Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Процесс моделирования и его основные этапы
1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Анализ моделей и методов принятия решений организации
2.3. Анализ действующих модели принятия решений
3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации
3.2. Моделирование процесса разработки решения
3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений
Для повышения эффективности деятельности организации целесообразны разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию процесса бизнес-планирования. Рекомендации по совершенствованию бизнес-планирования в ООО «ТрейдМаркет» представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 - Направления совершенствования бизнес-планирования в ООО «ТрейдМаркет»
Рекомендации |
|
Контроль продвижения к целям бизнес-плана |
Для выполнения своих функций контролирующий механизм должен включать следующие элементы: контрольные точки («бенчмарки») отслеживания хода выполнения бизнес-плана; промежуточные финансовые и другие отчеты, позволяющие идентифицировать продвижение к поставленным целям. Разработку бенчмарок следует проводить в рамках плана каждого подразделения, для обеспечения эффективности отслеживания достижения поставленных целей и установки связи между плановыми и текущими результатами деятельности организации |
Внедрение современных информационных технологий |
Позволяет автоматизировать процесс бизнес-планирования. Наиболее подходит программа Project Expert. Выбор данной программы обусловлен ее распространенностью на российском рынке, удобным интерфейсом и возможностью эксплуатации данного пакета программ в диалоговом режиме, а так же большие аналитические возможности |
Мероприятия по уменьшению сопротивления нововведениям сотрудниками |
Сопротивление персонала можно уменьшить осуществлением следующих мероприятий: вовлечение в разработку плана большего количества сотрудников для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах; своевременное информирование и привлечение к проводимым преобразованиям сотрудников, которые не были заняты в формировании плана; использование материальных и нематериальных стимулов; формализация отношений между подчиненными (с помощью четко прописанных должностных инструкций) |
После построения дерева проблем, проблемы целесообразно уточнить специалистами соответствующих подразделений на предмет действительного существования данной проблемы, отделить ложные проблемы, классифицировать их на ключевые и проблемы-следствия. Классификация проблем представлена в табл. 3.2 (Приложение 8). Далее следует разработка одного или нескольких предварительных вариантов решения ключевых проблем, которые возможно решить в рамках организации, используя имеющиеся ресурсы.
Уточненное «дерево проблем» ООО «ТрейдМаркет» представлено на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 – Уточненное «дерево проблем» ООО «ТрейдМаркет»
3.2. Моделирование процесса разработки решения
Варианты решения проблем представлены в табл. 3.3 (Приложение 5).
На основе матрицы тестирования критериев выделены ключевые процессы, непосредственно влияющие на ключевые факторы успеха (налаженные отношения с основными поставщиками (1), конкурентоспособная продукция (2), эффективная система дистрибуции (3), широкий ассортимент и известность товарных знаков (4), удобное месторасположение (5)). Каждому из ключевых факторов успеха присвоен вес, который отражает относительную важность каждого КФУ (в матрице значения весов меняются в пределах от 1 до 3).
Влияние процессов на КФУ отражено в табл. 3.4 (Приложение 6).
Анализируя влияние процессов на ключевые факторы успеха, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями для ООО «ТрейдМаркет» являются:
заключение договоров с поставщиками и согласование графика поставок;
доставка, разгрузка и размещение ТМЦ на складе;
разработка графика загрузки и выгрузки;
обеспечение своевременности выполнения заказов;
управление запасами.
Таким образом, разработка бизнес-планов должна стать частью процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью, а руководителям, принимающим решения в организации, следует не только иметь компетенции в области бизнес-планирования, но и постоянно повышать уровень самообразования по управлению финансами, маркетингом, организации в целом, а также занять более активную позицию при диагностике организационных проблем, разработке и внедрение бизнес-планов для решения этих проблем.
