Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли
1.1 Экономическое содержание формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Глава 2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
2.1 Краткая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Царь-Дом»
2.2 Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Царь-Дом»
Исходные данные для расчета данной рекомендации были получены на основе данных ООО «Царь-Дом», а также расчетным методом.
Анализ свидетельствует о приросте выручки от продаж на 1,41 % за счет расширения ассортимента путем включения постельного белья из бамбука, после исследования спроса покупателей торгового предприятия ООО «Царь-Дом». Коммерческие и управленческие расходы выросли на 15,352 тыс. руб., что включает затраты на проведение опроса покупателей магазина и рост переменных коммерческих и управленческих расходов, которые напрямую связаны с размером выручки от продаж. Данная рекомендация по улучшению показателей ассортимента приводит к росту прибыли на 56,423 тыс. руб., что в конечном итоге позволит получить годовой экономический эффект 80,475 тыс. руб. в 2016 году с учетом данного мероприятия. Следовательно, предложенная рекомендация является экономически целесообразной.
- Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента ООО «Царь-Дом» как направление его формирования
В результате проведенного АВС и XYZ - анализов ассортимента торгового предприятия ООО «Царь-Дом» было выявлено, что в ассортименте предприятия присутствуют неликвидные позиции. К таким позициям относится товарная группа «скатерти». На торговом предприятии ООО «Царь-Дом» продаются скатерти только из полиэстера. Спрос на данный вид скатертей низкий, так как они низкого качества и не долговечны.
Для устранения данного недостатка, необходимо исключить из ассортиментного перечня ООО «Царь-Дом» скатерти из полиэстера, поскольку они являются нерентабельными и включить в ассортимент новые виды скатертей (из хлопка, льна и шелка жаккарда). Для ликвидации остатков скатертей было предложено провести распродажу оставшихся на предприятии скатертей со скидкой 15 % (табл. 13).
На основании данных табл. 13, можно сказать, что выручка, полученный от распродажи скатертей составил 4500 руб.
Таблица 13
Результаты реализации неликвидных товарных позиций по сниженным ценам
Скатерть |
Количество |
Цена со скидкой, руб. |
Сумма, руб. |
Скатерть «Сантол» |
2 |
600 |
1200 |
Скатерть «Марула» |
3 |
600 |
1800 |
Скатерть «Кармен» |
1 |
750 |
750 |
Скатерть «Норрис» |
1 |
750 |
750 |
Всего: |
7 |
- |
4500 |
С целью совершенствования направлений формирования ассортимента необходимо провести исследование, основой которого стал вопрос: «Готов ли покупатель приобретать качественную скатерть, но по более высокой цене» и было выявлено, что в потребители готовы платить больше за скатерть с улучшенным дизайном и высокого качества (табл. 14).
Таблица 14
Результаты опроса потребителей
Число потребителей, готовых приобрести новые скатерти |
Частота покупок |
Ткань |
Средняя цена, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
1 раз в год |
Лен |
2,60 |
52,00 |
30 |
1 раз в год |
Хлопок |
1,50 |
45,00 |
10 |
1 раз в год |
Шелк жаккард |
2,40 |
24,00 |
40 |
- |
- |
- |
- |
Всего: 100 |
- |
- |
- |
121,00 |
Анализ данных табл. 14 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных постоянных покупателей торгового предприятия ООО «Царь-Дом» 20 готовы покупать скатерти изо льна, 30 покупателей скатерти из хлопка и 10 покупателей из шелка жаккарда не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи скатертей составит 181,00 тыс. руб.
Издержки на внедрение данной рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 2,44 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы – 3,765 тыс. руб. и единый социальный налог – 0,979 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 7,184 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных рыночных условиях торговым предприятиям необходимо постоянно анализировать фактический ассортимент и разрабатывать направления совершенствования его формирования, так как правильно подобранный ассортиментный перечень является гарантией эффективного функционирования предприятия.
Формирование товарного ассортимента – это процесс подбора товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и предприятия при рациональных затратах на их приобретение и потребление. Задача формирования товарного ассортимента – повышение рентабельности торгового предприятия.
Основными направлениями формирования товарного ассортимента являются: углубление ассортимента; расширение ассортимента; обновление ассортимента; поддержание полноты ассортимента; повышение устойчивости ассортимента; гармонизация ассортимента; развитие инновативности ассортимента; обеспечение сбалансированности ассортимента.
Для удовлетворения потребностей покупателей предприятию необходимо тщательно формировать товарный ассортимент на основе учета показателей ассортимента и его свойств, а также разрабатывать рекомендации по его формированию с целью поддержания конкурентоспособности в условиях изменчивой рыночной среды.
