Файл: Формирования группового поведения и методов управления им..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Организационное влияние на групповое поведение
1.2 Анализ группового поведения личности в организации
1.3 Понятие и признаки управленческой команды
Глава 2. Практические аспекты формирования группового поведения в ООО ПК «Вена»
2.1. Анализ этапов формирования группового поведения в ООО ПК «Вена»
2.2. Анализ критериев формирования и эффективности группового поведения в ООО ПК «Вена»
Таким образом, человек ищет таких людей, совместная деятельность с которыми способна привести его к удовлетворению его индивидуальных потребностей и станет средством для достижения личных целей.
Понятие и признаки управленческой команды. Для совместной деятельности люди создают различные виды объединений. Один из них, как уже указывалось, это - Группа - определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанные системой отношений, регулируемые некими общими ценностями и нормами. Отличительный признак - включенность в согласованные действия для удовлетворения социальных потребностей.
Коллектив - это социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Отличительные признаки - объединение во имя достижения общей цели, добровольность объединения, сплоченность и целостность, наличие коллективных взаимоотношений, обеспечивающих эффективность совместной деятельности, создание условий для всестороннего развития личности.
Понятие команда в отечественной литературе появилось недавно. Ранее, для обозначения схожего понятия использовалось определение «коллектива.» Термин «команда» (от франц. «commando» - поручаю, приказываю) имеет 2 значения:
1) организованное определенным образом объединение людей, предназначенное для достижения определенной цели;
2) приказание начальника, выраженное в краткой устной форме.
Противоречие между этими двумя определениями только кажущееся: люди создают определенным образом организованное объединение для выполнения приказа (приказом в данном случае выступает общая цель).
В настоящее время, употребляя понятие команда, используют одно из трех определений:
- группа людей, обладающих определенным качествами и знаниями для достижения общей цели, при этом действует принцип профессионализма и взаимозаменяемости,
- группа специалистов - профессионалов, действующих согласно общей цели и способных обеспечить высокое качество деятельности,
- группа специалистов, понимающих друг друга «с полуслова», и работающих на общую цель (Григорьева, 1996).
Команда обладает следующими признаками:
- Наличие общей системы ценностей, закрепленной в командных нормах
- Деятельность членов команды направлена на достижение общей, командной цели, которая получается в результате совпадения векторов личных целей
- Все члены команды являются профессионалами в своих областях.
- Действия членов команды отличаются синхронностью и взаимозаменяемостью. В команде вырабатывается особый язык общения, при котором члены команды понимают друг друга буквально с полуслова.
- Каждый член команды имеет четкие ролевые функции и занимает собств. нишу в команде.
- Члены команды взаимно дополняют друг друга и образуют единый организм, обладающий всем необходимым для достижения общей цели.
- Каждый член команды осознает свою принадлежность к команде и воспринимает команду как единое целое (Донцов, 1984).
- Совместная деятельность членов команды порождает синергетический, организационный эффект - результат совместной деятельности всех членов команды значительно превышает сумму личных результатов (Фалмер, 1992).
Выводы по главе 1
В данной главе были выделены теоретические и методологические основы формирования эффективной управленческой команды. Проанализированы основные подходы отечественных и зарубежных исследований к характеристике управленческой команды. Сделан вывод о том, что в зарубежной практике применение командной работы в управленческой деятельности в последние годы значительно распространяется. Однако для российского рынка данное явление только в самое последнее время приобретает значительный интерес.
Выделены специфические функции, необходимые условия, а также критерии эффективности в деятельности управленческой команды. Было показано, что командная работа в управленческой деятельности дает преимущества, так как позволяет получить эффективное управление процессами и достигать социально значимых результатов в деятельности любой организации. Также были обозначены методы формирования эффективной управленческой команды, которые представлены посредством конкретных тренинговых технологий.
Глава 2. Практические аспекты формирования группового поведения в ООО ПК «Вена»
2.1. Анализ этапов формирования группового поведения в ООО ПК «Вена»
На данный момент в ООО «Вена» вопросами формирования команд менеджеров и подбором высшего управленческого персонала находится в компетенции отдела кадров и трудовых отношений.
Начальный этап формирования команды в ООО «Вена» осуществляет специалист по приему и адаптации персонала. Он подает рекламу в СМИ о наличии вакантной должности и проводит предварительное собеседование по телефону. Если претендент удовлетворяет минимальным требованиям, то его приглашают в организацию для более детального собеседования.
