Файл: Предпринимательское право. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Аудиторская деятельность представляет собой внешний финансовый контроль субъектов хозяйствования со стороны специализированных уполномоченных органов, представляющих государство или независимые негосударственные фирмы. Закон «Об аудиторской деятельности» не дает четкой формулировки данного понятия, но это не уменьшает значимости аудита для предпринимательской деятельности. Очень часто государственные проверки финансовой отчетности тесно связаны с проверками, которые осуществляют аудиторы. Но они ни в коей мере друг друга не подменяют.

В Российской Федерации аудиторская деятельность законодательно регламентируется государством. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является многоуровневой и состоит из трех групп нормативно-правовых актов: законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров. Между элементами каждого уровня системы нормативного регулирования существует иерархическая связь. Иерархия нормативно-правовых актов и связь между ними закреплены нормами Конституции Российской Федерации[1]. В Конституции Российской Федерации определены способы устранения логических противоречий в действующих нормативно-правовых актах.

В настоящее время в связи с многочисленными изменениями в законодательстве, возникла насущная потребность в уточнении применяемой нормативно-правовой базы и уяснении взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид деятельности.

На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Правовые проблемы аудиторской деятельности как вида предпринимательства изучались следующими авторами: И.В. Ершова, К.А. Конев, М.А. Семинихин, Н.Ф. Наскевич, О.Л. Островская, и некоторыми другими авторами.

Цель работы - рассмотреть аудиторскую деятельность как вид предпринимательства, ее правовое регулирование в предпринимательском праве Российской Федерации.

Задачи проведенного исследования:

- дать понятие аудиторской деятельности и органы регулирующие аудиторскую деятельность;

- рассмотреть систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России;

- исследовать последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности;

- проанализировать порядок заключения договора на проведение аудита.


Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с аудиторской деятельностью как видом предпринимательства.

Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с аудиторской деятельностью как видом предпринимательства.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

1. Основные правовые положения государственного регулирования аудиторской деятельности

1.1. Понятие аудиторской деятельности и органы регулирующие аудиторскую деятельность

Аудиторской деятельностью называется оказание услуг аудита и ему сопутствующих аудиторскими организациями либо индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ[2]).

Аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческого лица на условиях независимости и объективности для выражения экспертного мнения о достоверности представленной отчетности. С 01.01.2017 аудит проводится по новым правилам – Международным стандартам аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 № 207-н[3] и от 24.10.2016 №192н[4].


В ст. 6 закона № 307-ФЗ перечисляются организации, аудит которых проводится в обязательном порядке:

- акционерные общества;

- организации, имеющие ценные бумаги, допущенные к организованным торгам;

- страховые компании, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды и т.д.[5]

Список организаций, подлежащих обязательному аудиту, может расширяться иными федеральными законами (например, ст. 7.1 и 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ[6]).

Полный перечень таких случаев можно посмотреть на официальном сайте Минфина России (Информационное сообщение от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13). В данном списке содержатся:

- правовое основание проведения аудита;

- вид отчетности;

- субъекты, которые могут проводить такой аудит.

Аудит остальных коммерческих лиц проводится по их собственному желанию.

Аудиторской деятельностью могут заниматься только аудиторы и аудиторские организации. При этом оказание аудиторских услуг для них должно быть единственной деятельностью (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

Цель проведения аудита — выражение экспертного мнения по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности[7].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность согласно ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ[8] — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Таким образом, аудитор, проведя проверку представленных документов, подтверждает их истинность, полноту и точность. При этом, несмотря на доверие к финансовой отчетности, проверенной аудитором, нельзя судить об эффективности деятельности настоящего руководства организации в целом либо быть уверенным в том, что проблемы у организации не возникнут в будущем.

По характеру деятельности аудируемого лица различают аудиты:

- общий (аудит предприятий);

- банковский;

- страховой;

- инвестиционный;

- бирж;

- внебюджетных фондов.

По степени обязательности аудит бывает:

- Инициативным. Проводится по решению руководства аудируемого лица, как правило, по отдельным направлениям деятельности. Масштабы и сроки определяются договором.

- Обязательным. Проводится ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

По характеру исполнителя аудируемых услуг аудит может быть:


- Внешним. Проводится независимыми приглашенными экспертами на договорной основе.

- Внутренним. Такой аудит проводится внутренними силами организации, для чего в ней создается специальное подразделение.

В зависимости от назначения аудит подразделяется:

- на налоговый аудит;

- аудит финансовой отчетности;

- управленческий аудит;

- ценовой аудит;

- специальный аудит и др.[9]

Принципы аудита указаны в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 1, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696[10]. К ним относятся:

- независимость и честность;

- объективность и скептицизм;

- добросовестность и конфиденциальность;

- профессиональное поведение.

Международные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н, не содержат понятия «принципы». МСА 200 применительно к аудиту оперирует понятием «этические требования», что включает в себя профессиональный риск и профессиональное суждение.

Планируя и проводя аудит, аудитор не рассчитывает на 100-процентную добропорядочность и честность руководства аудируемого лица, но и не исходит из его бесчестности[11].

Все документы изучаются критически, а заявления от руководства по поводу непредставления каких-либо документов (аудиторских доказательств) не принимаются.

Все методы проведения аудита как способы исследования можно разбить на 2 группы:

- методы организации аудита;

- методы получения аудиторских доказательств.

Аудит организуется одним из нижеперечисленных способов:

- сплошная проверка;

- выборочная проверка;

- комбинированная проверка;

- документальная проверка и т. д.

Аудиторские доказательства получают путем:

- наблюдения;

- проведения инвентаризации, пересчета;

- инспектирования;

- анализа и т. д. [12]

Подробно методы аудиторской деятельности описаны в ФСАД 7/2011, утвержденном приказом Минфина России от 16.08.2011 № 99н[13].

Какие методы применять в каждом конкретном случае, аудитор решает самостоятельно.

Проведение аудита деятельности предприятия происходит в несколько этапов:

Сбор и анализ информации об аудируемом лице. Что за организация, чем она занимается, какая у нее система документооборота, ее особенности.

Исходя из полученной картины деятельности организации, аудитор составляет план и программу проведения аудиторской проверки.


Действуя по плану, аудитор собирает и изучает документы.

В результате аудитор составляет свое экспертное мнение в виде аудиторского заключения по поводу достоверности, полноты и точности оформления документации у аудируемого лица.

Аудиторское заключение составляется по правилам МСА 700 и другими, в зависимости от особенностей аудиторского задания.

Таким образом, аудиторская деятельность - это прерогатива специально подготовленных, имеющих соответствующее разрешение лиц.

Аудит существует в нескольких видах. Его можно провести разными методами, но цель и принципы его проведения общие для любого случая.

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ)[14].

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

- нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;

- реестр аудиторов и их СРО и т.д.[15]

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н[16].

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

1.2. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней: