Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Анализ построения модели управленческого решения (на примере ООО «ТехноПром»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. Управление - это фундаментальное понятие в любой отрасли. Это то, на чем строится деятельность любого предприятия, организации, проекта, будь то открытие продуктового ларька в отдельно взятом районе или же постройка завода по производству синтетического волокна или швейной фабрики.
Управление – очень комплексное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны управление можно рассмотреть как процесс, с другой как науку. Как наука теория управления начала зарождаться довольно давно, однако систематизировал знания и выделил принципы управления первым выделил Ф.Тэйлор только в конце XIX века.
Управление – комплексное понятие, которое включает в себя много различных составляющих и в совокупности образуется целая система, основная цель которой обеспечить рациональное и перспективное существование той или иной системы.
Классиками теории управления являются несколько именитых уче-ных. Среди них такие как уже упомянутый Ф.Тэйор, А.Файоль, ЭМэйо. С этими именами связывают три основные школы, которые в различные исторические периоды занимались систематизированием знаний касающихся теории управления и выделением принципов, по которым управление должно осуществляться. В нашей работе мы обязательно более подробно остановимся на этих школах и их учениях.
Вопросы касающиеся управления всегда были и будут актуальны. Поэтому актуальность нашей работы безусловно бесспорна.
Следовательно, в современных условиях проблема правильного и грамотного построения организационной структуры приобретает особую актуальность.
Целью курсовой работы является изучение процесса построения модели управленческого решения.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы построения модели управленческого решения;
- провести анализ построения модели управленческого решения (на примере предприятия ООО «ТехноПром»);
- разработать направления совершенствования процесса принятия управленческих решений.
Предмет исследования – процесс построения модели управленческого решения, объект – ООО «ТехноПром».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы построения модели управленческого решения
1.1. Сущность и понятие принятия управленческих решений
Понятие организации производственного процесса подразумевает собой методы для подбора и сочетания элементов производства во времени и пространстве с целью достижения эффективного конечного результата. [3, c. 34] Таким образом, организация производства – это система мер, целью которых является рациональное сочетание в пространстве и времени основных вещественных элементов и людей, которые заняты в процессе производства.
Организация производства основана на следующих основных принципах [4, c. 28]:
- специализация, которая характеризуется ограничением номенклатуры одноименной продукции и массовостью ее изготовления;
- непрерывность; ее целью является увеличение времени процесса обработки предмета труда, и уменьшение времени его нахождения в ожидании, сокращение перерывов;
- пропорциональность, которая заключается в достижении относительно равного объема выпуска продукции и объема работ за определенный период времени во всех основных и вспомогательных подразделениях предприятия;
- прямоточность, с ее помощью обеспечивается кратчайшее расстояние при движении предметов труда в производственном процессе;
- ритмичность, которая предполагает регулярное повторение производственного процесса через равные отрезки времени;
- гибкость, дающая возможность быстрого перехода к выпуску новой продукции.
В системе любой организации, будь то производство или торговля или компания по предоставлению услуг важнейшим элементом является управление. [11, c. 37]
Эффективность работы той или иной организации напрямую зависит от характера и качества управления. Понятие управления очень широкое и комплексное и состоит из нескольких аспектов. Прежде всего - это процесс от которого зависит эффективность того или иного предприятия, проекта и т.д.
К основным задам управления можно отнести такие как: [11, c. 28]
- эффективное использования имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных);
- обеспечение постоянного повышения эффективности производства.
Под «эффективностью системы управления» следует понимать результат ее функционирования, обеспечивающий предприятию в условиях конкуренции достижение поставленных целей при наименьших затратах на управление.
Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления [9, c. 42].
Процесс управления осуществляется на основе решений. Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Управленческие решения - главное средство воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование систем. Решение определяет программу действий для достижения цели, этапы работ и последовательность их выполнения, методы и средства, круг исполнителей, границы их ответственности и полномочий, сроки выполнения работ.
От качества принимаемых решений во многом зависит общий уровень результативности управления организацией в целом и ее персоналом. Так как любое решение приводит к последствиям, отражающимся на итогах финансово-хозяйственной и социальной деятельности предприятия, то это налагает на менеджера большую ответственность при его принятии. Следует отличать управленческое решение от других видов решений. [4, c. 38]
Под термином «решение» понимается волевое действие, состоящее в определении цели действия и способов ее достижения.
Управленческое решение имеет целый ряд отличительных признаков: [7, c. 36]
- оно должно быть направлено на систему организации коллективного труда;
- управленческое решение принимается не всяким работником, а лишь субъектом управления (руководителем или коллегиальным органом);
- оно принимается только в условиях назревшей проблемы и направлено на устранение препятствий функционированию управляемой системы или в целях ее развития (совершенствования);
-большинство управленческих решений носит декларативно-обязательный характер: они не могут иметь альтернативу;
-управленческое решение и процесс его принятия требуют научных знаний, содержат элементы искусства и носят творческий характер.
