Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений

1.1. Процесс моделирования и его основные этапы

1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний

Глава 2. Практическое применение моделирования в процессе разработки управленческих решений на предприятии ООО «ТрейдМаркет»

2.1. Характеристика конкретной организации

2.2. Анализ моделей и методов принятия решений орга­низации

2.3. Анализ действующих модели принятия решений

Глава 3. Разработка управленческого решения в условиях определенности на примере конкретного предприятия ООО «ТрейдМаркет»

3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации

3.2. Моделирование процесса разработки реше­ния

3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

Заключение

Список использованной литературы

Для повышения эффективности деятельности организации целесообразны разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию процесса бизнес-планирования. Рекомендации по совершенствованию бизнес-планирования в ООО «ТрейдМаркет» представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 - Направления совершенствования бизнес-планирования в ООО «ТрейдМаркет»

Рекомендации

Контроль продвижения к целям бизнес-плана

Для выполнения своих функций контролирующий механизм должен включать следующие элементы:

контрольные точки («бенчмарки») отслеживания хода выполнения бизнес-плана;

промежуточные финансовые и другие отчеты, позволяющие идентифицировать продвижение к поставленным целям.

Разработку бенчмарок следует проводить в рамках плана каждого подразделения, для обеспечения эффективности отслеживания достижения поставленных целей и установки связи между плановыми и текущими результатами деятельности организации

Внедрение современных информационных технологий

Позволяет автоматизировать процесс бизнес-планирования. Наиболее подходит программа Project Expert. Выбор данной программы обусловлен ее распространенностью на российском рынке, удобным интерфейсом и возможностью эксплуатации данного пакета программ в диалоговом режиме, а так же большие аналитические возможности

Мероприятия по уменьшению сопротивления нововведениям сотрудниками

Сопротивление персонала можно уменьшить осуществлением следующих мероприятий:

вовлечение в разработку плана большего количества сотрудников для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;

своевременное информирование и привлечение к проводимым преобразованиям сотрудников, которые не были заняты в формировании плана;

использование материальных и нематериальных стимулов;

формализация отношений между подчиненными (с помощью четко прописанных должностных инструкций)

После построения дерева проблем, проблемы целесообразно уточнить специалистами соответствующих подразделений на предмет действительного существования данной проблемы, отделить ложные проблемы, классифицировать их на ключевые и проблемы-следствия. Классификация проблем представлена в табл. 3.2 (Приложение 8). Далее следует разработка одного или нескольких предварительных вариантов решения ключевых проблем, которые возможно решить в рамках организации, используя имеющиеся ресурсы.


Уточненное «дерево проблем» ООО «ТрейдМаркет» представлено на рис. 3.1.

Рисунок 3.1 – Уточненное «дерево проблем» ООО «ТрейдМаркет»

3.2. Моделирование процесса разработки реше­ния

Варианты решения проблем представлены в табл. 3.3 (Приложение 5).

На основе матрицы тестирования критериев выделены ключевые процессы, непосредственно влияющие на ключевые факторы успеха (налаженные отношения с основными поставщиками (1), конкурентоспособная продукция (2), эффективная система дистрибуции (3), широкий ассортимент и известность товарных знаков (4), удобное месторасположение (5)). Каждому из ключевых факторов успеха присвоен вес, который отражает относительную важность каждого КФУ (в матрице значения весов меняются в пределах от 1 до 3).

Влияние процессов на КФУ отражено в табл. 3.4 (Приложение 6).

Анализируя влияние процессов на ключевые факторы успеха, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями для ООО «ТрейдМаркет» являются:

заключение договоров с поставщиками и согласование графика поставок;

доставка, разгрузка и размещение ТМЦ на складе;

разработка графика загрузки и выгрузки;

обеспечение своевременности выполнения заказов;

управление запасами.

Таким образом, разработка бизнес-планов должна стать частью процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью, а руководителям, принимающим решения в организации, следует не только иметь компетенции в области бизнес-планирования, но и постоянно повышать уровень самообразования по управлению финансами, маркетингом, организации в целом, а также занять более активную позицию при диагностике организационных проблем, разработке и внедрение бизнес-планов для решения этих проблем.

