Файл: Корпоративная культура в организации ООО «Технопарк».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы корпоративной культуры
1.1 Персонал предприятия как объект корпоративной культуры
Понятие и особенности корпоративной культуры
1.3 Особенности управления корпоративной культурой в современном обществе
1.4 Особенности формирования корпоративной культуры торгового предприятия
2 Анализ организационной культуры и оценка ее влияния на деятельность ООО «Технопарк»
2.1 Общая характеристика ООО «Технопарк»
2.2 Исследование корпоративной культуры
2.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры
Элементами организационной культуры магазинов «Технопарк» являются:
− на поверхностном уровне – авторитет директора, демократичность стиля управления, высокий уровень коммуникаций;
− на подповерхностном уровне – командный способ работы, оценка по вкладу в общий результат, поощрения творчества и инициативы сотрудников, простота и честность организационного устройства;
− на глубинном уровне – внимание к людям, доверительные отношения, развитое чувство удовлетворенности от результатов деятельности и принадлежности к группе.
Организационная культура магазинов отражена в «Кодексе правил» данной сети:
1. «Обстановка неподдельной заботы и комфорта, окружающая наших посетителей, - наша первоочередная задача. Выражайте искренний интерес к каждому клиенту, делайте это с энтузиазмом, отдавая ему свое внимание».
2. «Улыбайтесь и здоровайтесь с каждым посетителем. Разговаривая с клиентом, делайте это с теплотой, в дружеской и уважительной манере».
3. «Прощаясь с клиентом, поблагодарите его, что он выбрал именно наш магазин. Нужно постараться, чтобы у клиента остались теплые и положительные эмоции от покупки в нашем магазине».
Каждый работник разделяет ответственность и обязанность за удовлетворение потребностей клиента. Удовлетворение потребностей клиентов для сотрудников магазина – задача первостепенной важности. Только персонал магазина может сделать то, что в будущем вновь способствует выбору этим клиентом данного магазина.
Директор магазинов «Технопарк» устраивает выездные тренинги, курсы повышения квалификации. Каждый новый сотрудник проходит инструктаж, на котором рассказывается об истории организации, структуре магазина, корпоративной этике, принципах работы с клиентами, технике безопасности.
Также в магазинах «Технопарк» проводится конкурс на «Лучшего работника».
В магазинах «Технопарк», к сожалению, практически отсутствует продвижение по служебной лестнице. Это связано с тем, что общая численность персонала не большая (всего 54 человека) и каждый работник держится за свое место. Но в случае ухода вышестоящего по должности, замену ему рассматривают из уже имеющихся сотрудников магазина.
Директором магазинов «Технопарк» используются различные методы материального и нематериального мотивирования сотрудников, направленные как на построение единой команды, так и на повышение экономической эффективности развития сети магазинов.
Необходимо постоянно напоминать сотрудникам о причастности к общему делу. Надо всегда помнить, что организационная культура дает работнику чувство цели и формирует преданность к своей организации.
В организации присутствуют как материальное стимулирование, так и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование:
- Оклад + премия;
- Директорская премия;
- 20% от оклада в дни рождения.
Нематериальное стимулирование:
- Дополнительные дни к отпуску;
- Похвалы, грамоты, благодарности.
Таким образом, процесс формирования и развития организационной культуры в магазине «Технопарк» заслуживает особого внимания по причине того, что появляется возможность регулировать поведение сотрудников на основе ценностей, актуальных для данной организации. Именно от организационной культуры, как было сказано, зависит, как руководители и сотрудники подходят к решению проблем, организуют обслуживание клиентов, реагируют на конкурентов, ведут дела с поставщиками, а также как они осуществляют свою деятельность. В связи с ухудшением экономических показателей организационной культуре в магазине «Технопарк» начали уделять особое внимание.
Магазин имеет свой собственный «кодекс правил», в котором и отражена организационная культура данного предприятия.
Как было оговорено ранее, каждый работник разделяет ответственность и обязанность за удовлетворение потребностей клиента. Удовлетворение потребностей клиентов для сотрудников магазина – задачи первостепенной важности.
2.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры
В условиях современного развития рынка необходимым условием является эффективность корпоративной культуры.
Работникам магазина «Технопарк» необходимо все более ответственно начинать относиться к техническому усовершенствованию, условиям и организации труда предприятия, т. е. модернизации экономики. Ценности и нормы, являясь одним из элементов символов организационной культуры, в емкой и лаконичной форме подчеркивают процесс обновления и усовершенствования объекта, наиболее сильные, значимые стороны той или иной компании.
Другой современной технологией организационной культуры, которая сумеет повысить эффективность организационной культуры является формирование символов. Последние, так или иначе, связаны с системой корпоративных ценностей и модернизацией экономики.
Определенной социальной технологией, проявляющейся в организационной культуре, выступают ритуалы, традиции. Они служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций трудовой организации, призваны напомнить сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидают.
Поэтому руководству магазина «Технопарк» необходимо четко продумать выше указанные действия, так как они приведут к повышению организационной культуры, что в свою очередь сумеет повысить конкурентоспособность данной организации на рынке г. Барнаула.
Далее хотелось бы отдельно отметить рекомендации по повышению или ослаблению тех типов организационной культуры, что присутствуют в данном предприятии.
