и показатели эффективности определяются на базе денежного потока (ДПт), составляющие которого зависят от вида оцениваемого объекта. На разных стадиях расчетов исходя из целей и специфики финансовой реализуемости инвестиционные проекты оценивают в текущих или прогнозных ценах. Текущими называют цены, заложенные в проект без учета инфляции. Прогнозными считают цены, ожидаемые, с учетом инфляции, на будущих шагах расчета. Дефлированными называют прогнозные цены, приведенного к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции. [6, с.47] Чистым доходом (ЧД - Net Value, NV) считают накопленный эффект, сальдо денежного потока, за расчетный период:
ЧД = ∑ ДПт,
т
где суммирование распространяют на все шаги расчетного периода.
Большое распространение на практики получил показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД - Net Present Value, NVP), т.е. накопленного дисконтированного эффекта за период времени. ЧДД определяют по формуле:
ЧДД = ∑ ДПт * ат (r),
т
где ат - коэффициент дисконтирования, доли единицы.
ЧД и ЧДД показывают превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта. Эти показатели для всех характеристик эффективности должны быть положительными. При сравнении по этим параметрам различных вариантов одного и того же проекта предпочтение отдают с высоким значением ЧДД, если он положителен. Находим:
Дисконт проекта = ЧД - ЧДД.
Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора надо, чтобы ЧДД > 0, положительным.
При оценке альтернативной стоимости имущества целесообразно рассмотреть данные варианты его использования:
продажа (реализация на сторону);
передача другому лицу в аренду;
вложение в эффективные альтернативные проекты.
Упущенную выгоду от продажи имущества оценивают при помощи цены, по которой имущество может быть продано. При необходимости данную цену дисконтируют к моменту начала используемого имущества в рассматриваемом проекте. Если цена зависит от момента реализации, то этот момент принимают в расчет таким образом, чтобы дисконтированная упущенная выгода была максимальной. Упущенную выгоду от сдачи имущества в аренду определяют с помощью дисконтированной суммы арендных платежей арендатора за вычетом затрат на капитальный ремонт и иных расходов, которые по условиям аренды должен производить арендодатель. Указанные доходы и расходы учитывают за период пользования имущества в проекте.
Упущенную выгоду от использования имущества (Ву) в эффективном альтернативном проекте устанавливают по формуле:
Ву = ЧДДап - ЧДД1ап,
где ЧДДап - чистый дисконтированный доход альтернативного проекта, вычисленный при условии безвозмездного вложения имущества в данный проект; ЧДД1ап - чистый дисконтированный доход альтернативного проекта, вычисленный при условии реализации этого проекта без вложений данного имущества (ЧДД1ап>0). [26, с.78]
Внутренняя норма доходности (ВНД - Internal Rate of Return, IRR) характеризует рентабельность проекта. В проектах, начинающихся с инвестиционных затрат и имеющих положительный ЧД, rх это положительное число является внутренней нормой доходности:
. При норме дисконта r = rх чистый дисконтированный доход проекта обращается в ноль.
. Это число единственное.
При всех больших значениях r - отрицателен, при всех меньших значениях, положителен. Если не выполнено ни одно условие, ВНД не существует.Неотрицательная величина из уравнения:
∑ДПт*ат (r) = 0
Для оценки эффективности проекта ВНД целесообразно сравнить с нормой дисконта r. Проекты где ВНД < r, имеют отрицательный ЧДД и поэтому неэффективны.
Для оценки инвестиционной эффективности в первое время используют:
. Текущий чистый доход (ЧД) или накопленное сальдо:
k
ЧД (к) = ∑ ДПт
т=0
. Чистый дисконтированный доход или накопленное дисконтированное сальдо:
k
ЧДД (к) = ∑ ДПт*ат (r)
т=0
. Текущую внутреннюю норму доходности (ВНД), определяемую как такое численное значение ВНД (к), что при норме дисконта r = ВНД (к) величина ЧДД (к) обращается в ноль; при все больших значениях r - отрицательна, при меньших - положительна. В некоторых случаях ВНД может отсутствовать.
