Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
.1. Сущность управленческих решений
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
2.1. Виды информационных ресурсов
2.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений.
Позиционирование товара. Характер восприятия товара целевыми покупателями определяет позиционирование товара. В процессе позиционирования важно оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции. Позиционирование включает в себя несколько элементов: [14. C. 123]
товар;
цену;
сбыт;
продвижение товара (коммуникации).
Ценообразование является одним из наиболее простых и гибких способов определения позиции на рынке.
Продвижение товара - деятельность предприятия по формированию спроса на предлагаемые товары.
Предприятие фактически бессильно перед неопределенностью среды. Все, что оно может сделать - это попытаться предвидеть будущее, создав надежную систему слежения за ключевыми факторами, к которым первичный спрос особенно чувствителен. Нестабильность на рынке систематически заставляет предприятия разрабатывать альтернативные сценарии и не ограничиваться лишь наиболее вероятным вариантом.
Внутренняя сторона деятельности предприятия является гораздо более прогнозируемой, а главное - подвластной воле руководства предприятия.
Предприятие не может в большой степени управлять уровнем цены на рынке, поэтому для увеличения получаемой предприятием прибыли основным путем является снижение себестоимости продукции предприятия - т.е. эффективный контроль над издержками.
Первым шагом на пути к установлению такого контроля является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы управленческой отчетности.
Управленческая отчетность представляет собой проблему практически для всех руководителей предприятий, с которыми мы работали - в основном из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных, на основе которых принимаются решения. Иногда сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, формируются из системы налоговой отчетности, наличие которой требуется от всех предприятий по закону. Проблема состоит в том, что эти сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям руководства. Поэтому на многих предприятиях существуют параллельно две системы учета - бухгалтерский и "практический", т.е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Как правило, такой учет ведется по принципу "снизу-вверх". Сотрудники предприятия для выполнения своей работы фиксируют необходимые им данные (первичную информацию). Когда руководству предприятия нужно получить какие-то сведения о положении дел на предприятии, оно обращается с запросами к менеджерам более низкого уровня, а те, в свою очередь, к исполнителям.
Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна - на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности "снизу-вверх" нарушается основной принцип построения информационной системы - ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью детализации.
Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны - например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период, либо, наоборот, недостаточно полны. Кроме того, сведения поступают с запозданием - например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений.
Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность.
Для того, чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, необходимо строить систему отчетности "сверху вниз", формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.
Важнейшими требованиями к систему управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Эти требования могут быть реализованы при соблюдении ряда простых принципов построения системы управленческой отчетности:
Система должна быть ориентирована на первое лицо.
Система должна строиться "сверху вниз". Руководители каждого уровня должны проанализировать состав и периодичность необходимых им для выполнения своей работы данных.
Исполнители должны иметь возможность фиксирования и передачи "наверх" установленных их руководством данных.
Данные должны фиксироваться там, где порождаются.
Информация должна становиться доступной всем заинтересованным потребителям сразу же после ее фиксирования.
Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Однако опыт упорядочения систем управленческой отчетности на различных предприятиях показывает, что установке автоматизированной системы управленческого учета должна предшествовать достаточно большая "бумажная" работа. Ее выполнение позволяет промоделировать различные особенности управленческой отчетности предприятия и, тем самым, ускорить процесс внедрения системы и избежать многих дорогостоящих ошибок.
Заключение
На основании всего, сказанного выше можно сделать вывод, что проблема обеспечение процесса принятия решения информацией, которая отвечает всем требованиям – вполне решаема. В настоящее время эта проблема решается с помощью использования современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных, экспертных систем и систем подготовки принятия решений. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Внедрение описанных выше систем требует достаточно больших вложений, но они, несомненно, с лихвой окупаются. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, кто владеет ситуацией, тот владеет всем.
Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы имеет и свои сложности. Главной проблемой является необходимость получения новых знаний руководителями для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени.
Многие исследования, проводимые в США, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие бизнесмены принимают обоснованные и осмысленные решения только в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены принимают решения, несостоятельность которых видна даже неискушенному человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.
Мы считаем, что такие неудовлетворительные результаты, прежде всего обусловлены недостаточным обеспечением управленческих решений информацией.
Целью данной курсовой работы было убедить читателя в важности и необходимости уделения особого внимания информационному обеспечению процессу принятия управленческих решений. Надеюсь, что нам удалось это сделать хоть в малой степени.
Список литературы
- Бусыгин А.В.. Эффективный менеджмент: Учебник/ А.В.Бусыгин. -М.:Финпресс, 2010.-674с.
- Годин В.В., Корнеев И.К.. Информационное обеспечение управленческой деятельности. – М.: Высшая школа; Мастерство, 2011. - 239с.
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.
- Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления. – М.: Лаб. Базовых Знаний: Юнимедстайл, 2012. – 832 с.
- Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. – М.: Юнити, 1999. – 407 с.
- Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2014. 87с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. – М.: Дело, 2010. – 392 с.
- Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие /А.В. Костров.- М.: Финансы и статистика, 2011.-164с.
- Принятие решений в организациях: Учеб. пособие /О.А.Кулагин.- СПб: Изд.дом "Сентябрь", 2011.-98с.
- Разработка управленческого решения: Учебное пособие / В.Б.Ременников. -М. .-ЮНИТИ-ДАНА, 2011 . -144с.
- Селезнев Ю. И. Информационное обеспечение управленческого решения
- Селиверстова А.В. Совершенствование механизма отбора информации для принятия управленческих решений. / Автореферат – Челябинск, 2012. 3-8с.
- Степанова Е. Е. Хмелевская Н. В. "Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебное пособие". – М.: Инфра-М, 2012. 138с.