Файл: Цели, задачи, объекты, предмет и методы внутреннего контроля.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Введение
Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Поэтому правильная постановка контроля является обязательным условием перехода субъектов предпринимательской деятельности к рыночным отношениям. Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.
Контроль является широко распространённым объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль - одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.
Ревизия же представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов предпринимательской деятельности, отраженные первичных документах и записях бухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей.
Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определённого круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта.
Объектом ревизии является также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливаю соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.
Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий.
Контроль на уровне страны, на уровне региона, на уровне отрасли, на уровне предприятия, на уровне отдельного подразделения, на уровне должностного лица
Финансовый контроль - одна из ключевых специализированных категорий финансового права. Данное мнение основано на том, что финансовый контроль - это комплексный институт финансового права, а также важное специальное понятие, включающее в себя такие элементы, как государственный и муниципальный финансовый контроль, государственный аудит, налоговый контроль, валютный контроль, страховой и банковский надзор и др. Финансовый контроль нельзя считать чисто экономической или юридической категорией - это сложное экономико-правовое образование. Применительно к финансовому праву финансовый контроль одновременно является категорией права и категорией науки.
Финансовый контроль как категория науки финансового права - это специальная область знаний, связанная с изучением деятельности по контролю за расходованием государственных и муниципальных денежных средств, целесообразностью их использования и соблюдения действующего законодательства в области финансов.
В этой связи отметим, что деление финансового контроля как категории науки финансового права на региональный и федеральный финансовый контроль значительно расширяет её возможности в качестве метода научного познания.
Под федеральным финансовым контролем понимается контроль, осуществляемый на всей территории РФ федеральными органами государственной власти и специально созданными для этого федеральными структурами. Объектом такого контроля выступают прежде всего денежные средства федерального бюджета, а также имущество, находящееся в собственности Российской Федерации.
Вторым направлением в финансовом праве является определение финансового контроля в системе финансового права. В этой части финансовый контроль выступает в качестве комплексного (смешанного) института российского финансового права, в основе которого заложены нормы не только финансового права, но и других отраслей права (конституционного, административного, таможенного и др.). В этой связи региональный финансовый контроль является его составной частью или специальным "субинститутом" финансового права.
По содержанию понятие "региональный финансовый контроль " состоит из внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и внешнего финансового контроля на уровне муниципальных образований. Обосновывается это тем, что система организации и правового регулирования этих уровней общегосударственного финансового контроля во многом схожа. Часто местные финансово-контрольные органы в системе представительной власти создаются по принципу контрольно-счетных палат субъекта РФ, в котором находится то или иное муниципальное образование. Следовательно, эти уровни власти как элементы общегосударственного финансового контроля необходимо рассматривать в комплексе. Это дает возможность понять, как будет в дальнейшем развиваться наиболее слабое звено в системе внешнего финансового контроля нашей страны - контроль на уровне местного самоуправления.
Направления деятельности регионального финансового контроля имеют свою специфику по отношению к общегосударственному контролю.
В этой связи выделяется:
- Контроль в процессе собирания денежных средств. Доходы субъектов и муниципальных образований делятся на налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты. Региональный финансовый контроль реализуется только в отношении неналоговых доходов (и то не всех их разновидностей);
- Контроль в процессе распределения и перераспределения денежных средств;
- Контроль за использованием денежных средств и имущества. Применяя функциональный подход к изучению регионального финансового контроля, можно выделить следующие функции внешних контрольных органов субъектов РФ:
- Контрольная (осуществление контроля за движением средств бюджета субъекта РФ);
- Информационная (освещение финансовой ситуации в субъектах РФ или муниципальных образованиях субъекта РФ через средства массовой информации, а также опубликование плана контрольных мероприятий и отчетов об исполнении бюджета и пр.)
- Координационная (создание единой системы регионального финансового контроля, в том числе и системы взаимодействия с муниципалитетами и их контрольными органами, проверки межбюджетных трансфертов, создание союзов контрольно-счетных органов субъекта РФ и пр.);
- Образовательная (обучение сотрудников местных контрольных органов путем стажировок, проведения обучающих семинаров, а также в процессе проведения совместных проверок).
Региональный финансовый контроль занимает важное место в системе контрольной деятельности Российской Федерации. Для этого необходимо создание общих подходов и требований к организации и деятельности финансово-контрольных органов. Единство бюджетной системы РФ обеспечивается однообразной правовой базой, в том числе регулирующей государственный и муниципальный финансовый контроль.
Объективно на сегодняшний день требуется создание целостной системы государственного и муниципального финансового контроля, основанной на единых подходах и принципах организации. Общегосударственная система финансового контроля в нашей стране пока не сформирована.
Основной причиной такой ситуации является "отсутствие признанной обществом научно обоснованной концепции государственного финансового контроля ". В такой ситуации постоянное внесение изменений в БК РФ не может существенно повлиять на сложившуюся систему общественных отношений в бюджетной сфере на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Самая сложная и по сей день нерешенная проблема финансового контроля в России - создание единой системы финансового контроля не только между Федерацией и её субъектами, но и между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также Федерацией и муниципальными образованиями.
Законодательно процесс взаимодействия между субъектом и муниципальными образованиями в части проверки расходования бюджетных средств не установлен, что значительно влияет на возникающие отношения. Большинство муниципальных образований в России не обладают достаточной финансовой независимостью, но при этом все бюджеты муниципальных образований подлежат обязательной внешней проверке.
Доминирующими формами реализации финансового контроля в региональном законодательстве являются два вида контрольных мероприятий - проверка и ревизия. Именно они выделяются практически во всех законах субъектов РФ о внешних контрольных органах. В ряде субъектов дополнительно выделяются обследование и финансовая экспертиза. При этом экспертиза во многих законах - это направление деятельности контрольно-счетной палаты, но не контрольное мероприятие.
Ревизия - система контрольных действий по проверке финансово-хозяйственной деятельности субъекта контрольных мероприятий за определенный период;
Проверка - изучение и анализ деятельности субъекта контрольных мероприятий по отдельным направлениям или вопросам с преимущественным использованием приемов выборочного документального контроля, которая может быть тематической, комплексной, встречной;
Обследование - оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию Контрольно-счетной палаты, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения проверки.
По результатам контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют органам государственной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного бюджету ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.
Результаты проверок оформляются в виде представлений и предписаний. Представление - акт контрольного органа, носящий рекомендательный характер, составляется должностным лицом контрольного органа и подписывается его председателем. Представление должно быть рассмотрено подконтрольным субъектом в срок, который указан в самом представлении. По истечении установленного срока в Контрольно-счетную палату направляется уведомление о принятых мерах по реализации представления. Если в представлении срок не указан, то рассмотрение представления и направление уведомления осуществляются в течение месяца со дня его получения (ст. 30 указанного Закона).
Исправлением недочетов в законодательстве должна заниматься сама Контрольно-счетная палата. Для этого внешний контрольный орган субъекта должен быть наделен правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, изложенных в предписании, а равно нарушение срока сообщения о результатах рассмотрения предписания влекут за собой административную ответственность, установленную законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях. Помимо административной ответственности контрольно-счетные органы могут применять и финансово-правовые санкции. Так, на основании актов контрольно-счетного органа может быть приостановлено финансирование из регионального бюджета.
Региональный финансовый контроль имеет свои виды, которые отличаются от видов финансового контроля в целом. Региональный финансовый контроль подразделяется на несколько видов по различным основаниям. По времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.
В России применительно к субъектам РФ предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии принятия регионального бюджета (внешний контрольный орган должен давать заключение на проект бюджета).