Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса
Глава 2 Влияние инфляции на различные экономические процессы
2.1 Воздействие на фискальную систему
2.2 Воздействие на перераспределение национального дохода
2.3 Влияние инфляции на накопление
2.4 Влияние инфляции на экономический рост
Глава 3 Формирование антиинфляционной государственной политики
3.1 Методы антиинфляционной политики
3.2 Проблемы формирования антиинфляционной государственной политики
При передаче естественной монополии производства какого-либо вида работ (услуг) государство оговаривает размер предельных издержек на уровне минимальных издержек организаций, выполнявших аналогичные работы (услуги) до образования монополии. Государство ограничивает возможности антиконкурентной деятельности естественных монополий требованием создать такую структуру монополии, которая создаст условия внутренней конкуренции. Эта мера направлена на коррекцию поведения монополии.
Россия пыталась проводить антиинфляционную политику «шоковой терапии» монетаристскими методами. Эта политика заключается в снижении цен с помощью жесткого ограничения денежной массы и либерализацию цен. Практика показала, что такая политика приводит к затяжному спаду производства, урезанию социальных расходов для сбалансирования бюджета, снижению уровня жизни граждан, росту безработицы, что, в конечном счете, способствует раскручиванию нового витка инфляции. Поэтому большинство стран отказалось от «шоковой терапии» вследствие ее неэффективности в антиинфляционной политике и негативного влияния на макроэкономику.
Политика стимуляции роста предложения является альтернативной стимуляции спроса. Попытки стимуляции спроса, как и «шоковая терапия», показали на практике свою неэффективность. Стимуляция предложения сокращает безработицу, повышает жизненный уровень населения, увеличивая спрос. Инструментами, стимулирующими рост предложения, являются создание новых рабочих мест, переподготовка кадров, снижение налогового бремени, создание конкурентных условий.
Снижение налогового бремени приводит к росту инвестиций, расширению производства, сокращению безработицы, увеличению доходов предпринимателей, выводу экономики из тени, снижению затрат на ресурсы производства, в результате чего поступления в бюджет не сокращаются, а увеличиваются.
Противники политики стимулирования предложения считают, что результаты этой политики могут быть достигнуты в долгосрочном периоде при значительной степени риска, а повышение жизненного уровня будет достигнуто в краткосрочном периоде, что приведет к дисбалансу спроса и предложения, повышению уровня инфляции и дефицитности бюджета.
Стабилизационная политика применяется на этапе спада экономики и заключается в стимулировании использования потенциальных возможностей объектов экономики, создании рабочих мест, оказании помощи безработным, их переподготовке, снижении дефицита бюджета, стабилизации курса национальной валюты, временном замораживании заработной платы и социальных расходов.
Ортодоксальный подход к стабилизационной политике использует методику «шоковой терапии». Гетеродоксный подход заключается в одновременной стимуляции снижении избыточного спроса и роста предложения, т.е. в совмещении либерализации экономики с регулирующей ролью государства. Государство контролирует цены на товары и услуги социальной значимости, внешнеэкономические связи и курс, субсидирует жизненно важные отрасли, оптимизирует налогообложение, осуществляет мероприятия по снижению дефицита бюджета. Гетеродоксный подход совмещает антиинфляционную политику с восстановлением баланса рынка и макроэкономики в целом в условиях либеральной экономики.
Признание факта, что безработица является объективной закономерностью рыночной экономики, привело к антиинфляционной политике, основанной на теории естественной безработицы и взаимосвязи инфляции с безработицей. Отклонение безработицы от естественного уровня влечет рост инфляции.
На этапе подъема уровень безработицы ниже естественного уровня, доходы населения возрастают, что ведет к увеличению себестоимости продукции и росту цен. На этапе спада уровень безработицы становится выше естественного уровня, но инерционная инфляция сохраняется до начала нового подъема и достигает минимального уровня при достижении естественного уровня безработицы[16].
Сохранение естественного уровня безработицы на длительный период дает возможность на такой же период сохранять минимальный уровень инфляции. Антиинфляционная политика может быть эффективной при выводе экономики из тени, учете объективных закономерностей циклов рыночной экономики и оптимальном сочетании либеральных подходов с государственным регулированием
Позитивное воздействие на замедление темпов инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это достигается за счёт повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующего более высокую норму сбережения.
