Файл: Инфляция как денежный феномен, ее виды и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инфляция представляет собой ситуацию, когда каналы денежного обращения переполняются избыточной денежной массой. Это проявляется в увеличении товарных цен.

Как экономический феномен, реально инфляция появилась в 20 веке, хотя и раньше отмечались периоды стремительного роста цен, к примеру, во время войн. Термин «инфляция» появился в связи с массовым переходом национальных денежных систем на обращение бумажных денег. Первоначально понятие «инфляция» включало феномен избыточных бумажных денег и их дальнейшее обесценивание, что приводило к увеличению товарных цен.

Инфляция является одной из важнейших проблем современного развития экономики, отрицательно влияя на многие стороны общественной жизни в большинстве стран мира. Она обесценивает человеческий труд и его результаты, уничтожает денежные сбережения юридических и физических лиц, создавая тем самым преграду долгосрочным инвестициям и экономическому росту как общества и государства в целом, так и каждой личности в отдельности. Высокий уровень инфляции разрушает денежную систему страны, способствуя перенаправлению национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, приводя к ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой и тем самым подрывая возможности финансирования государственного бюджета.

Инфляционные процессы довольно длительное время глубоко изучались и остаются интересны и в наши дни для большинства ведущих экономистов мира. Вопреки всему этому, проблемы антиинфляционной политика государства остаются малоизученными и по сей день.

Учитывая актуальность нашей темы, цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.

Поставленная нами цель обусловила ход решения следующих задач:

1.Дать понятие инфляции и закономерностей инфляционного процесса; 2. Исследовать виды инфляции;

3. Осветить причины инфляции;

4.Рассмотреть влияние инфляции на различные экономические процессы;

5.Определить проблемы формирования антиинфляционной государственной политики.

Объект исследования – антиинфляционная политика государства.

Предметом исследования выступает формирование антиинфляционной политики государства.


Курсовая работа полностью отвечает поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, три главы разделенных на подпункты, заключение и список литературы.

Во введении определена основная проблематика работы поставлена цель и определены задачи исследования, указан предмет и объект курсовой работы.

Первая глава курсового исследования раскрывает теоритические аспекты инфляции.

Вторая глава освещает влияние инфляции на различные экономические процессы.

В третьей главе настоящего курсового исследования освещены проблемы формирования антиинфляционной государственной политики.

В заключение работы автором даны логические выводы и предложения раскрыты поставленные задачи.

Глава 1 Сущность инфляции

1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса

В современном мире инфляция является следствием целого комплекса факторов. Это является подтверждением того, что она не является чисто денежным явлением. Она также представляет собой социально-политическое и экономическое явление. На уровень инфляции оказывают влияние общественные настроения и социальная психология. Поэтому справедливо появление термина «инфляционные ожидания»: в том случае, если общество ожидает скорую инфляцию, она обязательно возникнет[1].

Инфляция постепенно стала частью рыночной экономики, чему способствовало множество глобальных факторов, в том числе универсальность социальных трансфертов и систем цен, быстрый рост и усложнение структуры производства, изменение процесса ценообразования из-за влияния монополистических предприятий, снижение ценовой конкуренции. Увеличение эффективности производства, как правило, проявляется не в падении цен, а в увеличении массы доходов и прибыли участников производства.

Инфляция есть не что иное, как обесценение денег, падение их покупательской способности, неуравновешенности спроса и предложения. Зачастую инфляция имеет в своей основе сразу несколько взаимосвязанных причин, и выявляет себя она не только в повышении цен: наряду с открытой, ценовой инфляцией, встречается инфляция скрытая, или подавленная инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в нехватке, ухудшении самого качества производимых товаров.


Сам термин «инфляция» впервые вошёл в широкое употребление в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и характеризовал процесс разбухания, вздутия, бумажно-денежного обращения. Инфляция сопутствовала денежному обращению России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг.; Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX веке.; Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Наивысших, просто невероятных темпов инфляция достигла в Германии после Первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

В ХХ веке, по окончании Первой мировой войны, понятие «инфляция» получило самое широкое распространение. В советской экономической литературе само понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

Но, как известно, не всякий рост цен служит показателем для инфляции. Цены могут повышаться благодаря улучшению качества изготовляемой продукции либо при ухудшении условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, а также и при существенных изменениях общественных потребностей населения. В таком случае это будет уже не инфляционное, а в какой-то мере логичное, оправданное повышение цен на продукцию, либо на отдельные товары.

Инфляционный процесс развивался в два этапа[2].

На первом этапе темпы обесценения изрядно отстают от темпов эмиссии. Это обусловлено тем, что при переходе от металлического обращения к бумажному, когда некоторая часть бумажных денег замещает металлические монеты, инфляция не будет являться избыточной. К тому же, довольно сильно замедляется сама скорость обращения денег, вследствие некоторого увеличения потребностей в деньгах из-за сокращения кредита.