1.2. Этапы разработки и методы принятия управленческих решений по совершенствованию производственной деятельности
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа: [12, c. 45]
- подготовки решения;
- принятия решения;
- организации выполнения решения
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как: [15, c. 31]
- получение информации о ситуации;
- определение целей;
- разработка оценочной системы;
- анализ ситуации;
- диагностика ситуации;
- разработка прогноза развития ситуации.
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят: [12, c. 52]
- генерирование альтернативных вариантов решений;
- отбор основных вариантов управленческих воздействий;
- разработка сценариев развития ситуации;
- экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены: [15, c. 38]
- коллективная экспертная оценка;
- принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
- разработка плана действий;
- контроль реализации плана;
- анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение.
Необходимость применения теории принятия решений в практической деятельности руководителей обусловлена следующими обстоятельствами: [12, c. 41]
1. Анализ фактического состояния объекта управления на основе контрольной информации проводится по определенным параметрам.
2. Определение наличия отклонений от программного состояния в настоящем и возможности их возникновения в будущем, устранение или предотвращение которых требует управляющего воздействия. В случае отсутствия отклонения переходим к этапу 3, в случае наличия отклонения – к этапу 4.
3. Если установлено, что по сумме контролируемых параметров отклонений нет, то при их отсутствии и по другим параметрам процесс заканчивается. Если же отклонения имеются или есть предпосылки их возникновения, то следует вернуться к этапу 1. [12, c. 43]
4. Анализ ситуации и определение причин отклонений. При положительном ответе на этапе 2 приступаем к изучению ситуации и характеристике причин, вызвавших отклонение.
5. Причины, вызвавшие отклонение, могут быть внутренними или внешними по отношению к системе. Если установлено, что причины отклонения внутренние, переходим к этапу 7, в случае «нет» – к этапу 6.
6. Устанавливаем, являются ли причины отклонения внешними. В случае «да» переходим к этапу 7, при отрицательном ответе необходимо вернуться к этапу 4 и установить причины и характер отклонений. [12, c. 45]
7. Этап определения стратегии решения. Этот этап сложный и ответственный. Он включает постановку цели, определение критериев достижения цели, поиск средств и способов ее достижения.
8. Оценка конкретной обстановки. После разработки стратегии решения необходимо провести оценку обстановки по кадрам, ресурсам, технике, времени, технологии, эффективности в настоящем с учетом тенденций изменения этих условий в перспективе. [12, c. 48]
9. Устанавливаем исходя из информации, полученной на этапе 8, соответствует ли выбор цели и способов ее достижения реальной обстановке. В случае «нет» необходимо вернуться к этапу 7 и вновь пересмотреть стратегию решения, в случае «да» переходим к этапу 10.
10. Подготовительный этап выработки решения, определение круга должностных лиц и функциональных подразделений, которые необходимо включить в ход процесса, а также ответственных за выполнение конкретных работ и должностного лица соответствующей ступени иерархии управления, имеющего право на окончательное принятие решения. Результатом подготовительного этапа должен быть план работ по выработке решения.
11. После подготовительного этапа следует информационный. На этом этапе осуществляются поиск, сбор и обработка необходимой для принятия решения информации. [12, c. 53]
12. Анализируем, достаточно ли собранной информации для принятия решения. В случае «нет» переходим к этапу 13, в случае «да» - к этапу 14.
13. Устанавливаем возможность получения дополнительной информации. В случае «да» – возврат к этапу 11, в случае «нет» переходим к этапу 14.
14. Уточнение прогноза результата. На основании всей собранной информации уточняем объективные условия и возможности достижения цели, а также анализируем возможные изменения в ходе этого процесса и их влияние на конечный результат. [12, c. 54]
15. Выработка экспертных рекомендаций по элементам решения. В ходе рассматриваемого процесса неоднократно прибегаем к рекомендациям экспертов, что вызвано, во-первых, наличием неформализуемых ситуаций, явлений и факторов, влияющих на них, во-вторых, желанием, повысить эффективность формальных методов (область применения которых ограничена), сочетая их с эвристическими. Вместе с тем привлечение экспертов позволяет при необходимости получать дополнительную информацию посредством усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.
16. Выработка решения. Изучив особенности ситуации, определив главную цель и всесторонне оценив обстановку на основании полной, достоверной и своевременной информации, осуществляем разработку возможных вариантов решения, их оценку и сравнение.
17. Выработанный проект решения следует всесторонне обсудить на специальном совещании при участии представителей общественных организаций, непосредственных разработчиков проекта решения, высококвалифицированных специалистов и производственников. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» - к этапу 18. [12, c. 56]
18. На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты решения. При положительном ответе -возврат к этапу 16, при отрицательном переходим к этапу 19. [12, c. 58]