Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ И.К. АДИЗЕСА).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ
1.1 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ И.К. АДИЗЕСА
1.2 УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В рамках конкретной экономико-правовой системы существуют правовые алгоритмы поведения хозяйствующих субъектов, которые должны изначально учитываться при разработке тех или иных предложений для регулирования макроэкономических систем, их правового обеспечения.
Однако современная правовая доктрина практически не содержит положений, посвященных исследованию оптимальных моделей поведения хозяйствующих субъектов (в первую очередь коммерческих организаций) на товарных и финансовых рынках, а также анализу правовых механизмов, способствующих нивелированию последствий реализации негативных моделей, управлению их поведением.
В специальной литературе в основном приводятся отдельные примеры девиантного поведения предпринимателей, организаций (в лице их менеджмента, участников, учредителей), исследуются возможные причины такого поведения либо комментируется действующее законодательство. Вопросам же управления экономической системой в целом и ее отдельными элементами, роли законодательства в государственном регулировании отдельных систем и механизмов до настоящего времени уделяется недостаточное внимание.
Ключевую роль в любой экономической системе играют экономические агенты — конкретные хозяйствующие субъекты (в первую очередь коммерческие организации), чьи действия, поведение либо способствуют росту экономики, ее отдельных отраслей, секторов (за счет производства нового продукта), либо ведут к стагнации. [12]
Любые хозяйствующие субъекты, по аналогии с лицами физическими, зарождаются, развиваются, ослабевают, заболевают и в конце концов прекращают свое существование.
Период, в течение которого осуществляется деятельность хозяйствующего субъекта (от момента создания и до его ликвидации), может быть назван жизненным циклом хозяйствующего субъекта . Несмотря на то, что каждый хозяйствующий субъект имеет свой индивидуальный, нередко уникальный жизненный цикл, можно ставить вопрос о наличии значимых закономерностей его развития.
Особенно, если речь идет о жизненном цикле коммерческих организаций. Что отличает большинство коммерческих организаций (в первую очередь хозяйственные общества) от иных хозяйствующих субъектов, иных юридических лиц? Во-первых, коммерческие организации создаются исключительно ради получения прибыли.
Деятельность, направленная на получение прибыли, носит длящийся характер, она, по общему правилу (исключениями могут выступать серьезные экономические и законодательные изменения, ограничения и запреты), не определяется четкими временными границами.
Во-вторых, при создании коммерческих организаций изначально не предполагается их ликвидация в установленный срок (сроки); они создаются без ограничения срока, т.е. презюмируется их неопределенно длительный жизненный цикл.[13]
Следовательно, с высокой долей уверенности можно утверждать, что целью управления жизненным циклом таких организаций является увеличение, удлинение жизненного цикла хозяйствующих субъектов, что способствует стабильности гражданского оборота.
Продолжительный жизненный цикл коммерческих организаций для экономики имеет свою значимость, ценность (позволяет насытить рынок товарами (работами, услугами), обеспечивать стабильность корпоративных отношений, эффективно реализовывать прогностическую (для государства и контрагентов), фискальную и другие функции). [14]
Так, несмотря на наличие существенных географических, природных и иных различий между континентами, регионами, этническими и культурными особенностями граждан, населяющих те или иные страны, такой демографический показатель, как средняя продолжительность жизни населения, воспринят всеми, рассматривается как один из основных показателей уровня социально-экономического развития, индикатором качества жизни населения стран и регионов. [15]
В жизненном цикле хозяйствующего субъекта можно выделить разное число этапов, групп отношений (от 3 до 10 этапов). Юристов чаще всего интересуют 3 основных группы правоотношений, представляющих интерес для правоприменительной и судебной практики.
К ним следует отнести:
— правоотношения, связанные с образованием хозяйствующего субъекта, приобретением им необходимого статуса, легитимацией;
— правоотношения, возникающие во время его деятельности (например при угрозе возникновения банкротства, реорганизации и др.);
— правоотношения, связанные с прекращением деятельности хозяйствующего субъекта.
Рассмотрим основные способы (методы, механизмы) управленческого воздействия на данные группы отношений жизненного цикла хозяйствующего субъекта.
В настоящее время процесс создания большинства хозяйствующих субъектов не представляет значительных сложностей, хотя здесь и могут иметься отдельные трудности для лиц (физических и юридических), стремящихся реализовать соответствующие целевые установки. В последние годы данному этапу жизненного цикла уделяется большое внимание, особенно в связи с нарастающими кризисными процессами (явлениями) в экономике.[16]
Большинством авторов предлагается дальнейшая либерализация либо оптимизация процедур, связанных с созданием и государственной регистрацией коммерческих организаций.
Некоторые из обсуждаемых предложений, направленные на сокращение так называемых административных барьеров в экономике, уже нашли отражение в действующем законодательстве. [17]
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Какие задачи решаются на данном этапе?