. Потребность в дополнительном финансировании - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и текущей деятельности. Величина ПФ не нормируется. Чем ниже абсолютное значение ПФ, тем меньший объем денежных средств должен привлекаться для финансирования проекта из внешних источников.
. Индексы доходности показывают относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Их рассчитывают как для дисконтированных, так и не дисконтированных денежных потоков. Для оценки эффективности проектов используют следующие индексы доходности. Индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков к сумме денежных оттоков. Индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных притоков к отношению сумы дисконтированных денежных оттоков. Индекс доходности инвестиций (ИД) отношение суммы элементов денежного потока от текущей деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.
. Сроком окупаемости называют продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент учитывают в задании на проектировании. Моментом окупаемости называют тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого чистый дисконтированный доход становится положительным числом. [12, с.120-122]
3. Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности коммерческого банка
Основные задачи бухгалтерского учета в банках формулируются в Положении Центрального Банка РФ № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Положение выделяет четыре задачи:
) формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка, его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
) ведение подробного, полного и достоверного учета всех банковских операций, наличия требований и обязательств, а также использование банком материальных и финансовых ресурсов;
) выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка и предотвращения отрицательных финансовых результатов деятельности;
) использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Задачи, указанные Банком России, тесно связаны с особенностями деятельности банков, с требованиями, предъявляемыми Банком России к балансовым показателям, которые должны отражать безубыточную деятельность банка, обеспечивать необходимый уровень платежеспособности и поддерживать ликвидность, то есть сохранять определенные соотношения между статьями баланса.
Выполнение указанных задач должно обеспечить:
быстрое и четкое обслуживание клиентов;
своевременное и четкое отражение в учете банковских операций;
предупреждение возможного возникновения недостач и неправомерного использования средств и ценностей;
сокращение затрат труда на совершение банковских операций;
надлежащее оформление документов, исходящих из банка.
К основным принципам ведения бухгалтерского учета в банках на территории России относятся:
постоянство правил бухгалтерского учета;
осторожность;
своевременность отражения операций;
приоритет содержания над формой;
метод начислений при отражении доходов и расходов;
принцип оценки;
принцип понятности.
В Положении № 302-П указаны пятнадцать принципов, которые соответствуют основным принципам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Каждый банк разрабатывает учетную политику, которая отражает особенности и условия деятельности конкретного банка. В составе учетной политики подлежат утверждению руководителем банка комплекты документов, определяющие основные правила ведения бухгалтерского учета на всех участках деятельности банка.
Ответственность за организацию и постановку бухгалтерского учета в коммерческом банке несет руководитель банка. Ответственность за разработку учетной политики и своевременное предоставление бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер банка.
Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям - руководителям, учредителям, участникам банка, - а также внешним пользователям - кредиторам, контролирующим органам, Банку России. Эта задача является наиболее актуальной для коммерческих банков, которым вменяется в обязанность публиковать ежеквартальную отчетность как на сайте Банка России, так и в средствах массовой информации. Открытость отчетности банка позволяет кредиторам и вкладчикам анализировать степень устойчивости банка, решать вопрос о доверии к банку. В свою очередь Банк России с целью поддержания устойчивости банковской системы страны должен анализировать состояние дел в каждом коммерческом банке, выявлять тенденции, преобладающие в банковской системе страны за каждый календарный период. Достоверность учета в коммерческом банке проверяется Банком России, как компьютерными методами, так и путем проведения проверок непосредственно в банках.
Ведение подробного, полного и достоверного учета всех банковских операций, а также наличия и движения требований и обязательств, использования банком материальных и финансовых ресурсов. Задача связана с детализацией бухгалтерского учета в коммерческих банках, которая позволяет дать полную информацию по каждой группе операций, выполненных коммерческим банком за каждый рабочий день. Необходимость ежедневного составления отчетности в банке связана с тем, что ежедневный бухгалтерский баланс, составленный с использованием компьютерной техники, позволяет избежать ошибок при подготовке ежедневных выписок для многочисленных клиентов коммерческого банка. Выписки по лицевым счетам клиентов и вкладчиков распечатываются и оформляются в банке только после окончательной проверки и утверждения руководителем и главным бухгалтером банка ежедневного баланса.