Формирование товарного ассортимента может осуществляться на основе использования различных методов: АВС-анализ; XYZ-анализ; совмещенный АВС и XYZ-анализ; сравнительная оценка с помощью семантического дифференциала.
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, адаптированных к ситуации на конкретном предприятии.
Анализ процесса формирования товарного ассортимента проводился на базе предприятия розничной торговли ООО «Царь-Дом», которое занимается реализацией текстильных товаров.
Анализ фактического ассортимента ООО «Царь-Дом» проводился с помощью АВС, XYZ и совмещенного анализа, которые способствовали выявлению среди представленных товарных групп лидеров и аутсайдеров продаж. Используя анализ сравнительной оценки с помощью семантического дифференциала было выявлено какие направления формирования товарного ассортимента развиты хуже остальных.
При анализе деятельности ООО «Царь-Дом» были обнаружены следующие недостатки:
- в товарном ассортименте ООО «Царь-Дом» имеются неликвидные позиции;
- товарный ассортимент ООО «Царь-Дом» не является инновативным и сбалансированным;
- предприятие не проводит исследования направленные непосредственно на изменяющиеся потребности потребителей.
С целью преодоления этих недостатков были разработаны рекомендации
– расширение ассортимента ООО «Царь-Дом» посредством внедрения инновативной группы товаров и совершенствование сбалансированности товарного ассортимента ООО «Царь-Дом» как направление его формирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баутов, А.Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе [Текст] / А. Н. Баутов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 18-32.
- Бланк, И.А. Управление торговым предприятием [Текст]: учебник / И.А. Бланк – М. : ТАНДЕМ, 2013. – 415 с.
- Бузукова, Е.А. Стратегический подход к управлению ассортиментом [Текст] / Е. А. Бузукова // Управление магазином. – 2016. – № 8. – С. 19-22.
- Бурцев, В.В. Комплексный анализ формирования ассортиментных программ [Текст] / В. В. Бурцев // Фин. менеджмент. – 2015. – № 4. – С. 3-12.
- Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы [Текст]: Учебник / Е.А. Бузукова.–СПб.: Питер,2013. – 163 с.
- Веселов, А.И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки [Текст] / А. И. Веселов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. - № 1. – С. 103-114.
- Грамм, А.В. Об оптимизации ассортимента [Текст] / А. В. Грамм // Современная торговля. – 2015. - № 3. – С. 18-23.
- Денисова, А.Л. Изучение поведения покупателей и оценка коммерческой деятельности предприятий розничной торговли [Текст] / А.Л. Денисова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - № 1. – С. 44-57.
- Ерохина, Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. – Тольятти: Изд. ТГУС, 2014. – 48 (230) с.
- Ерохина, Л.И. Экономика предприятия (в сфере травного обращения) [Текст]: учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко – Тольятти : ТГУС, 2016. – 306 с.
- Иванова, В.И. Управление ассортиментной политикой предприятия [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов экономических специальностей / В.И. Иванова. – М.: – 2012. – 214 с.
- Киселев, В.М. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли [Текст] / В.М. Киселев // Маркетинг. – 2013. – № 2. – С. 107-111.
- Корниенко, В.С. Сокращение затрат за счет оптимизации ассортимента [Текст] / В. С. Корниенко // Логистика в торговле. – 2013. – № 2. – С. 23-32.
- Кувшинов, Н.А. Формирование ассортимента при открытии магазина: маркетинговый подход [Текст] / Н. А. Кувшинов // Управление магазином. – 2014. – № 2. – С. 6-35.
- Лыгина, Н.И. Маркетинг товаров и услуг [Текст]: учебник / Н.И. Лыгина, И.Р. Ляпина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 239 с.
- Магомедов, Ш. Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия [Текст] / Ш. Ш. Магомедов // Маркетинг. – 2015. - № 1. – С. 51-60.
- Новиков, О. А. Закупка и формирование товарного ассортимента [Текст] / О. А. Новиков // Современная торговля. – 2013. - № 12. – С. 2-8.
- Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения [Текст]: учебник для вузов / М.А. Николаева. – М.: Норма, 2016. – 448 с.
- Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров [Текст]: учебник / Ф.А. Петрище – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 510 с.
- Симонова, А.П. Ассортиментная политика фирмы [Текст]: учебник / А.П. Симонова. – М.: 2014. – 165 с.
- Снегирева, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям [Текст]: учебник / В. Снегирева – СПб.: Питер, 2015. – 416 с.
- Теплов, В.И. Коммерческое товароведение [Текст]: учебник для экон. спец. вузов / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 620 с.
- Хотинская, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: [Текст]: учебное пособие / Г. И. Хотинская, Харитонова Т. В – М.: Дело и Сервис, 2014. – 257 с.