Таблица 6
Рекомендации по повышению/ослаблению типов организационной культуры
Рыночный тип |
Адхократический тип |
Повышение |
|
- Поддерживать соперничество друг с другом и агрессивную ориентацию на превышение показателей деятельности; - Увеличивать мотивацию и вдохновляющее возмездие на людей с целью поддержки их активности; - Поддерживать стремления прилагать дополнительные усилия и желания энергично трудиться. |
- Повышать количество предложений от работников; - Повышать новаторство; - Поощрять сотрудников к новаторству, расширять альтернативы, поощрять творческий рост и предложение новых идей; - Доводить до сведения людей представления о перспективах и поддерживать претворения их в жизнь; - Направлять ориентации людей в жизни организации на непрерывное улучшение, гибкость и продуктивное изменение личности. |
Ослабление |
|
- Направлять интерес организации на социально-психологический климат организации; - Фокусировать внимание организации на сотрудников; - Усиливать командную работу. |
- Снижать количество проектов с высокой степенью риска; - Усиливать линейные связи организации; - Вводить должностные инструкции в соответствии с реальным функционалом; - Увеличивать количество решений, принятых централизовано. |
При планировании изменений организационной культуры следует помнить, что ее совершенствование зависит, прежде всего, от высшего руководства организации. В идеале именно оно должно поставить вполне определенные задачи, отражающие желаемое состояние оргкультуры, а рабочая группа, в составе которой обязательны представители организации, − наметить пути достижения поставленной цели. При этом задачи руководства должны быть «совместимыми» между собой и реалистичными.
Подводя итог, ООО «Технопарк» - это магазин, что находится в г. Нижневартовск. Как было сказано, сегодня организация является официальным представителем многих ведущих мировых брендов. В каждом магазине представлены практически все мировые бренды и все новинки бытовой техники.
Именно от организационной культуры, как было сказано, зависит, как руководители и сотрудники подходят к решению проблем, организуют обслуживание клиентов, реагируют на конкурентов, ведут дела с поставщиками, а также как они осуществляют свою деятельность. Магазин имеет свой собственный «кодекс правил», в котором и отражена организационная культура данного предприятия. Как было оговорено ранее, каждый работник разделяет ответственность и обязанность за удовлетворение потребностей клиента.
Отметим, в условиях современного развития рынка необходимым условием является эффективность организационной культуры. Для того, чтобы организационная культура была эффективной в магазине «Технопарк» система ценностей должна находить свое отражение в формулировке кредо организации. Последнее включает в себя: цель деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу и т. д.
Когда коллектив организации ощущает принадлежность к определенной культуре, вырабатывается установка «мы», которая проявляется в сознательной преданности и подчиненности политике предприятия, приверженности его традициям, ценностям, правилам и нормам поведения. Для того чтобы поведение и деятельность персонала были направлены на достижение основных целей предприятия, необходимо разработать стратегию по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Технопарк».
Для того чтобы сформировать стратегию развития культуры, необходимо разработать основную стратегическую цель и задачи.
Стратегическая цель – вывести организационную культуру ООО «Технопарк» на новый уровень развития, характерный для организаций с развитой культурой.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- разработать основную программу по развитию культуры ООО «Технопарк»;
- предложить к реализации комплекс мер по целенаправленному совершенствованию корпоративной культуры компании.
Были выделены стратегические приоритеты развития культуры:
- создание благоприятных условий для деятельности сотрудников, клиентов и покупателей ООО «Технопарк»;
- формирование развитой корпоративной культуры для внешнего окружения (партнеров, клиентов, общественности).
Первым мероприятием по развитию культуры в ООО «Технопарк» является объективная оценка сотрудниками ее состояния. Прежде чем совершенствовать и развивать Технопаркы корпоративной культуры, необходимо оценить на каком уровне она существует в организации.
С целью дальнейшего совершенствования корпоративной культуры компании необходимо разработать программу развития культуры на период 2019-2020 гг. Программа развития культуры включает в себя этапы совершенствования культуры, основные мероприятия по совершенствованию культуры, реализация программы совершенствования культуры, оценку культуры, сроки реализации и ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
В таблице 7 приведены основные этапы реализации стратегического плана по совершенствованию культуры ООО «Технопарк».
Таблица 7
Основные этапы совершенствования корпоративной культуры
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные лица |
Совершенствование внутренних Технопарков культуры (миссия, ценности, нормы поведения) |
01.2019 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Совершенствование внешних Технопарков культуры (символика, фирменный стиль в одежде, внешние атрибуты компании) |
01.2019 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена, менеджеры низшего уровня |
Совершенствование организационного имиджа предприятия (коммуникативный аспект) |
01.2020 – 12.2020 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Предлагаем к реализации несколько важных мероприятий для совершенствования внутренних Технопарков корпоративной культуры ООО «Технопарк», которые могут быть основой для реализации стратегического плана.
Опыт зарубежных фирм показывает, что чаще всего изменения корпоративной культуры в первую очередь проводят на первом уровне, так как это легче всего и понятно, что и как делать. Например, не было письменной истории – можно ее создать. Не было фирменных значков и кепок – можно заказать в рекламном агентстве, занимающимся сувенирной продукцией. Однако если компания ограничивается изменениями только на этом уровне, то лишь зря потратит финансы и время, так как воздействие на персонал на рациональном уровне, на уровне атрибутов является необходимым, но не достаточным условием существования эффективной корпоративной культуры. Важное место занимает также формирование и развитие Технопарков второго уровня. Цель управленческих воздействий на данном уровне – формирование общего видения, миссии компании, ее целей и путей развития. Инструментами для этого служат всевозможные организационные мероприятия (праздники, спортивные состязания, «капиталистические соревнования», выезды за город, тренинги, в том числе на сплочение команды).