Файл: Формирования группового поведения и методов управления им..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поиск персонала на руководящие должности производится только при наличии вакантной должности и соответствующей должностной инструкции, составленной по утвержденной форме. На этапе поиска руководителей на вышестоящие должности предприятия из внешних источников решаются следующие задачи:

– выявление соответствия соискателя критериям соответствие должности (требования к должности), профессиональной и мотивационной пригодности на данную вакансию;

– формирование группы соискателей, соответствующих квалификационным требованиям к должности, для проведения экспертной оценки знаний и навыков, изучения личностных характеристик.

Данные задачи решаются путем:

– проведения структурированного интервью и наблюдения (диагностируются мотивационные характеристики, эрудиция, внешние данные, уверенность, коммуникабельность, адекватность реакций, представления о будущей работе и сотрудниках, ожидания, необходимые навыки и т. п.);

– определения соискателей, наиболее подходящих под разработанные на предыдущих этапах критерии;

– сбор и изучение независимой информации о кандидате (проверка рекомендаций по прежним местам работы, проверка по месту жительства, проверка информации на предмет лояльности кандидата к предприятию и т.п.). Источники найма руководителей на вышестоящие должности предприятия из внешних источников за 2012-2017 год представлены в таблице 3 и рисунок 3.

Таблица 3 -Источники найма кадров предприятия за 2017 год

Наименование источника найма

Удельный вес, %

1 Обращение в центры занятости

35

2 Объявления, реклама

45

3 Рекомендации друзей и родственников

10

4 Инициативные письма-обращения о приеме

5

5 Прочие

5

Всего

100

Рисунок 3 – Долевое распределение источников найма кадров предприятия за 2017 год

По данным предприятия ООО «Вена», указанным в таблице 3, видно, что из внешних источников прием и отбор руководителей на вышестоящие должности идет в основном через обращения к печатным СМИ, как специализированным, так и универсальным: «Из рук в Руки», «Ва-Банкъ», «Работа для Вас», «Работа для всех в Москве» и др. Так же предприятие ООО «Вена» производит прием и отбор руководителей на вышестоящие должности через обращения в центры занятости и кадровые агентства.


Для принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Ступени отбора руководителей в ООО «Вена»

В нале происходит предварительная отборочная беседа. Затем претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету. После чего происходит беседа по найму (интервью). Собеседование носит неформальный характер и длится примерно 15-30 минут. В ходе собеседования выясняются личные данные кандидата, опыт его работы, причину увольнения с последнего места работы. Тестирование не проводится, также не производится анализ вопросов соискателя.

Далее специалист по кадрам и трудовым отношениям ООО «Вена» просит рекомендации с предыдущего места работы или звонит на предыдущее место работы соискателя для выяснения его характеристик. По результатам личного впечатления от собеседования со специалистом по кадрам и трудовым отношениям и управляющим ООО «Вена» принимается решение о выдвижении кандидатуры на должность или в отказе ему. Процесс трудоустройства нового кандидата представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Блок-схема процедуры трудоустройства

Приведем сравнительную эффективность методов оценки кандидатов (см. таблицу 4 и рис. 6):

Таблица 4 - Эффективность методов оценки

Метод оценки

Оценка уровня эффективности, %

Аттестация с помощью специально разработанного перечня показателей

50

Интервью

30

Рекомендации

20

Рисунок 6 – Долевое распределение оценки методов по эффективности

Таким образом, используемые методы обладают невысокой эффективностью. Правильно подобрать метод отбора, который следует использовать предприятию, позволяет предварительная оценка результатов отбора и понесенных на него затрат (см. таблицу 5).

На данный момент при невысокой эффективности используемых методов предприятие ООО «Вена» затрачивает значительные трудовые и денежные ресурсы для формирования персонала.

Согласно представленной информации выше, можно констатировать, что система управления персоналом в ООО «Вена» давно ощущает потребность в более обоснованных и надежных процедурах формирования команды топ-менеджеров.


Таблица 5 -Анализ затрат на осуществление найма руководителей на вышестоящие должности

Метод (ступень) отбора

Затраты

1 . Информирование рынка рабочей силы

5000 руб.

2. Предварительная отборочная беседа

2500 руб.

3 . Заполнение бланка заявления

Незначительные

4. Беседа по найму

1500 руб.

5. Проверка рекомендаций и послужного списка

1000 руб.

6. Медицинский осмотр

1650 руб.

7. Принятие решения и оформление документов

Незначительные

Итого

11 650 руб.

Для оценки эффективности процесса формирования управленческой команды может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу руководителя, приступившего к работе в организации (см. таблицу 6):

Соответственно, в ООО «Вена» возникают прямые финансовые потери при ошибках отбора:

Таблица 6 -Количественная оценка существующей системы командообразования

Показатель

Оценка

1

Уровень текучести кадров среди новых руководителей;

Высокий (2 – 5%)

2

Доля руководителей, не прошедших испытательный срок

Высокая (≈27%)

3

Финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;

Высокие (11 650 руб. на 1 человека)

4

уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых руководителей (не согласованные с вышестоящим руководством опоздания, отсутствие на рабочем месте и т.п.);

Средний (единичные случаи)

5

уровень ошибок, допускаемых новыми руководителями;

Выше среднего (15% от всех операций)

6

количество жалоб со стороны подчиненных, клиентов, потребителей, поставщиков по вине новых руководителей

Среднее (примерно 2 жалобы в месяц)

  • потери, связанные с производственной деятельностью персонала: низкая производительность, низкое качество услуг;
  • ухудшение репутации организации, снижение конкурентоспособности;
  • издержки, связанные с отсутствием на рабочем месте и др.;
  • расходы, связанные с обучением, переводами и увольнением неподходящих работников. Эти расходы включают выплату выходных пособий или компенсаций в случае обжалования работниками увольнений в судебном порядке;
  • расходы, связанные с заменой работников, не устраивающих организацию, то есть стоимость поиска, отбора и обучения новых работников.

Кроме того, следует учитывать косвенные издержки. Косвенные издержки, связанные с отбором руководителей на вышестоящие должности новых работников, не поддаются точной оценке. Одним из отрицательных последствий плохой организации найма и отбора является высокий уровень текучести кадров. Затраты, связанные с высокой текучестью кадров, нельзя игнорировать; это не только прямые издержки на подбор кадров и их адаптацию, но и косвенные издержки, возникающие в результате возможного недовольства клиентов частой сменой кадров, и издержки в виде потерь времени на поиск и набор новых работников. Очень важная статья непрямых издержек связана с влиянием высокой текучести кадров на моральный климат, мотивацию и удовлетворенность персонала работой в организации.

2.2. Анализ критериев формирования и эффективности группового поведения в ООО ПК «Вена»

Для определения оценки эффективности и степени оптимальности структуры управления в феврале 2016 года на предприятии ООО «Вена» был проведен опрос между руководителями, находящимися в прямом подчинении у генерального директора. Для сбора информации опрос проводился с помощью первичного анализа данных, посредством интервьюирования. Также было проведено эмпирическое исследование, которое основывалось на сравнении полученных в процессе опроса результатов с результатами, полученными в ходе социально-статистической диагностики через ранжирование показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом.

На первом этапе в ходе исследования было определено количество респондентов в составе 6 человек. Далее для сбора информации был разработан текст вопросника, направленный на ключевых сотрудников организации (приложение 2). В рамках исследования респонденты высказывали свое мнение по предложенным вопросам, которые касались следующих ключевых направлений:

  • Уровень финансово-экономических показателей деятельности организации;
  • Планирование и прогнозирование деятельности организации в долгосрочном масштабе;
  • Уровень развития процесса управления: механизмы и координация во время принятия управленческих решений;
  • Оценка соответствия сложности функционирующей организационной структуры: процесс реализации потребностей и изменений для эффективного развития организации;
  • Оптимизация деятельности предприятия, а именно персональная ответственность за результаты принятых решений в деятельности руководителей - насколько совпадает формальный перечень функций и обязательств с реальной деятельностью.

Далее, исходя из обозначенной актуальности, необходимо проанализировать полученные ответы респондентов, касающиеся комплексно организационно-управленческих обоснований.

По мнению всех опрошенных респондентов ООО «Вена» за последние 3 года динамика основных финансово-экономических показателей в деятельности организации заметно сокращается.

Вызвано это, прежде всего тем, что на экономическом рынке заметно усиливается конкуренция между подобными компаниями и для того чтобы эффективно развиваться необходимо обеспечивать конкурентные преимущества своей организации.

На вопрос о том, какие долгосрочные цели существуют в организации на ближайшие 5-10 лет, была представлена Программа развития ООО «Вена» 2017-2016 гг. В Программе проанализировано фактическое состояние внутренних процессов Общества, динамика происходящих изменений. Программа развития сформирована и будет реализовываться, в большей своей части, через целевые проекты Общества. При этом большинство проводимых программ рассчитано на срок не меньше полугода, но не более одного года. Наиболее долгосрочными изменениями, по результатам исследования, являются программы, рассчитанные на 2-3 года, значительно реже - на 3-5 лет. Текущее состояние деятельности ООО «Вена» говорит о том, что в значительной степени существует тенденция к усилению отрицательной нагрузки. Интервью с заместителями генерального директора позволяет обратить внимание на тот факт, что руководители недостаточно знают и оценивают риски, с которыми столкнется компания.

Представленные выше данные детально раскрывают уровень развития процесса управления и позволяют выявить основные сдерживающие факторы в принятии управленческих решений. Абсолютное большинство респондентов (5 человек) считают, что в организации происходит затяжной процесс принятия управленческих решений, который в идеале должен составлять от 3 до 5 дней. Указанная проблема становится особенно острой в организации, где существенные изменения должны быть произведены без существенных временных затрат, потерь в производительности и производстве. Например, при массовом производстве, касающегося перехода к новому продукту или технологии, требуется значительная реорганизация процессов производства, которую необходимо провести в минимальные сроки с целью своевременного выполнения заказа.

В качестве основных факторов, препятствующих своевременному процессу принятия управленческих решений, респонденты выделили следующие: первым по значимости препятствием является отсутствие своевременной и надежной информации по проблемам перспективной направленности в деятельности организации (6 человек), а также недостаточное вовлечение сотрудников в разработку и реализацию программ изменений в компании (5 человек); в качестве еще одного значимого фактора было выделено отсутствие финансирования и недостаточная материальная база (3 человека). Помимо этого, между работниками возникают противоречия, касающиеся краткосрочных целей, на которые они нацелены в своей повседневной работе, и долгосрочных (стратегических) целей, которые ставят топ-менеджеры, планируя проведение конкретных мероприятий или изменений в организации, что приводит к дезинтеграции понимания процесса управленческого решения. Тем не менее, одинаковое количество голосов у руководителей получили такие факторы, как негативная оценка сотрудниками процесса реализации изменений на предприятии (6 человек) и приверженность устаревшим методам и методикам работы, связанным с недостаточно высоким уровнем квалификации специалистов в подразделениях (6 человек).