Как показал анализ выявленных проблем, ежедневно в ООО «ТрейдМаркет» в результате погрузочно-разгрузочных работ образуются хозяйственные отходы. На территории складского комплекса размещены 15 баков для мусора, по 8 м3. Вывоз мусора (стеклобой, отработанная стрейчпленка, гофрокартон, ПЭТ, алюминиевая банка, бумага и т.д.) производится 2 раза в неделю, стоимость вывоза 1 бака составляет 90 руб., в месяц вывозится 120 баков мусора (960 м3). Производственные отходы занимают около 30 м2 складского помещения, что обеспечивает размещение 4840 упаковок пива. В то же время организация ощущает дефицит в складских помещениях (особенно в период сезонного спроса).
Одной из приоритетных проблем организации является несоблюдение графика загрузки на розничном складе, что ведет к несвоевременному выполнению заказа клиента и возникновению конфликтных ситуаций. Если не найти эффективного способа устранения конфликтов и его причин, могут образоваться следующие негативные последствия:
- рост неудовлетворенности клиента и его ориентация на работу с другими поставщиками;
- отрицательное влияние на репутацию организации;
- снижение степени доверия клиента к организации;
- назревание конфликта между структурными подразделениями;
- неудовлетворенность своей работой сотрудников организации;
- снижение производительности труда сотрудников организации;
- дополнительные расходы на повторную доставку товара (тот же заказ на следующий день);
- рост потерь рабочего времени на улаживание конфликта;
- дополнительная нагрузка на работников склада (загрузка, выгрузка возврата, размещение на складе, сборка заново, загрузка).
Важна также и этическая сторона проблемы. Ежедневно работники склада, водители-экспедиторы, клиенты, водители автотранспорта поставщика, работники офиса наблюдают мусорную свалку, расположенную на площадке, предназначенной для размещения мусорных баков, которые пустыми не бывают. Весной и осенью в период дождей свалка источает зловоние. Загрязненная территория негативно влияет на работоспособность всех сотрудников, их лояльность к организации, а также на деловую репутацию организации.
Проблема начала назревать с момента возникновения организации, а именно в 2002 г. Местонахождение проблемы – склад и территория, прилегающая к складу, выявлена проблема на складе, но затронула все подразделения. Более всего заинтересованы в решении проблемы генеральный директор, менеджер по поставкам и работники склада.
С 2013 г. ООО «ТрейдМаркет» заключен договор на вывоз мусора с ООО «Спецавтоуборка», по условиям которого вывоз мусора с территории организации с 2013 г. по 2014 г. осуществлялся 1 раз в неделю (понедельник), в 2015 г. – 2 раза в неделю (понедельник, среда). Независимо от того, наполнены мусорные баки полностью или наполовину, поставщик услуги выставляет счет за вывоз полного мусорного бака (8 м3) 74 руб. в 2013 – 2014 г., 90 руб. – 2015 г. В табл. 50 представлены расходы ООО «ТрейдМаркет» на вывоз мусора (Приложение 7).
Решение выявленной проблемы позволяет:
- снизить издержки на вывоз мусора;
- сократить площадь складирования мусора;
- увеличить полезную площадь для хранения товара;
- улучшить внешний вид территории склада и прилегающей территории;
- получить дополнительный доход;
- улучшить имидж организации.
Ранее руководство ООО «ТрейдМаркет» предпринимало попытки решить проблему. В 2014 г. организация на арендованном транспортном средстве производила доставку потребителям отработанного картона. Эта попытка не принесла результатов по следующим причинам:
- затраты на транспорт (300 руб. / ч. при минимальном времени использования наемного транспорта – 4 ч., с учетом времени на погрузку) составили 1200 руб.;
- гофрокартон – это объемный и легкий продукт, максимальная загрузка газели составляет 750 кг., в денежном выражении 1125 руб.
Таким образом, этот эксперимент оказался убыточным. Но реализация поставщикам стрейч-пленки пустых шпулек снизила себестоимость одного рулона на 9 руб. Ежемесячно организация закупает 250 шт. рулонов стрейчпленки по цене 87 руб. за рулон и экономит при этом 2250 руб. в месяц.