Как показал анализ выявленных проблем, ежедневно в ООО «ТрейдМаркет» в результате погрузочно-разгрузочных работ образуются хозяйственные отходы. На территории складского комплекса размещены 15 баков для мусора, по 8 м3. Вывоз мусора (стеклобой, отработанная стрейчпленка, гофрокартон, ПЭТ, алюминиевая банка, бумага и т.д.) производится 2 раза в неделю, стоимость вывоза 1 бака составляет 90 руб., в месяц вывозится 120 баков мусора (960 м3). Производственные отходы занимают около 30 м2 складского помещения, что обеспечивает размещение 4840 упаковок пива. В то же время организация ощущает дефицит в складских помещениях (особенно в период сезонного спроса).


Одной из приоритетных проблем организации является несоблюдение графика загрузки на розничном складе, что ведет к несвоевременному выполнению заказа клиента и возникновению конфликтных ситуаций. Если не найти эффективного способа устранения конфликтов и его причин, могут образоваться следующие негативные последствия:

- рост неудовлетворенности клиента и его ориентация на работу с другими поставщиками;

- отрицательное влияние на репутацию организации;

- снижение степени доверия клиента к организации;

- назревание конфликта между структурными подразделениями;

- неудовлетворенность своей работой сотрудников организации;

- снижение производительности труда сотрудников организации;

- дополнительные расходы на повторную доставку товара (тот же заказ на следующий день);

- рост потерь рабочего времени на улаживание конфликта;

- дополнительная нагрузка на работников склада (загрузка, выгрузка возврата, размещение на складе, сборка заново, загрузка).

Важна также и этическая сторона проблемы. Ежедневно работники склада, водители-экспедиторы, клиенты, водители автотранспорта поставщика, работники офиса наблюдают мусорную свалку, расположенную на площадке, предназначенной для размещения мусорных баков, которые пустыми не бывают. Весной и осенью в период дождей свалка источает зловоние. Загрязненная территория негативно влияет на работоспособность всех сотрудников, их лояльность к организации, а также на деловую репутацию организации.

Проблема начала назревать с момента возникновения организации, а именно в 2002 г. Местонахождение проблемы – склад и территория, прилегающая к складу, выявлена проблема на складе, но затронула все подразделения. Более всего заинтересованы в решении проблемы генеральный директор, менеджер по поставкам и работники склада.

С 2013 г. ООО «ТрейдМаркет» заключен договор на вывоз мусора с ООО «Спецавтоуборка», по условиям которого вывоз мусора с территории организации с 2013 г. по 2014 г. осуществлялся 1 раз в неделю (понедельник), в 2015 г. – 2 раза в неделю (понедельник, среда). Независимо от того, наполнены мусорные баки полностью или наполовину, поставщик услуги выставляет счет за вывоз полного мусорного бака (8 м3) 74 руб. в 2013 – 2014 г., 90 руб. – 2015 г. В табл. 50 представлены расходы ООО «ТрейдМаркет» на вывоз мусора (Приложение 7).

Решение выявленной проблемы позволяет:

- снизить издержки на вывоз мусора;

- сократить площадь складирования мусора;


- увеличить полезную площадь для хранения товара;

- улучшить внешний вид территории склада и прилегающей территории;

- получить дополнительный доход;

- улучшить имидж организации.

Ранее руководство ООО «ТрейдМаркет» предпринимало попытки решить проблему. В 2014 г. организация на арендованном транспортном средстве производила доставку потребителям отработанного картона. Эта попытка не принесла результатов по следующим причинам:

- затраты на транспорт (300 руб. / ч. при минимальном времени использования наемного транспорта – 4 ч., с учетом времени на погрузку) составили 1200 руб.;

- гофрокартон – это объемный и легкий продукт, максимальная загрузка газели составляет 750 кг., в денежном выражении 1125 руб.