Как показывает анализ действующего законодательства и специальной литературы, такими задачами являются:
— приобретение субъектом статуса, необходимого для законного осуществления предпринимательской деятельности;
— обеспечение стабильности гражданского оборота;
— защита прав и законных интересов участников гражданского оборота. [18]
С позиций управления жизненным циклом решение данных задач не является одновекторным. Действительно, ускорение процедуры легитимации субъекта предпринимательской деятельности отвечает интересам конкретных физических и (или) юридических лиц, опосредованно способно стимулировать предпринимательскую активность в целом, экономический рост.
Однако сразу же следует заметить, что экономический рост напрямую не обусловлен увеличением количества коммерческих организаций в национальной экономике, «скоростью» легитимации новых субъектов.
Кроме количественных показателей нужны и качественные показатели. В то же время решение таких задач первого этапа жизненного цикла, как обеспечение стабильности гражданского оборота и защита прав и законных интересов уже действующих, функционирующих субъектов, могут стать трудно реализуемыми, если мы стремимся лишь формально, механистически облегчить процедуру государственной регистрации коммерческих организаций, стимулируя число рождений таких организаций.
Следует вспомнить и такой ее базовый показатель, как младенческая смертность. Высокая младенческая смертность является признаком социального неблагополучия в той или иной стране, регионе, свидетельствует о низком уровне развития медицины и иных общественных институтов. [19]
Наличие значительного числа прекративших свою деятельность вновь созданных коммерческих организаций в течение первого года с момента их государственной регистрации также со всей очевидностью свидетельствует о неблагополучии в экономике (ее отдельных отраслях, секторах), недостаточному вниманию со стороны государства к вновь создаваемым организациям.
Полагаю, что первый этап жизненного цикла организации должен быть органично увязан с последующими его этапами. Для экономики и правопорядка представляются оптимальными эволюционный прирост числа коммерческих организаций. [20]
Для этого большинство вновь создаваемых организаций должны сохранять свою жизнеспособность, жизнедеятельность как минимум в течение нескольких лет с момента их создания.
Что толку от того, что каждый год будет регистрироваться большое число новых коммерческих организаций, многие из которых не проживут и одного-двух лет, а некоторые и изначально создаются лишь для проведения сомнительных либо противоправных хозяйственных операций?
Вместо стабильности гражданского оборота мы получаем нестабильность, рост рисков (предпринимательских, финансовых, управленческих и др.). Следовательно, уже на первом этапе жизненного цикла, в зависимости от организационно-правовой формы, сферы будущей деятельности, специфики рынка и др., необходимо совершенствовать и дифференцировать порядок легитимации коммерческих организаций (явочно-нормативный, заявительный, разрешительный).
Кроме того, необходимо более строго анализировать круг потенциальных участников (учредителей) вновь создаваемых организаций, что требует проведения правовых экспертиз и др., т.е. влечет за собой определенные издержки (временные, финансовые и др.).
Для вновь созданных субъектов могут и должны, с одной стороны, создаваться механизмы, обеспечивающие их поддержку (например в наиболее сложные первые 3 года деятельности), с другой — предусматриваться дополнительные меры контроля (за наличием фактической деятельности, целевым использованием предоставленных средств поддержки и т.п.).
Иными словами, первый этап жизненного цикла коммерческой организации должен быть увязан с его вторым этапом. Второму этапу жизненного цикла организации с позиций управленческого воздействия на него в настоящее время не уделяется достаточного внимания.
Экономисты здесь выделяют разные периоды в зависимости от решаемых организацией задач, основных угроз и т.п. [21]
Полагаю, что юристы также должны обращать пристальное внимание на ранний этап жизненного цикла (для большинства организаций он составляет от 1 до 3 лет) и этап зрелости (более 3—5 лет).
Для вновь созданных организаций наиболее остро стоят задачи по адаптации к конкретным условиям, формированию и оптимизации организационной структуры, подбору и расстановки кадров, налаживанию партнерских отношений с контрагентами и др.
Именно здесь как нигде высока регулирующая (в первую очередь стимулирующая) роль законодательства. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается, просто осуществляемые попытки не всегда имеют правильное целеполагание.
Коммерческим организациям на этапе их зрелости в настоящее время вообще не уделяется внимания, их существование оказывается «безразличным» для законодателя. Здесь имеется значительный нереализованный потенциал. [22]
Стабильно работающие на том или ином рынке в течение длительного времени коммерческие организации могут, в отдельных случаях — должны иметь преференции (например, при заключении государственных контрактов, предоставлении доступа к ограниченным ресурсам и др.).
У бизнеса (в лице собственников, учредителей, топ-менеджмента) должен быть интерес, стимул поддерживать уже существующие коммерческие организации, а не плодить новые под каждый новый проект.
Прекращением деятельности коммерческой организации завершается ее жизненный цикл. Причины, которые приводят к этому, различны: субъективные, объективные и их сочетание. [23]
Отсюда может следовать и разная правовая оценка результата (будущего результата), и разные управленческие решения. Возможные решения детерминированы нормами ст. 61-64 ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, в последние годы уделяется большое внимание совершенствованию процедур банкротства с целью нивелирования возможных злоупотреблений со стороны участников (учредителей), менеджмента ликвидируемых в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» организаций.
В то же время с позиций органической связи этапов жизненного цикла организации законодателем сделано недостаточно. Например, в силу ч. 4 ст. 22.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. [24]