Файл: Международный валютный фонд и его характеристики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За более чем шестидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности превратился в ведущую международную финансовую организацию — субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением ООН, однако практически не зависит от него. МВФ предоставляет поддержку странам-участницам в регулировании своих платежных балансов, осуществляет кредитование и дает рекомендации по реформированию их экономических систем. МВФ является относительно открытой организацией, публикующей свою отчетность на сайте www. imf. org. Фонд составляет два основных отчета, широко используемых во всем мире: World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности»). Они выходят дважды в год наряду с другими исследованиями, проводимыми МВФ, и широко используются специалистами ООН, мировыми рейтинговыми агентствами, инвесторами, аналитиками и т. д.

Конечно--же, МВФ иногда делает ошибки, за которые его сильно критикуют, но, несмотря на это, на мой взгляд, Фонд вносит неоценимый вклад в развитие--мировой--экономики, постоянно--следит--за валютными системами своих стран-участниц, делает прогнозы развития--мировой экономики,--являясь,--в некотором смысле,--«часовым, держащим руку на пульсе мировой экономики».----------------------------------------------------------

Основными целями данной курсовой работы являются: изучение задач и деятельности МВФ, определение основных механизмов кредитования им стран-участниц,а-так же ближе ознакомимся с функциями и особенностями данной оранизации.

1. МВФ. История,Сущность,Структура

1.1 История возникновения МВФ

МВФ было решено создать в июле 1944 г. на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, в американском штате Нью-Хемпшир. На ней делегаты от 44 государств договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В тот период в целях сохранения золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для резидентов возможность покупать товары за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако принятые решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться из ловушки кризиса. Экономическая политика в стиле «разори соседа», популярная в 1930-х гг., подорвала международную экономику: объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни. С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях. В результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов. Главными архитекторами послевоенной международной экономической системы стали специалист Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт и известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс.18


Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г. в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, как они были сформулированы в 1944 г. С тех пор в мире произошел значительный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом--между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики,-которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов.--------------------------------------------------------------------------------------

В течение десятилетий, прошедших со Второй мировой войны, в глобальной экономике помимо роста благосостояния произошли другие значительные изменения, которые усилили-важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации к изменившимся условиям и реформ.-Быстрый прогресс в области технологий и средств связи способствовал росту--международной интеграции рынков и формированию тесных связей между экономиками стран.-------------------------

Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией

1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Официально утверждены такие цели МВФ -------------------------------------------------

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;--------------------------------------------------------------
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;---------------
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.15

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций -------------------------------------------------------------------------------

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;--------------------------------------------------------
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»-----------------------------------------
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.17-------------------------

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение). 3

---------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

1.3 Организационная структура и основные подразделения организации

Рассмотрим организационную структуру.

Совет управляющих- является главным директивным органом МВФ. Он состоит из одного управляющего и одного заместителя управляющего от каждого государства-члена. Управляющие назначаются государствами-членами, и обычно ими являются министр финансов или глава центрального банка страны.5

Хотя Совет управляющих передал большую часть своих полномочий Исполнительному совету МВФ, он сохраняет за собой право, в частности, утверждать увеличение квот, распределение специальных прав заимствования (СДР), прием в организацию новых государств-членов, принудительное исключение государств-членов и внесение изменений в Статьи соглашения и Регламент .

Совет управляющих также избирает исполнительных директоров и является главным арбитром в вопросах, касающихся толкования Статей соглашения МВФ. Голосование Совета управляющих проводится либо путем созыва совещания, либо дистанционно (посредством курьерской службы, электронной почты, факсимильной связи или защищенной онлайновой системы голосования МВФ). Решения принимаются большинством поданных голосов, за исключением случаев, специально оговоренных в Статьях соглашения.

Советы управляющих МВФ и Группы организаций Всемирного банка обычно проводят свои заседания один раз в год, во время Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения работы своих организаций. Ежегодные заседания, которые проходят в сентябре или октябре, обычно в течение двух лет проводятся в Вашингтоне, а на третий год в одном из других государств-членов.14-----------------------------------------------------------------------------------

Советы управляющих имеют два совещательных министерских комитета:Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) и Комитет по развитию.---------------------------------------------------------------------------------------------------

МВФК состоит из 24 членов, которые избираются из общего числа 189 управляющих, и представляет все государства-члены. Его структура повторяет структуру Исполнительного совета, состоящего из 24 групп стран. МВФК заседает два раза в год, во время Весенних и Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения вопросов управления международной валютной и финансовой системой, предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения и любых других вопросов глобальной экономики, представляющих общий интерес. По итогам каждого заседания Комитет издает коммюнике, в котором резюмируются его мнения и представляются руководящие указания в отношении программы работы МВФ. МВФК работает на основе консенсуса и не проводит формального голосования.16---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Комитет по развитию является совместным комитетом, и в его задачи входит предоставление рекомендаций Советам управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам, касающимся экономического развития в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Комитет состоит из 25 членов (обычно министров финансов или министров развития). Он представляет все государства-члены МВФ и Всемирного банка и, главным образом, является форумом для формирования межправительственного консенсуса по особо важным вопросам развития.7-----------------------------------------------

Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, ведет повседневную деятельность МВФ и осуществляет полномочия, возложенные на него Советом управляющих, а также полномочия, которыми он наделяется согласно Статьям соглашения. После вступления в силу Поправки о реформе Совета 26 января 2016 года и начиная со следующих очередных выборов, , все 24 исполнительных директора будут избираться. Ранее государства-члены с пятью крупнейшими квотами имели право назначать исполнительных директоров, а 19 избирались остальными государствами-членами._______________

Совет обсуждает все аспекты работы Фонда, от проводимой персоналом ежегодной «проверки здоровья» экономики государств-членов до вопросов политики, касающихся всей глобальной экономики. Совет обычно принимает решения путем консенсуса, но иногда проводится формальное голосование. Число голосов каждого государства-члена равно сумме его базовых голосов (равномерно распределенных между всеми государствами-членами) и голосов, основанных на квотах. Таким образом, квота государства-члена определяет его число голосов. После большинства формальных заседаний Совет резюмирует свои мнения в документе, известном как документ о подведении итогов. Неформальные заседания также могут проводиться для рассмотрения в предварительном порядке сложных вопросов политики.__________________________

Руководство МВФ-Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главойперсонала МВФ. Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок, в работе ему помогают первый заместитель директора-распорядителя и три заместителя директора-распорядителя. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать на должность директора-распорядителя граждан любого государства-члена Фонда. Хотя Исполнительный совет может избрать директора-распорядителя большинством поданных голосов, в прошлом Совет осуществлял такие назначения на основе консенсуса. Для избрания в 2011 году Исполнительный совет принял процедуру, позволяющую избрать очередного директора-распорядителя в рамках открытого и прозрачного процесса, учитывающего деловые качества. Исполнительный совет принял такую же процедуру для избрания в 2016 году.______________________________________________________