Файл: Муниципальные предприятия (Определение и состав муниципальных предприятий и учреждений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основная особенность муниципальных предприятий и учреждении заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Муниципальные образования передают этим предприятиям имущество на праве хозяйственного ведения, т.е. с ограничениями в праве распоряжения (передачи, отчуждения) имуществом. Поэтому при определении статуса этих предприятий, их полномочий при заключении сделок необходимо учитывать правила (нормы) ст. 294 - 300 ГК РФ, а также положения ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Термин "унитарное" в наименовании этих предприятий определяет неделимость их имущества, т.е. полное отсутствие возможности разделения уставного фонда на доли, акции и т.п. Поэтому невозможно принять участие, получить долю в таком предприятии другим юридическим или физическим лицам.

Казенное унитарное предприятие отличается от своих собратьев тем, что оно основано на имуществе, находящемся в федеральной собственности, и тем, что имущество передается в оперативное управление, а не в хозяйственное ведение. Из этого следует, что собственник - Российская Федерация - отвечает по долгам казенного предприятия, тогда как собственник государственного и муниципального предприятия не несет по его долгам ответственности.

В отличие от большинства коммерческих организаций предприятия имеют специальную, а не общую правоспособность. Следствием этого является то, что собственник имущества, утверждая устав предприятия, устанавливает цели его создания и предмет деятельности. Сделки, которые заключены с нарушением предмета деятельности, ничтожны (ст. 168 ГК РФ).

Необходимо заметить, что указание в учредительных документах коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, предмета деятельности не обязательно, и отсутствие такого перечня не может служить основанием для каких-либо ограничений их хозяйственной самостоятельности.

Определение и состав муниципальных предприятий и учреждений

Муниципальным предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества для его деятельности, включая земельный участок, здания, сооружения, оборудование, сырье, продукцию, а также права. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.
Муниципальное предприятие как организационно-правовая форма является унитарным и принадлежит муниципальному образованию.


Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Орган местного самоуправления, как учредитель муниципальных предприятий и учреждений

Функции собственника муниципальных предприятий и учреждений исполняет орган местного самоуправления. Собственник волен направлять функционирование своих предприятий по любому пути в рамках законодательства.

Как учредитель предприятия муниципальное образование имеет право:

- на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию;

- на определение предмета и целей деятельности предприятия;

- на назначение руководителя предприятия;

- производить контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Деятельность предприятий, связанная с социальным обслуживанием, выходит за рамки классического предпринимательства, конкуренции за привлечение капиталов и дополняется, в частности, необходимостью обслуживания населения без расчета на получение максимальной прибыли. Предприятие применяет рыночные механизмы, опыт управления частными предприятиями, что способствует повышению эффективности использования ресурсов муниципального сектора. Но прибыль здесь, прежде всего, служит средством достижения более высоких целей. Учитывая такую специфику, законодательство регламентирует учреждения муниципального предприятия.

Преобладающая или значительная часть продукции, работ, услуг предназначена для нужд муниципального образования. Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, реализуемых по установленным ценам в целях решения социальных задач. Осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств, учреждения новых муниципальных предприятий весьма ограничены. Имущества, приватизация которого запрещена, осталось немного, и его правовое положение регулируется федеральными актами. Муниципальному предприятию, создаваемому для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, трудно функционировать без дотаций. Фактически все случаи затрагивают функционирование предприятия на бесприбыльной основе, что автоматически привязывает его к бюджетным дотациям и противоречит ГК РФ, квалифицирующему муниципальные предприятия как коммерческие, а коммерцию без прибыли представить сложно. С другой стороны, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается обязанность учредителя — муниципального образования принимать меры к предупреждению банкротства муниципального предприятия.
Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и муниципальной казны. Но многие из них дотируются из местных и региональных бюджетов, и говорить о прибыльности муниципальных предприятий в целом не приходится. При этом казенные предприятия мало чем отличаются от учреждений, их можно условно считать коммерческими.


С учетом реальности социально-экономической ситуации случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше. Они необходимы для:

- заполнения ниши рынка, т.е. при отсутствии на рынке предприятий

какого-либо профиля, слабой активности частного капитала, наличии

неудовлетворенного спроса;

- ликвидации монополии на местном рынке какого-либо производителя и товара;

- снятие напряженности на рынке труда;

- быстрой реализации выгодного проекта.