На втором этапе инфляции темпы обесценения бумажных денег заметно опережают темпы эмиссии. Этому есть простое объяснение: упадок производства и товарооборота влечёт за собой сокращение потребности в деньгах, вследствие чего бумажно-денежная масса ощутимо увеличивается. Вместе с этим возрастает и скорость обращения самих денежных знаков, начинается т.н. «бегство от этих денег», другими словами стремление потребителей и производителей как можно быстрее превратить обесценивающиеся наличные в товары. Непосредственное увеличение скорости обращения денег уменьшает потребности оборота в деньгах, что, в свою очередь, ещё больше увеличивает уровень инфляции.


Вполне закономерным при инфляции является общий рост цен, влекущий за собой уменьшение покупательной способности. Однако отличительной чертой этого роста является неравномерность.

В первую очередь, растут цены непосредственно на военную продукцию, так как государство покрывает свои милитаристские расходы с помощью «печатного станка», покупая для своих нужд вооружение, боеприпасы, амуницию и различное обмундирование, а так же многое другое. Из этого вытекает, что с увеличением спроса на товар его цена резко подскакивает вверх. Владельцы предприятий, выпускающих данный товар, в свою очередь, предъявляют большой спрос на нефть, газ, металлы, сырье, оборудование и многое другое. Таким образом, мы можем наблюдать распространение роста цен на все средства производства.

Всё вышесказанное приводит к росту цен на товары первой необходимости, из-за чего население, вынуждено урезать и уменьшать свои потребности. Как результат, происходят довольно существенные изменения в самой структуре потребительского спроса.

Однако кроме роста на цены в стране инфляция ведёт к падению курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, потому как национальная валюта определяется приоритетом покупательной силы. При определенных условиях также возможен разрыв между степенью обесценения бумажных денег по отношению к товарам внутри страны и стремительным падением валютного курса. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для валютного демпинга, т.е. «бросового экспорта» товаров за границу.

1.2 Виды инфляции

Из истории нам известно, что раньше инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства нередко печатали в больших количествах необеспеченные бумажные деньги для покрытия своих военных расходов. В последние двадцать - тридцать лет инфляцию называют хроническим заболеванием многих мировых экономик.

Экономистам известны несколько видов инфляции. Для её классификации в международной практике выделяют следующие критерии:

• темп роста цен;

• степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

• ожидаемость и предсказуемость инфляции;

• характер инфляционного процесса.

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

1. Умеренная, или ползучая инфляция, подразумевает относительно невысокий рост цен. Такая инфляция не считается чем-то экстраординарным. Некоторые экономисты даже считают, что она полезна и способствует развитию экономики. Она дает возможность осуществлять эффективную корректировку цен в условиях колеблющегося спроса и изменяющихся особенностей производства. Умеренные темпы инфляции позволяют деньгам сохранить стабильную стоимость.


2. Галопирующий уровень инфляции создает в экономике большее напряжение, однако рост цен можно прогнозировать. Деньги очень быстро становятся инвестиционными или потребительскими товарами. Начальная стадия характеризуется ростом денежной массы, опережающим рост цен. На основной стадии ситуация резко меняется: резкий рост цен может стать причиной даже незначительного увеличения денежной массы, процветают бартерные сделки, расширяется натуральный обмен.

3. При гиперинфляции цены возрастают более чем на 300% за год. Также отдельно выделяют супер-гиперинфляцию, когда цены увеличиваются ежемесячно на 50%, однако этот уровень инфляции не является предельным. Гиперинфляция становится причиной того, что деньги теряют свою цену, функции средства сбережения и меры стоимости. Темпы роста цен значительно больше количества денег, которое находится в обращении. Такая инфляция наиболее губительна для экономики и приводит к астрономическому росту количества бумажных денег в обращении и, как следствие этого, к катастрофическому росту потребительских цен. Роль самих денег при этом виде инфляции заметно уменьшается и, как население, так и промышленные предприятия обычно переходят на альтернативные, менее эффективные формы расчета, основным из которых является бартер, взаимозачёт. В отдельных случаях имеет место появление параллельных валют, что, в свою очередь, приводит к возрастанию роли иностранной валюты. Гиперинфляция наносит сильнейший удар, не щадя при этом даже очень обеспеченные слои общества. В качестве примера можно привести государство Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен). Высочайший уровень роста цен и обесценения денег наблюдался в послевоенной Венгрии. И всё же, это ещё совсем не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества, наложенного на бывшую союзную республику Югославию, годовой рост цен составил 3’000’000’000%, а многие промышленные товары просто исчезли из обихода и предложения. Не менее показателен и пример Германии, где в 1922 г. Сумма репарационных выплат союзникам превысила годовой бюджет страны, из-за чего уровень цен поднялся на 5470%. В 1923 г. положение только усугубилось: уровень инфляции вырос в 1’300’000’000’000 раз. К октябрю 1923 г. фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса - 2 млн. марок. Дошло до того, что посетители ресторанов платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню на момент их заказа. Также шокирует уровень инфляции в Зимбабве, превысивший в 2007 году 150000%[3].