Таким образом, этот эксперимент оказался убыточным. Но реализация поставщикам стрейч-пленки пустых шпулек снизила себестоимость одного рулона на 9 руб. Ежемесячно организация закупает 250 шт. рулонов стрейчпленки по цене 87 руб. за рулон и экономит при этом 2250 руб. в месяц.

В настоящее время, в Москве спрос на вторсырье достаточно высок, организации-переработчики вторсырья закупают стеклобой, стрейчпленку, полиэтилен, гофрокартон, жесть, ПЭТ. Так, потребители вторсырья закупают у организаций отработанную стрейчпленку по цене 6 руб. за 1 кг, гофрокартон и картон – 1,5 руб. за 1 кг. Ими создана гибкая и эффективная система мероприятий по сбору макулатуры и пленки на территории Москвы, проводят рекламные компании. Занимаясь сбором и переработкой картона, потребители вторсырья сотрудничают с крупнейшими российскими производителями картонно-бумажных изделий, в том числе и в области поставок готовой продукции в обмен на свое сырье. Производители стрейч-пленки охотно покупают отходы, как сырье для производства стрейчпленки для технических целей (Приложение 7).

В сезонный период наблюдается рост количества отходов как гофрокартона, так и стрейчпленки, за год образуется 24,6 т отходов стрейчпленки и 61,6 т отходов гофрокартон и, всего 86,2 т производственных отходов, подлежащих переработке.

Как показал анализ опыта других организаций, многие из них успешно используют пресс-оборудование и реализуют хозяйственные отходы. К ним относятся ООО «Туртранс Вояж», ООО «Складские Логистические Системы», Складской комплекс ООО «TOYOTA MOTORS». Приобретение пресса позволило уменьшить площади временного хранения отходов упаковки (картон, пленка и т.д.), а также снизить затраты на вывоз мусора.

Технические характеристики прессов разных моделей представлены в табл. 3.6 (Приложение 8).


По технико-экономическим параметрам для ООО «ТрейдМаркет» целесообразно приобретение модели «МИНИ-4», для установки которой не требуется специального помещения. Установка данного оборудования осуществляется в течение 1-х суток. Пресс прост в эксплуатации и техническом обслуживании, организация-производитель предлагает сервисное обслуживание и бесплатную установку. В табл. 52 представлены затраты ООО «ТрейдМаркет» на эксплуатацию пакетировочного пресса модели «МИНИ-4» (Приложение 8).

Показатели эффективности реализации проекта представлены в табл. 3.8 (Приложение 9). Приобретение и эксплуатация пресса выгодно для ООО «ТрейдМаркет» так как позволяет:

- сократить расходы на вывоз мусора, облегчить его перемещение и погрузку. Организация перестанет платить деньги за вывоз «воздуха», т.к. 1 м3 рыхлого бытового мусора весит 25 – 30 кг, 1м3 запрессованных отходов весит в среднем 300 – 500 кг;

- ликвидировать захламленность «заднего двора»;

- устранить нарекания пожарной инспекции (снижается вероятность возникновения пожара, запрессованные отходы менее горючи).

3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

Учитывая простоту обслуживания и эксплуатации оборудования и время работы в сутки (3 час.), работа на прессе не требует дополнительной технической квалификации и специального найма на работу оператора; достаточно проведения инструктажа для любого работника склада.

Как показал анализ, 70 % хозяйственного мусора ООО «ТрейдМаркет» целесообразно реализовать. Реализуя прессованные производственные отходы, подлежащие переработке, потребителям вторсырья организация получает прибыль 170 тыс. руб. в год. Так как утилизация мусора на территории организации является административным правонарушением (по Закону НСО [24] от 12.03.2004 № 170-ОЗ сжигание мусора в неустановленных местах влечет предупреждение затем наложение административного штрафа на юридических лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (с 01. 06. 11 г. МРОТ 4611 руб.)), оставшиеся 30 % мусора, не подлежащего переработке, в соответствии с заключенным договором вывозит ООО «Спецавтоуборка». Затраты на вывоз мусора снижаются до 38,9 тыс. руб. в год. Единовременные затраты на реализацию проекта составляют 79 тыс. руб., срок окупаемости – 4,5 мес.