Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ И.К. АДИЗЕСА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичные по своей сути требования должны быть и для некоторых других категорий физических лиц при создании ими коммерческих организаций (например для тех же контролирующих должника лиц). Иными словами, должна быть предпринята попытка увязать между собой первый и последний этапы жизненного цикла коммерческих организаций с целью обеспечения стабильности гражданского оборота. [25]

ВЫВОД К 1 ГЛАВЕ

Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы. Управление жизненным циклом означает правовое воздействие (присущими праву методами) на основные его этапы (легитимацию, функционирование в различные сроки, ликвидацию).

Этапы жизненного цикла коммерческой организации находятся друг с другом в сложных взаимосвязях и зависимостях, в связи с чем акцентирование внимания ученых и законодателя на одном из этапов жизненного цикла (например только на легитимации или ликвидации) представляется неверным.

В настоящее время отсутствует четкая и непротиворечивая нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять управленческое воздействие на жизненный цикл коммерческих организаций в целом (система поощрений, ограничений и запретов).

ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из важнейших проблем современного предпринимательства является поиск путей дальнейшего развития предприятия и бизнеса.

В условиях насыщения рынка, усиления конкурентной борьбы, изменения рыночной конъюнктуры, а также мировой глобализации экономики, решить данную задачу все сложнее.

Перепады в успешности предприятия обусловлены его подчиненности теории жизненного цикла организации (предприятия). [26]

Существует множество моделей жизненного цикла организации, среди которых: «Теория жизненных циклов организации» (И.Адизес), «Жизненные циклы организации» (Д.Лестер, Дж. Парнелл, А. Каррагер), «Траектории развития организации» (Д. Миллер, П.Фризен), Модель жизненного цикла организации (Э.М. Коротков), «Жизненный цикл предприятия» (Дж. Агарони, Х. Фальк, Н. Иехуда) и др.


Жизненный цикл предприятия неразрывно связан с жизненным циклом производимого им продукта или услуги и напрямую зависит от него. «Закат» деятельности предприятия неизбежен, если оно не пред- примет попытку диверсификации, перехода в другую сферу деятельности, не предложит новый продукт или услугу. [27]

Разумно предположить, что здесь необходим системный подход к моделированию жизненного цикла организации, который позволит отследить, на какой стадии находится предприятие, и позволит принять решение о дальнейшей деятельности. [28]

Жизненный цикл по Аагарони, Фальку и Иехуде включает четыре основные стадии развития:

1. Зарождение;

2. Рост;

3. Зрелость;

4. Спад.

Модель И. Адизеса является более расширенной и углубленной, включает в себя десять этапов:

1. Рождение;

2. Детство;

3. Стадия бурного роста;

4. Юность;

5. Расцвет;

6. Стабильность;

7. Аристократизм;

8. Стадия ранней бюрократичности;

9. Бюрократичность;

10.Смерть.

Согласно этой модели, в период роста предприятие может столкнуться с рядом рисков, которые по истечении определенных обстоятельств (главным образом относящихся к отношениям внутри компании) могут привести к преждевременной смене позитивной динамики деятельности компании на негативную.

Так, на каждой стадии развития (роста) предприятие имеет риск деградации и гибели.[29]

Считаем целесообразным рассматривать жизненный цикл организации в совокупности с предпринимательским циклом на каждом из этапов развития организации. Предпринимательский цикл предприятия представляет собой последовательность спланированных шагов и действий, выстроенных с целью получения прибыли.

Будем рассматривать следующие этапы предпринимательского цикла:

1) изучение спроса;

2) определение цели деятельности;

3) проектирование деятельности;

4) снабжение деятельности;

5) организация производства;

6) выход на рынок, сбыт и реализация;

7) распределение прибыли.

Управление предпринимательским циклом в совокупности с управлением жизненным циклом организации немыслимо без использования информационных ресурсов (ИР). [30]

Согласно, информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

В под ИР понимается вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребностями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.


Рассмотрены следующие этапы жизненного цикла ИР:

1. Сбор информации, создание ИР;

2. Хранение;

3. Обработка;

4. Архивирование;

5. Уничтожение.

С точки зрения управления информационными ресурсами в составе предпринимательского цикла, представим следующий перечень этапов:

1. Оценка информационных потребностей предприятия;

2. Постановка задачи, выработка стратегии по привлечению и использованию ИР;

3. Инвестирование (вложение средств) в информационные ресурсы (информационные активы);

4. Работа с ИР (получение, обработка, хранение, использование, архивирование, уничтожение);

5. Обратная связь (результат, отдача).

