Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности (табл. 22).

Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Царь-Дом». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.

В ходе беседы интервьюер объяснял респондентам значение этих шкал и правила заполнения. Затем он называл направление формирования ассортимента и просил респондента её оценить.

Таблица 8

Характеристика направлений формирования ассортимента

Показатель

Характеристика

Углубление

Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций

Расширение

это Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты

Обновление

Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время

Поддержание полноты

Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности

Повышение устойчивости

Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары

Гармонизация

Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации

Развитие инновативности

Направление предполагает присутствие в ассортиментном перечне товаров, отвечающих требованиям научно-технического развития

Обеспечение сбалансированности

Направление предполагает рациональное соотношение видов товаров в структуре ассортимента


По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (табл. 9).

Таблица 9

Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» постоянными клиентами

Характеристика

Средний балл

Углубление

5,03

Расширение

6,14

Обновление

6,05

Поддержание полноты

4,65

Повышение устойчивости

6,05

Гармонизация

5,18

Развитие инновативности

4,98

Обеспечение сбалансированности

6,33

На основании использования результатов построен профиль исследуемых направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» (рис. 9). На каждой шкале поставлена точка, которая соответствует средней оценке состояния направления. Результатом проведенного исследования служит графическое представление полученных данных в форме профиля оценок состояния направлений формирования ассортимента.

Рисунок 9. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей

Для сравнительной оценки характеристик ассортимента вводится дополнительный профиль, созданный по оценкам руководителя и специалистов ООО «Царь-Дом» (табл. 10).

Таблица 10

Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Царь-Дом» по мнению руководителей и специалистов ООО «Царь-Дом»

Характеристика

Средний балл

Углубление

5,19

Расширение

6,29

Обновление

6,10

Поддержание полноты

5,02

Повышение устойчивости

6,18

Гармонизация

5,29

Развитие инновативности

5,89

Обеспечение сбалансированности

6,88

На основании данных табл. 10 построен профиль направлений формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Царь-Дом» с точки зрения руководителя и специалистов ООО «Царь-Дом» (рис. 10).


Рисунок 10. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения руководителя и специалистов

Для оценки того, насколько образ, полученный по результатам опроса постоянных покупателей, соответствует образу, полученному по результатам оценки руководителя и специалистов, следует наложить два профиля друг на друга (рис. 11).

Как видно из рис. 11 все анализируемые направления формирования товарного ассортимента имеют разные значения, по мнению постоянных покупателей и специалистов. Ввиду наличия разрыва мнений потребителя и руководителя у таких направлений формирования ассортимента, как инновативность и сбалансированность следует предпринять соответствующие меры по уменьшению данного разрыва.

Рисунок 11. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей относительно профиля с точки зрения руководителя и специалистов

Степень разрыва мнений руководителя и постоянных потребителей следует рассчитать по следующей формуле:

где Мр - средний балл, выставленный руководителем и специалистами

Мп - средний балл, выставленный потребителями

n – количество анализируемых направлений формирования ассортимента

Разрыв мнений руководителя и потребителей равен 30,37%. С целью его сокращения следует внедрить соответствующие рекомендации.

Анализ направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом» показал, что в целом процесс организован достаточно эффективно, но имеются товарные группы, пользующиеся пониженным спросом у потребителей (скатерти, одеяла и махровые простыни). Лидерами продаж являются ткани и постельное белье. Проведенный АВС, XYZ и совмещенный анализ постельного белья, реализуемого ООО «Царь-Дом» позволили выявить, что высокий оборот и стабильный спрос имеют торговые марки «Karven», «Primavelle» и «Унисон», а к товарам непостоянного спроса относится постельное белье «Arya» и «Bella Vita». Товары данных торговых марок можно безболезненно выводить из ассортимента, либо нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.

Анализ характеристик ассортимента показал, что руководитель оценивает показатели ассортимента выше, чем покупатели. Самый большой разрыв мнений наблюдается у таких характеристик, как инновативность и сбалансированность.


