Файл: Эффективность гостиничного предприятия как объект управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Туристская индустрия органично вписывается в рамки изменений, произошедшими в экономике различных стран мира, подчеркивая тем самым, что торговля туристскими услугами не только доказала свое право на существование, но и теснит торговлю товарами. В последние годы в России сфера туристских услуг также динамично развивает ся и важное место в ней занимает индустрия гостеприимства.

Краснодарский край России, располагает достаточным потенциалом, как для развития внутреннего, отечественного туризма, так и для приема иностранных туристов. Известно, что Краснодарский край — один из самых экономически развитых и инфраструктурно обустроенных субъектов федерации России. Экономика края базируется на благоприятных природно-климатических условиях и многочисленном, более 5 миллионном населении. Общеизвестно, что в Краснодарском крае в настоящее время находится около 1040 здравниц, которые могут оздоровить 220 тысяч человек одновременно, и более 400 туристских предприятий, которые способны принять 200 тысяч организованных туристов разом.

Город-курорт Краснодарского края Анапа – климатический, бальнеогрязевой круглогодичный курорт федерального значения, предназначенный для отдыха, оздоровления и лечения детей, родителей с детьми, взрослых граждан и лиц «третьего возраста». Анапа – это один из крупнейших курортов нашей страны, располагающий уникальными ресурсами, богатейшими возможностями для целей курортной реабилитации населения и особенно детей и подростков.

Индустрия гостеприимства города-курорта Анапы - это вид предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся дружелюбием по отношению к гостям. Важное место в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес, широкий и разнообразный характер которого охватывает и элементы, связанных с ним секторов индустрии, например питание, отдых и развлечения и др. Соответственно, гостиничный бизнес демонстрирует более широкую и разнообразную организационную структуру, чем другие секторы индустрии.

Гостиничные предприятия индустрии гостеприимства имеют общие характеристики, которые определяют природу индустрии гостеприимства. А она, в свою очередь, формирует организационную структуру предприятия, определяет управленческую политику.

Гостиничным предприятиям как хозяйствующим субъектам присущи все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на свои услуги и проводят маркетинговые исследования. Гостиничное предприятие – это экономический субъект, который занимается производственно-услуговой деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода). Здесь важную роль играет эффективность функционирования гостиничного предприятия. управление гостиничный комплекс бизнес


Однако необходимо признать, что основной проблемой многих гостиничных предприятий региона города-курорта Анапы является их недостаточная эффективность: из года в год остается низкой среднегодовая загруженность номерного фонда гостиниц, не обеспечиваются положительные тенденции роста их экономических показателей и необходимая конкурентоспособность.

Теоретическая актуальность данного исследования определяется объективной необходимостью разработки теоретических основ причинно-следственной связи между процессом управления гостиничным предприятием и эффективностью его функционирования.

Практическая актуальность данного исследования определяется тем, что в условиях рыночных отношений при достаточно высоком уровне спроса и предложения на гостиничные услуги объективной необходимостью является повышение эффективности гостиничных предприятий туристско-гостиничного комплекса города-курорта Анапы для обеспечения их конкурентоспособности, высоких показателей экономической деятельности и лучшей адаптации к изменениям внешней и внутренней среды.

Объектом исследования является эффективность гостиничного предприятия.

Предметом исследования является обеспечение процессом управления гостиничным предприятием его эффективности (на примере гостиничного комплекса «Альбатрос»).

Цель исследования - оценить состояние обеспечения процессом управления эффективности гостиничного комплекса «Альбатрос» и на этой основе разработать мероприятия по повышению эффективности гостиничного предприятия.

Гипотеза исследования. Эффективность гостиничного предприятия определяется в конечном итоге экономическим результатом – выручкой, прибылью или другим финансовым показателем. Процесс управления гостиничным предприятием обеспечивает необходимую его эффективность, если организационная структура управления гостиничным предприятием является оптимальной для данного предприятия, уровень гостиничного обслуживания (сервиса) туристов является сбалансированным, качество гостиничных услуг соответствует требованиям и ожиданиям туристов, маркетинговые мероприятия по продвижению гостиничных услуг реализуются успешно.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Рассмотреть эффективность гостиничного предприятия как объект управления.

2. Проанализировать и оценить состояние обеспечения процессом управления эффективности гостиничного комплекса «Альбатрос».


3. Проанализировать построение и функционирование организационной структуры системы управления гостиничным комплексом «Альбатрос».

4. Проанализировать основные экономические показатели функционирования гостиничного комплекса «Альбатрос».

5. Провести SWOT – анализ гостиничного комплекса «Альбатрос».

6. Оценить конкурентные преимущества гостиничного комплекса «Альбатрос».

7. Разработать мероприятия по повышению эффективности гостиничного предприятия.

Для реализации поставленных задач нами использованы следующие методы исследования: теоретические (от абстрактного - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному, анализ и синтез, обобщение и систематизация), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение и анализ продуктов деятельности) и методы математической статистики.

Методологическими источниками нашего исследования являются труды, изложенные в различной научной и учебной литературе. Мы можем назвать некоторых авторов, которые занимались изучением, теоретической и практической разработкой проблем управления предприятиями для обеспечения их эффективности. Это такие известные отечественные и зарубежные авторы, как О. Виханский, А. Наумов, Н. Кабушкин, В. Квартальнов, В. Линн, Д. Уокер, А. Чудновский, П. Друкер, Ф. Котлер и некоторые другие. Труды данных и других авторов положены в методологию нашего исследования.