Антиинфляционная политика России в 2013 году направлена на[17]:
• Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
• Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);
• Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
• Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Финансовые инструменты помогут снизить волатильность цен и позволят добиться прозрачного ценообразования. Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
• Отмену транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).
Можно выделить следующие пути совершенствования антиинфляционной политики РФ:
• Выделение дотаций мукомольным предприятиям в размере 2.2-2.5 млрд.руб.
• Установление на один год нулевой ставки НДС для хлебопекарных и зерноперерабатывающих предприятий.
Прогноз уровней инфляции представлен в Приложении 1.
Заключение
Из всего вышеизложенного вытекает, что инфляция представляет собой сложное, неоднозначное, многофакторное социально-экономическое явление. Лишь стремительное развитие товарно-денежных отношений могло породить феномен инфляции, сущность которого состоит в особом характере отношений между соответствующими видами хозяйственного обращения, такими как денежные и товарные средства. Инфляция представляет собой сложный процесс восстановления сбалансированности с помощью повышения цен между покупательной способностью общества, выраженной в деньгах, и доступным товарным обеспечением и услугами, которые могут быть куплены. Но инфляционные процессы не так просты, как может показаться на первый взгляд, и представляют собой явление более сложное, чем обыкновенный рост уровня цен в экономике. Это подтверждает тот факт, что далеко не каждое возрастание цен бывает следствием инфляции, оно может происходить и по многим другим причинам, отнюдь не носящим инфляционный характер.
В любой стране мира инфляция оказывает громадное влияние на все сферы жизни, главные из которых – социальная и экономическая. К самым пагубным и негативным последствиям инфляционных процессов относится резкое и ощутимое снижение реальных доходов и сбережений населения. Производители товаров и услуг утрачивают заинтересованность в создании и предоставлении качественного продукта, заметно падает уровень продажи в городе деревенскими производителями сельскохозяйственных продуктов. Вышеописанные факторы вкупе с ожиданием среди населения повышения цен на продовольствие приводят к такому закономерному в этих условиях процессу, как заметное ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твёрдым доходом, формирующимся за счет госбюджета страны. Инфляция, чей уровень превышает 5%, крайне отрицательно влияет на экономику страны в целом и ведет к негативному изменению и нарушению самого процесса воспроизводства во всех его сферах. Инфляционные процессы всегда воздействует и на поведение самих экономических субъектов. При очень высоких темпах инфляции утрачивается доверие агентов рынка друг к другу, а главное – к правительству, усиливая и без того всё более возрастающие инфляционные ожидания и экономическую нестабильность предприятий и самого государства в целом.
Сами же инфляционные процессы очень индивидуальны и многогранны, и всегда протекают в каждой стране по-разному. Факторы, формы, виды и социально-экономические последствия инфляции в разных странах мира всегда будут обусловливаться особенностями их экономического и политического развития.
Именно поэтому современная антиинфляционная политика в последнее время приобретает особо важное значение, ведь от эффективности методов урегулирования будет зависеть состояние экономики всей страны. Следовательно, для разработки по-настоящему действенных антиинфляционных мер необходимо учитывать специфичный характер инфляции, который присущ каждой отдельной стране.
В процессе написания курсовой работы автором достигнута поставленная цель и решены все предложенные задачи:
1.Дали понятие инфляции и закономерностей инфляционного процесса; 2. Исследовали виды инфляции;
3. Осветили причины инфляции;
4.Рассмотрели влияние инфляции на различные экономические процессы;
5.Определили проблемы формирования антиинфляционной государственной политики.
Список использованной литературы и источников
Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:
1.А.А. Акаев, А.В. Коротаев, А.А. Фомин. Динамика темпов глобальной инфляции. Закономерности и прогнозы. – М.: Либроком, 2012. – 32 с.
2.Бобылев С.Н. Модернизация экономика и устойчивое развития. Бобылев С.Н. – М.: Экономика, 2013. – 350 с.
3.В.П. Петров. Стоимость. Деньги. Экономические кризисы перепроизводства. – М.: Либроком, 2012. – 104 с.
5.Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2013. – 448 с.