Эти случаи тем более необходимы для решения чисто социальных задач муниципального образования, поскольку здесь необходимость производства диктуется интересами не только получения прибыли, но и общественной полезности, платежеспособного спроса, социальной справедливости, влияния на окружающую природную среду.
При создании новых муниципальных предприятий невозможно не учитывать присутствия на рынке частных предприятий и последствий их деятельности для местного населения. Ряд видов услуг выгоднее оставить для рыночного предпринимательства. И прежде чем принять решение о создании муниципального предприятия, органы местного самоуправления должны изучить возможности частного сектора. Даже в случае появления на рынке частной монополии в жизненно важных сферах (электро-, водоснабжение и др.) необязательно принуждать ее к реорганизации, можно той же цели достигнуть регулированием цен, поставок.

Создание муниципальных предприятий и учреждений


Муниципальные учреждения создаются для достижения социальных, благотворительных культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Создание муниципального учреждения осуществляется по решению органа местного самоуправления в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Учредительными документами муниципального учреждения являются решение уполномоченного органа местного самоуправления и утвержденный им устав.
Муниципальные учреждения проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц. Основанием для регистрации являются устав муниципального образования и решение о создании юридического лица.
Основанием для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Создавая муниципальные учреждения, органы местного самоуправления закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное или частичное финансирование.


Источниками формирования имущества муниципального учреждения в денежной и иных формах служат:

- регулярные и единовременные поступления из местного бюджета;

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности муниципального учреждения;
другие не запрещенные законом поступления.

Органы местного самоуправления могут оказывать муниципальным учреждениям экономическую поддержку в разной форме, в том числе путем предоставления:
- льгот по уплате налогов, сборов и платежей муниципальным учреждениям, созданным в образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;

- иных льгот, в том числе полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом;

- льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим муниципальным учреждениям материальную поддержку.

Рыночная среда постепенно принуждает учреждения (школы, больницы и т.д.) совершенствовать формы работы. С одной стороны, недостаток бюджетного финансирования заставляет их повышать
роль платных услуг, с другой — учреждения мало заинтересованы в рациональном использовании средств, ограничены в самостоятельности распоряжения ими. Поэтому сметное финансирование все больше заменяется финансированием муниципального заказа.

Статус муниципальных предприятий и учреждений

По уровню правовой и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия и учреждения делятся на три группы:
- не наделенные ни правовой, ни хозяйственной самостоятельностью; они имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местной администрации, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет, функционируют на основе указаний органов местного самоуправления. Муниципалитет функционирует как одно предприятие, координируя действия подразделений;

- имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация; в местном бюджете отражаются лишь результаты финансовой деятельности. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают региональные и местные власти (предприятия транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства). Источниками их финансирования служат средства потребителей услуг, местного бюджета. В крупных городах, промышленных центрах, на густонаселенных территориях эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать деньги для улучшения обслуживания населения;


- действующие полностью на коммерческой основе; эти предприятия выводятся из организационной структуры администрации, передаются в доверительное управление менеджерами и реализуют продукцию по рыночным ценам (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительные, торговли, общественного питания). Могут иметь организационно-правовую форму акционерного или другого хозяйственного общества, учрежденного местным самоуправлением, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций. Такие предприятия имеют юридический статус, свободу действий, работают на массового потребителя, в том числе за пределами местного рынка; это переходная форма к частному предприятию.
Муниципальное образование всегда может перевести предприятие на самоокупаемость в сочетании с предоставлением дотации потребителям (адресная поддержка). По мере коммерциализации, повышения доли платных услуг устраняется граница, с одной стороны, между муниципальными предприятиями и учреждениями, а с другой — между муниципальными и частными предприятиями.

Несмотря на свободу действий в отношении своего предприятия муниципальное образование обязано соблюдать законодательство, которым гарантируются определенные права как предприятию, так и его руководителям.
Муниципальные предприятия функционируют, как правило, на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения предоставляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, любым движимым имуществом, в том числе деньгами, по своему усмотрению, в том числе сдачей в аренду, залогом, меной, продажей, передачей в доверительное управление. Право владения и пользования по своему усмотрению распространяется на недвижимое имущество (без права распоряжения). Распоряжение недвижимым имуществом возможно с согласия собственника. Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде.

В соответствии с ГК РФ вмешательство собственника вне установленного круга полномочий в деятельность предприятий, которым имущество было передано в хозяйственное ведение, считается неправомерным. Собственник может изъять лишь неиспользуемое по назначению имущество и распорядиться им по усмотрению.
Муниципальное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам предприятия за исключением последствий банкротства, вызванного вмешательством местного самоуправления. В этом случае возникает субсидиарная ответственность по его обязательствам. Такую же ответственность муниципальное образование несет при недостаточности имущества своего казенного предприятия.