С учетом вышесказанного целесообразно при управлении предприятием использовать модель, по- строенную на базе жизненного цикла организации и включающую параллельное управление на каждом его этапе предпринимательским циклом, который в свою очередь также включает управление жизненным циклом ИР.[31]

Описанную выше модель, где один цикл включает в себя другие циклы (подциклы), мы можем описать следующим образом (фрагмент модели):

1. Зарождение организации;

1.1. Изучение спроса;

1.1.1. Оценка информационных потребностей организации;

1.1.2. Постановка задачи, выработка стратегии по привлечению и использованию ИР;

1.1.3. Инвестирование (вложение средств) в информационные ресурсы (информационные активы);

1.1.4. Работа с ИР (получение, обработка, хранение, использование, архивирование, уничтожение);

1.1.5. Обратная связь (результат, отдача).

1.2. Определение цели деятельности;

1.2.1 – 1.2.5 (повтор 1.1.1 – 1.1.5); …

1.7. распределение прибыли;

1.7.1 – 1.7.5 (повтор 1.1.1 – 1.1.5). И так далее.

На каком этапе функционирования находится в определенный момент времени предприятие – сложный вопрос, на который трудно найти однозначный ответ. [32]

В настоящее время о текущем этапе жизненного цикла организации можно судить по таким субъективным признакам, как изменение спроса, уровня прибыли (доходности) и т.д.

Однако перепады значений той или иной характеристики могут быть обусловлены самыми разными причинами. Очевидно, жизненный цикл продукта неразрывно связан с жизненным циклом организации.

Рассмотрим такую характеристику продукта или услуги, как полезность. Полезностью принято называть способность товара удовлетворять какую-либо потребность.

Определение полезности как характеристики товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления и пользования услугами.


Жизненный цикл продукта можно сопоставить с его полезностью. Можно сказать, что имеет место прямая зависимость между траекторией жизненного цикла и полезностью продукта.

Ее выявление позволит определить, на каком этапе жизненного цикла находится товар или организация. Информация это тоже продукт, который обладает определенной полезностью.

Полезность информации может быть обусловлена следующими факторами:

- достоверность;

- своевременность;

- доступность;

- актуальность;

- полнота;

- конфиденциальность и т.д.

Таким образом, функция полезности информационных ресурсов может иметь вид I = f(x1, x2, …, xn), где xi – факторы, характеризующие информационные ресурсы, и влияющие на их полезность.

Информационные ресурсы определяют управление предпринимательским циклом предприятия, что отразим в функции полезности управления им: G(I) = G(f(x1, x2, …, xn)). [33]

Согласно вышеописанной модели, управление жизненным циклом организации на основе оптимального использования информационных ресурсов, может быть представлено как рекурсивная функция полезности работы предприятия: Y = F(Gk(fj(xi))) → max, где j – этап предпринимательского цикла, k – этап жизненного цикла предприятия.

Предложенная модель показывает цикличность и взаимосвязь процессов, происходящих на предприятии. [34]

Данный факт позволит отследить, на каком этапе развития находится предприятие, и принять решение относительно дальнейшего направления его деятельности.

2.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

Такое сравнение наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. [35]


Уместно привести еще одно сравнение: «...Смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок – дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо...».

Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. В западной литературе в рамках этого подхода рассматривают жизненные циклы организации («organizations life cycles»). [36]

Стадии развития организации – это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. Существует более десяти разновидностей моделей жизненного цикла организации, предложенных в разное время различными исследователями.

Одна из таких моделей была предложена Ларри Грейнером в 1972 г. Исследователь последовательно выделяет пять этапов эволюции и революции на жизненном пути организации, называя их «стадиями роста».

Каждая стадия – одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии.

Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для поддержания роста, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен. [37]

Развивая идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер.

Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса в процессе жизнедеятельности организации можно вы- делить десять закономерных последовательных этапов.

В многочисленных работах по проблемам жизненного цикла организации изучен ряд вопросов, которые могут быть полезны при разработке конкретных инструментов организационной диагностики и анализе ее результатов.

Так, проблема организационной эффективности на разных этапах жизненного цикла обсуждается в работах Р. Куинна и К. Камерона, политические аспекты развития организации – в работах Б. Грея и С. Арриса и М. Залда и М. Бергера, административные проблемы – в работах Дж. Форда, Дж. Уолша и Р. Дьюара, вопрос о власти – в статьях Г. Минцберга.