Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предполагающий свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д. должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования.

Это в полной мере относиться и к другим принципам предпринимательского права[7]:

  • принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов;
  • принцип партнерства хозяйствующих субъектов;
  • принцип сочетания частных и публичных интересов;
  • принцип единства экономического пространства;
  • принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

Среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности называют принципы народовластия, разделение властей и т.д. Эти принципы являются конституционно-правовыми. Их обеспечение и реализация имеют существенное значение и для государственного регулирования предпринимательской деятельности, в первую очередь для эффективного функционирования механизма такого регулирования.

Конкретные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности (лицензирование отдельных видов деятельности) могут основываться на специальных принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Но и в таких случаях в первую очередь должны соблюдаться принципы предпринимательского (хозяйственного) права, которые являются общими (по отношению к специальным) принципам государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2.2 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Метод - это система способов воздействия. При регулировании предпринимательской деятельности - система способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность в частности. А способ в свою очередь состоит из средств, приемов, действий.

Выделяют два основных метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности прямой и косвенный методы регулирования экономики[8].


К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:

- определение стратегических целей развития экономики;

- государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

Методами косвенного регулирования являются:

- налогообложение (уровень обложения и система налоговых льгот);

- платежи за ресурсы;

- ставки за кредит и кредитные льготы.

Как видно в состав прямых методов включены явления разной природы: цели развития экономики, государственные заказы и контракты, и административные средства (требования к качеству, запреты, ограничения).

Соответственно косвенными методами являются средства денежно – кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации[7].

2.3 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

Формы государственного регулирования экономии (такие как налоговое и таможенное регулирование) – это как правило формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Формирующаяся система государственного регулирования, как совокупность экономических, социальных, политических, организационных, правовых направлений деятельности, в целом направлена на создание активной предпринимательской среды.

Формами государственного регулирования предпринимательского права являются:

- прогнозирование;

- планирование предпринимательской деятельности;


- денежная политика;

- антимонопольное законодательство.

Основные способы регулирования предпринимательской деятельности:

- административное – установленные в одностороннем порядке обязательные для исполнения предписания субъектами хозяйствования;

- экономическое.

Законодательство регулирующее предпринимательскую деятельностьсостоит из трех направлений.

1. Законодательство, регулирующее отношения собственности

- конституционное право

- гражданское право

- административное право

- трудовое право

- уголовное право

- финансовое право.

2. Формы ведения предпринимательства:

- гражданское право

- закон об обществах с ограниченной ответственностью

- закон об акционерных обществах

- закон о производственных кооперативах.

3. Социальные законы:

- о государственной регистрации юридических лиц

- о рынке ценных бумаг

- о несостоятельности (банкротстве)

- об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках

- о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.

В настоящий момент можно отметить, что в целом создана основная правовая база государства, определяющая правовой статус и систему взаимоотношений субъектов бизнеса. К основным таким законам можно отнести следующие:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3;

- Налоговый кодекс РФ. Части 1,2;

- Трудовой кодекс РФ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»;

- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- Федеральный закон «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и многие другие[8].

Кроме этого, определенную роль играют и нормативно – правовые документы региональных органов власти, учитывающие свои особенности и специфику. Вместе с тем, по мнению многих специалистов и предпринимателей, ощущается острая необходимость в федеральном законе «Об основах предпринимательской деятельности в Российской Федерации»[9].

Этот закон должен выполнить ряд следующих задач на современном этапе:

· Определить современное понимание сущности предпринимательства.

· Раскрыть организационно – правовые формы бизнеса, с учетом изменений за последние годы.


· Указать критерии малого, среднего и крупного бизнеса и сформировать принципы взаимоотношений между ними.

· Выделить основные принципы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

· Закрепить статус частного предпринимательства, государственного, совместного, корпоративного предпринимательства и другие важные задачи.

В целом можно заметить, что динамика развития бизнеса, его новые аспекты и особенности, требует постоянного совершенствования правового обеспечения.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности различаются[9]:

- по степени воздействия государства на те или иные отношения:

Здесь мы выделяем максимальный средний и минимальный уровни регулирования. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств и инструментов государственного регулирования. Данный уровень установлен в отношении естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования установлен в отношении предпринимательской деятельности, связанной с творчеством.

- в зависимости от территории, на которой реализуется государственное воздействие. Выделяют федеральный уровень, уровень субъекта РФ.

- в зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты:

а) Регулирование в государственном секторе экономики. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом. Важной правовой формой, которая применяется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование;

б) Общее правовое регулирование. Заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

- в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

а) Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Прямой характер административных средств выражается в принятии правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного характера на совершение определенных действий. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.


б) Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей: налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях и проч.

Глава 3. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением [10] :

- налогового контроля;

- валютного контроля;

- бюджетного контроля;

- банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

- транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

- государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

- государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

- таможенного контроля;

- иммиграционного контроля;

- лицензионного контроля;

- контроля безопасности при использовании атомной энергии;