6.Джин Кэллахан. Экономика для обычных людей. – М.: Социум, 2012. – 432 с.
9.Макроэкономика; Под ред Т. А. Агапов, С.Ф.Серегиной.-М: Университет, 2013. - 560с.
11.Р.М. Шахнович. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. – М.: Либроком, 2012. – 392 с.
12.Российская экономика. Тенденции и перспективы. – М.: Проспект, Институт экономики переходного периода (ИЭПП), 2010. – 704 с.
13.Экономика. Объективные возможности. – М.: Экономика, 2011. – 224 с.
14.Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. Экономика и управление инновациями. – М.: Экономика, 2012. – 360 с.
15.Ю.С. Попков. Макросистемные модели пространственной экономики. – М.: КомКнига, 2013. – 240 с.
Статьи из периодических изданий:
16.Андреев А.Ф. Инфляция и проблемы сбалансированного развития российской экономики / А.Ф.Андреев, А.М.Калинин, С.А.Самохвалов // Пробл. прогнозирования. - 2013. - N 1. - С.63-78.
17.Андрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика. - 2010. - N 7-8. - С.117-198.
18.Гильмундинов В.М. Влияние немонетарных факторов на инфляцию в России / В.М.Гильмундинов, А.О.Денисов // ЭКО. - 2012. - N 2. - С.116-129
20.Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности // Деньги и кредит. - 2012. - N 12. - С.3-11.
21.Шахнович Р.М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 388с.
Интернет-ресурсы:
22.Сайт Росстата http://www.gks.ru/
Приложение 1
Прогноз уровня инфляции Министерством финансов РФ
Год |
Уровень инфляции |
1995 |
2.3 |
1998 |
84.4 |
1999 |
36.5 |
2000 |
20.2 |
2001 |
18.6 |
2002 |
15.1 |
2003 |
12.0 |
2004 |
11.7 |
2005 |
10.9 |
2006 |
9.0 |
2007 |
11.9 |
2008 |
13.3 |
2009 |
8.8 |
2010 |
8.8 |
2011 |
6.1 |
2012 |
6.6 |
2013 |
5.5* |
2014 |
5* |
2015 |
5* |
-
Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2013. –398 с. ↑
-
Джин Кэллахан. Экономика для обычных людей. – М.: Социум, 2012. – 207 с. ↑
-
В.П. Петров. Стоимость. Деньги. Экономические кризисы перепроизводства. – М.: Либроком, 2012. – 52с. ↑
-
Экономика. Объективные возможности. – М.: Экономика, 2011. – 34 с. ↑
-
Андреев А.Ф. Инфляция и проблемы сбалансированного развития российской экономики / А.Ф.Андреев, А.М.Калинин, С.А.Самохвалов // Пробл. прогнозирования. - 2013. - N 1. - С.67 ↑
-
Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности // Деньги и кредит. - 2012. - N 12. - С.6. ↑
-
Гильмундинов В.М. Влияние немонетарных факторов на инфляцию в России / В.М.Гильмундинов, А.О.Денисов // ЭКО. - 2012. - N 2. - С.120. ↑
-
Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. Экономика и управление инновациями. – М.: Экономика, 2012. – 192 с. ↑
-
А.А. Акаев, А.В. Коротаев, А.А. Фомин. Динамика темпов глобальной инфляции. Закономерности и прогнозы. – М.: Либроком, 2012. – 27 с. ↑
-
Макроэкономика; Под ред Т. А. Агапов, С.Ф.Серегиной.-М: Университет, 2013. - 322с. ↑
-
Шахнович Р.М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 99. ↑
-
Андрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика. - 2010. - N 7-8. - С.143. ↑
-
Р.М. Шахнович. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. – М.: Либроком, 2012. – 82 с. ↑
-
Бобылев С.Н. Модернизация экономика и устойчивое развития. Бобылев С.Н. – М.: Экономика, 2013. – 146 с. ↑
-
Ю.С. Попков. Макросистемные модели пространственной экономики. – М.: КомКнига, 2013. –58 с. ↑
-
Российская экономика. Тенденции и перспективы. – М.: Проспект, Институт экономики переходного периода (ИЭПП), 2010. – 543 с. ↑
-
Сайт Росстата http://www.gks.ru/ ↑