2.3 Рекомендации по совершенствованию направлений формирования товарного ассортимента на розничном торговом предприятии ООО «Царь-Дом»

  1. Расширение ассортимента ООО «Царь-Дом» посредством внедрения инновативной группы товаров

В результате проведенного анализа направлений формирования товарного ассортимента на торговом предприятии ООО «Царь-Дом», было выявлено следующее: основным элементом, показатели которого необходимо улучшать, является инновативность и сбалансированность ассортимента реализуемых предприятием товаров.

В ходе проведения анализа направлений товарного ассортимента предприятия с помощью метода семантического дифференциала, в котором принимали непосредственное участие постоянные покупатели ООО «Царь-Дом», указавшие на недостаточно развитую инновативность ассортимента товаров. Для снижения степени неудовлетворенности потребителей инновативностью ассортимента товаров, рекомендуется ввести новый вид постельного белья, а именно постельное белье из бамбука. Постельное белье из бамбука - практичная и красивая инновация в текстильном производстве. Бамбуковое волокно с натуральным блеском мягче самого мягкого хлопка и по качеству напоминает шелк и кашемир. В отличие от других анти-микробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными анти-микробными свойствами и не нуждается в химикатах. Ткань содержит компонент "BAMBOO KUN", предотвращающий размножение бактерий. Постельное белье из бамбукового волокна создает комфорт и обеспечивает здоровым и спокойным сном, регулируя температуру тела.

С целью совершенствования направлений формирования ассортимента следует провести опрос среди потребителей данных товаров, на основании которого можно определить: как отреагируют постоянные клиенты торгового предприятия ООО «Царь-Дом» на добавление в ассортимент нового вида постельного белья, и как увеличится выручка от продаж от введения в ассортимент данного товара.

Так, сотрудниками отдела маркетинга ООО «Царь-Дом» была проведена выборка среди постоянных покупателей анализируемого предприятия, которых мог бы заинтересовать новый товар. Состав выборки в количественном выражении составляет 100 человек. Следующим этапом является опрос постоянных потребителей торгового предприятия, суть которого состояла: устный опрос, с помощью которого и будет определен успех расширения товарного ассортимента. После проведения последнего было выявлено: большинство потребителей положительно отреагировали на добавление в ассортимент ООО «Царь-Дом» новой вида постельного белья (табл. 11).


Таблица 11

Результаты опроса потребителей

Число потребителей, готовых приобрести инновационный товар

Частота покупок

Вид постельного белья

Средняя цена, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

10

1 раз в год

«евро»

4,7

47,00

40

1 раз в год

полуторное

3,04

121,60

30

1 раз в год

двуспальное

3,95

118,50

20

-

-

-

Всего: 100

287,10

Анализ данных табл. 11 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных покупателей торгового предприятия ООО «Царь-Дом» 10 готовы покупать постельное белье из бамбука размера «евро», 40 покупателей полуторное постельное белье и 30 покупателей двуспальное постельное белье не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи постельного белья из бамбука составит 287,10 тыс. руб.

Издержки на внедрение рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 4,50 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы – 8,613 тыс. руб. и единый социальный налог – 2,239 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 15,352 тыс. руб.

Далее следует рассчитать экономический эффект от внедрения рекомендации, исходные данные которой приведены в табл. 12.

Таблица 12

Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения рекомендации в ООО «Царь-Дом»

Показатели

Условное обозначение

Величина, тыс. руб.

Источник информации

Выручка от продаж отчетного периода

Тоб 2016

20239,00

Данные предприятия

Себестоимость проданных товаров

Тобз

15179,25

Данные предприятия

Коммерческие и управленческие расходы 2016 г.

Ио 2016

3463,79

Данные предприятия

Переменные коммерческие и управленческие расходы 2016 г.

Ипер 2016

1768,63

Данные предприятия

Постоянные коммерческие и управленческие расходы 2016 г.

Ипост 2016

1695,16

Данные предприятия

Валовой доход 2016 г.

ВД 2016

5059,75

Данные предприятия

Выручка от продаж плановый

Т обпл

20526,10

Расчет

Себестоимость проданных товаров плановый

Т обзакпл

15394,575

Расчет

Коммерческие и управленческие расходы плановые

И опл

3479,142

Расчет