Очевидно, что невыполнение ряда функций (или «неответственное» распыление их на других сотрудников) приводит к снижению качества деятельности. Оперограмма процесса и отбора менеджеров в команду ООО «Вена» представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Оперограмма процесса отбора в ООО «Вена»
№п/п |
Перечень |
Исполнители |
Трудоемкость, всего чел/ч в год |
||
Начальник отдела кадров |
Специалист по приему и адаптации персонала |
Специалист по исследованию персонала |
|||
1 |
Анализ информации об имеющихся вакантных местах |
Р |
С, А, О, И |
П |
31 |
2 |
Сбор документов и заполнение учетных форм |
Р |
С, А, О, И |
П |
25 |
3 |
Изучение документов претендентов |
Р |
С, А, О, И, П |
25 |
|
4 |
Собеседование с руководителями структурных подразделений |
Р, О |
С, А, И, П |
75 |
|
5 |
Оценка профессиональных знаний и навыков |
Р |
С, А, О, И, П |
75 |
|
6 |
Оценка способностей, мотивации, интересов |
Р |
С, А, О, И, П |
10 |
|
7 |
Составление приказа о назначении на должность |
Р |
С, А, О, И, П |
15 |
|
8 |
Подписание приказа |
Р, О |
С |
1 |
|
9 |
Проведение инструктажа |
Р |
С, А, О, И, П |
15 |
|
10 |
Формирование личного дела |
Р |
С, О, И, П |
А, П |
35 |
Итого |
306 |
Условные обозначения: Р – руководит, С – согласовывает, И – исполняет, А – анализирует, О – организует, П – передает, получает информацию и т.д.
Из таблицы 1 видно, что наиболее трудоемкими операциями в процессе отбора в команду ООО «Вена» являются собеседование с руководителями структурных подразделений и оценка профессиональных знаний и навыков.
Таким образом, стандартная модель формирования команды в ООО «Вена» заключается в следующем: прежде всего, проходит интервью в несколько этапов. Первое интервью проводит специалист отдела по работе с персоналом.
Далее нами был проведен опрос среди персонала, в большей степени специалистов, об удовлетворенности их условиями труда по методике разработанной Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым и Г.М. Мануйловым.
В опросе принимали 15 человек или 30% от общей численности сотрудников. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Оценка удовлетворенности сотрудников работой в ООО «Вена»
Параметры оценки |
Оценка удовлетворенности |
||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Общая Сумма |
Среднее значение оценки |
|
Ваша удовлетворенность слаженностью в работе |
4 |
5 |
6 |
0 |
0 |
15 |
3,87 |
Продвижение по службе |
1 |
6 |
7 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Престижность организации |
4 |
8 |
3 |
0 |
0 |
15 |
4,07 |
Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего начальника |
1 |
6 |
7 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью вашего начальника |
2 |
4 |
8 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Заработная плата |
2 |
6 |
7 |
0 |
0 |
15 |
3,67 |
Условия работы |
3 |
8 |
4 |
0 |
0 |
15 |
3,93 |
Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель влиянием на дела коллектива |
2 |
3 |
8 |
1 |
1 |
15 |
3,27 |
Взаимопонимание в коллективе |
2 |
5 |
3 |
4 |
1 |
15 |
3,20 |
Степень непосредственного контроля за работой |
2 |
4 |
8 |
1 |
0 |
15 |
3,47 |
Среднее значение оценки работы |
3,59 |
На основе показателей таблицы построим многоугольник удовлетворенности сотрудников (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Многоугольник удовлетворенности сотрудников ООО «Вена»
Оценку отлично в основном давали на вопрос престижности организации, слаженностью работы и условиями работы. В целом среднее значение оценки удовлетворенности сотрудников, в большей степени специалистов, работой в ООО «Вена» и лояльности его к компании составляет 3,59 балла из пяти.
Анализируя данные, представленные выше, можно констатировать, что работники в основном не удовлетворены взаимодействием с руководством.
ООО «Балтика»
ООО «Балтика»
Рисунок 2 - Действующая система подбора руководителей на вышестоящие должности в ООО «Балтика»
Персонал не устраивает влияние руководства на дела в коллективе и как следствие взаимоотношениями в коллективе, так же не устраивает стиль руководства начальника и его компетентность. Многие специалисты готовы сменить данное место работы, только из-за отношений с руководством.
Рассмотрим более подробно систему подбора руководителей на вышестоящие должности в ООО «Вена» (см. Рис. 2.).
Вначале генеральным директором ООО «Вена» принимается решение о выдвижении руководящей должности. Причинами начала подбора руководителей на вышестоящие должности могут быть:
1. Проведение аттестации;
2. Увольнение сотрудника по собственному желанию;
3. Увольнение по инициативе руководителя.
Таким образом, критерием оценки эффективности данной системы подбора руководителей на вышестоящие должности в ООО «Вена» выступали:
1. Результаты аттестации руководителей
2. Коэффициент текучести среди руководителей
3. Анализ затрат на осуществление найма
4. Количественная оценка существующей системы подбора.
На предприятии ООО «Вена» существует положение об аттестации руководителей и специалистов.
Также при различных изменениях законодательства руководители соответствующих отделов проходят обучение на курсах повышения квалификации. В большинстве случаев обучение проходят руководители и специалисты бухгалтерии и службы управления персоналом, по причине изменения законодательства. Таким образом, в ходе проведения аттестации выявляются кандидаты способные занять управленческие должности. Оценка экспертами качеств специалистов учитывается при принятии решения по итогам аттестации.