В настоящее время, в Москве спрос на вторсырье достаточно высок, организации-переработчики вторсырья закупают стеклобой, стрейчпленку, полиэтилен, гофрокартон, жесть, ПЭТ. Так, потребители вторсырья закупают у организаций отработанную стрейчпленку по цене 6 руб. за 1 кг, гофрокартон и картон – 1,5 руб. за 1 кг. Ими создана гибкая и эффективная система мероприятий по сбору макулатуры и пленки на территории Москвы, проводят рекламные компании. Занимаясь сбором и переработкой картона, потребители вторсырья сотрудничают с крупнейшими российскими производителями картонно-бумажных изделий, в том числе и в области поставок готовой продукции в обмен на свое сырье. Производители стрейч-пленки охотно покупают отходы, как сырье для производства стрейчпленки для технических целей (Приложение 7).
В сезонный период наблюдается рост количества отходов как гофрокартона, так и стрейчпленки, за год образуется 24,6 т отходов стрейчпленки и 61,6 т отходов гофрокартон и, всего 86,2 т производственных отходов, подлежащих переработке.
Как показал анализ опыта других организаций, многие из них успешно используют пресс-оборудование и реализуют хозяйственные отходы. К ним относятся ООО «Туртранс Вояж», ООО «Складские Логистические Системы», Складской комплекс ООО «TOYOTA MOTORS». Приобретение пресса позволило уменьшить площади временного хранения отходов упаковки (картон, пленка и т.д.), а также снизить затраты на вывоз мусора.
Технические характеристики прессов разных моделей представлены в табл. 3.6 (Приложение 8).
По технико-экономическим параметрам для ООО «ТрейдМаркет» целесообразно приобретение модели «МИНИ-4», для установки которой не требуется специального помещения. Установка данного оборудования осуществляется в течение 1-х суток. Пресс прост в эксплуатации и техническом обслуживании, организация-производитель предлагает сервисное обслуживание и бесплатную установку. В табл. 52 представлены затраты ООО «ТрейдМаркет» на эксплуатацию пакетировочного пресса модели «МИНИ-4» (Приложение 8).
Показатели эффективности реализации проекта представлены в табл. 3.8 (Приложение 9). Приобретение и эксплуатация пресса выгодно для ООО «ТрейдМаркет» так как позволяет:
- сократить расходы на вывоз мусора, облегчить его перемещение и погрузку. Организация перестанет платить деньги за вывоз «воздуха», т.к. 1 м3 рыхлого бытового мусора весит 25 – 30 кг, 1м3 запрессованных отходов весит в среднем 300 – 500 кг;
- ликвидировать захламленность «заднего двора»;
- устранить нарекания пожарной инспекции (снижается вероятность возникновения пожара, запрессованные отходы менее горючи).
3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений
Учитывая простоту обслуживания и эксплуатации оборудования и время работы в сутки (3 час.), работа на прессе не требует дополнительной технической квалификации и специального найма на работу оператора; достаточно проведения инструктажа для любого работника склада.
Как показал анализ, 70 % хозяйственного мусора ООО «ТрейдМаркет» целесообразно реализовать. Реализуя прессованные производственные отходы, подлежащие переработке, потребителям вторсырья организация получает прибыль 170 тыс. руб. в год. Так как утилизация мусора на территории организации является административным правонарушением (по Закону НСО [24] от 12.03.2004 № 170-ОЗ сжигание мусора в неустановленных местах влечет предупреждение затем наложение административного штрафа на юридических лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (с 01. 06. 11 г. МРОТ 4611 руб.)), оставшиеся 30 % мусора, не подлежащего переработке, в соответствии с заключенным договором вывозит ООО «Спецавтоуборка». Затраты на вывоз мусора снижаются до 38,9 тыс. руб. в год. Единовременные затраты на реализацию проекта составляют 79 тыс. руб., срок окупаемости – 4,5 мес.