Новизна и особенность нашей работы заключается в том, что исследование проводилось в отношении конкретного гостиничного предприятия города-курорта Анапы гостиничного комплекса «Альбатрос». Данное предприятие имеет свои особенности и отличительные черты в построении и функционировании процесса управления для обеспечения его эффективности. Это обстоятельство, несомненно, отличает наше исследование от всех остальных работ в этой области.

Практическое значение данного исследования заключается в том, разработанные мероприятия по повышению эффективности гостиничных предприятий могут быть широко использованы на гостиничных предприятиях региона для обеспечения их конкурентоспособности, высоких показателей экономической деятельности и лучшей адаптации к изменениям внешней и внутренней среды.

В первой главе рассматривается эффективность гостиничного предприятия как объект управления со стороны менеджмента. При этом особый акцент сделан на исследовании категории «эффективность гостиничного предприятия», организационных структур управления гостиничными предприятиями и современных показателей оценки эффективности управления гостиничными предприятиями. Во второй главе проведен анализ обеспечения процессом управления эффективности гостиничного комплекса «Альбатрос». При этом проанализированы общая характеристика гостиничного комплекса «Альбатрос», организационная структура системы управления им и его экономические показатели функционирования за последние годы.


Глава 1. Эффективность гостиничного предприятия как объект управления

1.1 Управление эффективностью гостиничного предприятия

Имеется много различных определений эффективности. Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [24, 102].

Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение [25, 25].

Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [31, 56].

Эффективность (Efficiency, Effectiveness) - это одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения ... [38, 300].

Отметим несколько основных очевидных фактов, касающихся эффективности гостиничного предприятия.

1. Эффективность гостиничного предприятия определяется в конечном счете финансовым результатом - прибылью или другим финансовым показателем (здесь и далее мы будем понимать термин «прибыль» в этом расширенном смысле).

2. В конкурентной среде эффективность гостиничного предприятия имеет основное значение только относительно конкурентов. Только если эффективность гостиничного предприятия находится на уровне конкурентов или выше, оно конкурентоспособно и может выжить в конкурентной борьбе, если нет, оно будет вытеснено с рынка.

3. Эффективность гостиничного предприятия не может определяться сиюминутным достигнутым результатом. Можно единовременно выжать из гостиничного предприятия все соки и получить высокую текущую прибыль. А дальше полный крах. Для определения эффективности важна как ближняя, так и дальняя перспектива.

4. Все гостиничные предприятия в конкурентной борьбе постоянно усовершенствуют свою деятельность, повышают свою эффективность, получаемую прибыль. И гостиничное предприятие должно ориентироваться именно на постоянное повышение прибыли, ее максимизацию, опять же следя за конкурентами.


Исходя из этого, можно дать следующее определение.

Эффективность гостиничного предприятия – способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам, как в ближней, так и в дальней перспективе.

Но это, к сожалению, может быть и хорошее, но чисто теоретическое определение. Основной вопрос в том, что прибыль в долгосрочной перспективе не определена, даже далеко не всегда можно дать ее прогноз. Поэтому в современных концепциях менеджмента (Management by Objectives - MBO [47], Balanced Scorecard - BSC [57]) для определения эффективности используют не только финансовые, но и нефинансовые показатели, косвенно влияющие на финансовые результаты предприятия в долгосрочной перспективе. Это позволяет вести стратегическое управление предприятием без прогнозирования финансовых результатов в долгосрочной перспективе, опираясь в основном на нефинансовые показатели.

Если, например, мы должны попасть по бездорожью в определенное место далеко за горизонтом, то у нас нет никакой возможности добраться туда, кроме как по ориентирам. Самый известный ориентир - это северный полюс, и если мы знаем значение нужного нам азимута, мы без труда доберемся до цели с помощью компаса. Так, можно добиваться своей цели и в любой подобной ситуации, надо только иметь ориентиры и знать требуемые показатели. Но если мы видим свою цель, то никакие ориентиры уже не нужны. И надо четко понимать, что выдерживание угла азимута – это не цель, цель – попасть в нужное место. Мы вообще можем свернуть в сторону, чтобы обойти препятствие, а потом определить уже новый азимут, и далее двигаться по нему.

Но в бизнесе нет одного столбового направления к поставленной цели, нет одного ориентира. Например, наш «бизнес» состоит в сборе грибов в незнакомом лесу. Цель ясна, собрать больше грибов и наиболее ценных для нас видов, но как от этой цели перейти к конкретным действиям? Просто блуждать по лесу, смотря под ноги? Нет, двигаться по ориентирам. Ориентирами могут быть: состав и состояние почвы, травяного покрова, породы деревьев, освещенность, влажность и т.д. Все они связаны причинно-следственными связями как друг с другом, так и со временем года, так и с вероятностью произрастания разных видов грибов. Причем наибольшая эффективность достигается при определенной совокупности показателей. Мы, исходя из наших знаний и предыдущего опыта, определяем требуемую систему ориентиров и выбираем направление нашего движения по местности, ориентируясь по ним, и так опосредованно идем к достижению своей цели. Но если мы увидели грибы, надо их собирать, не взирая на то, соответствуют ли показатели места, где они обнаружены, заданным нами показателям, при этом одновременно пополняя свой опыт и знания и корректируя наши показатели по обстановке.