ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное - реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности, а именно осуществлять затраты в приведенной последовательности:

  1. погашение кредиторской задолженности банку;
  2. пополнение собственных оборотных средств;
  3. инвестиции в развитие производства;
  4. дивиденды. [14]

Можно выделить две основные задачи, которые должны быть решены при выборе оптимальной дивидендной политики: а) максимизация совокупного дохода акционеров; б) достаточное финансирование деятельности организации. [5, с.258]

Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики - «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.2.3).

Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Таблица 2.1.2.

Определяющий подход к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной политики

I. Консервативный подход

1. Остаточная политика дивидендных выплат

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат

II.Умеренный подход

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

4. Политика стабильного уровня дивидендов

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов

  1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что
    фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. [7, с.156]
  2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
  3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. [6, с.203-204]
  4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
  5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов, осуществляемая под девизом «никогда не снижай годовой дивиденд», предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. [14; 15]

Выплата дивидендов может рассматриваться как один из показателей, характеризующих деятельность акционерных обществ. Однако она (выплата) далеко не главная составляющая в анализе финансового состояния общества, так как не является юридической обязанностью обществ. Рассмотрим показатели, которые в полной мере отражают деятельность акционерных обществ.

2.2. Показатели, отражающие деятельность АО

Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации – анализ его финансового состояния. Финансовое состояние организаций характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. В рыночной экономике финансовое состояние организации, по сути, отражает конечные результаты ее деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников (акционеров) организации, его деловых партнеров, налоговые органы.

Результаты финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:

  • менеджерам организации и в первую очередь финансовым менеджерам. Невозможно руководить компанией, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важна оценка эффективности принимаемых решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов;
  • собственникам (в том числе акционерам). Им важно знать отдачу от вложенных в компанию средств, прибыльность компании, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов;
  • кредиторам и инвесторам. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности организации реализовать инвестиционную программу;
  • поставщикам. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных услуг и работ. [10, с.257-258]

Анализ финансового состояния организации включает этапы анализа следующих показателей:

  1. общей оценки финансового состояния организации и изменений его финансовых показателей за отчетный период;
  2. Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности организации в условиях рыночной экономики. Внешне финансовая устойчивость проявляется через платежеспособность. Компания считается платежеспособной, если имеющиеся у нее денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим организациям и предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают ее краткосрочные обязательства. Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния организации, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения и содержания экономического анализа. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность предприятия в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Экономическая сущность финансовой устойчивости компании заключается в обеспеченности его запасов и затрат источниками их формирования. [10, с.264]
  3. Кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса. В процессе взаимоотношений акционерного общества с кредитной системой, а также с другими организациями и предприятиями постоянно возникает необходимость в проведении анализа кредитоспособности. Кредитоспособность – способность компании своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам. Анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и организации, стремящиеся их получить. [10, с.267]

Ликвидность (текущая платежеспособность) - одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность компании в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства. Отсутствие денег на этих счетах не всегда означает неплатежеспособность организации, так как они могут поступить в течение ближайших дней. [8, с.276]

Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств компании ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами компании и ее активами. [10, с.267]

  1. Оборачиваемости оборотных активов. Важнейшую часть финансовых ресурсов организации представляют его оборотные активы. Они включают запасы (сырье, материалы, готовую продукцию, незавершенное производство и другие), денежные средства (средства на текущих и валютных счетах, в кассе и другие), краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, предоставленные краткосрочные займы и другие), дебиторскую задолженность (задолженность покупателей и заказчиков, дочерних и зависимых обществ, учредителей по взносам в уставный капитал, векселя по поручению и другие).

Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов и т.д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах организации. [10, с.271]

  1. Финансовые результаты организации. В условиях рыночной экономики цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает организации возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников компании, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль есть конечный результат деятельности организации. Можно произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. [10, с.273-274]
  2. Потенциальное банкротство организации. Одна из целей финансового анализа – своевременное выявление признаков банкротства компании. Банкротство связано с неплатежеспособностью организации. Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание организации неплатежеспособной, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основной такой акт – Федеральный Закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». [4]

Таким образом, дивидендная политика компании, как элемент ее финансовой политики, состоит в выборе пропорции между выплачиваемой акционерам и капитализируемой частями прибыли для достижения целей компании. Выбор типа дивидендной политики зависит, прежде всего, от стадии развития компании, ее финансового состояния, позиционирования на рынке, достигаемых целей.

Заключение

Сегодня одной из крупнейших организационно-правовых форм предпринимательства является акционерное общество. Оно привлекает наибольшее количество средств, в виде мнвестиций, в силу своих особенностей. Эта особенность заключается в следующем: в отличие от других существующих форм предпринимательства, имеющих два источника финансирования – внутренний и внешний, АО обладает еще и третьим источником – это акционерный капитал. Акционерный капитал возникает в результате продажей АО собственных ценных бумаг – акций – и привлечения денежных средств со стороны, которые становятся собственным уставным капиталом этой формы товарищества. Другими словами, привлеченные средства превращаются в собственные.

Финансы предприятий и организаций – это пятое звено финансовой системы государства, которые занимают одно из центральных мест как в формировании собственных средств предпринимателей и занятых граждан, так и централизованных финансовых фондов государства. Таким образом, Ао является важнейшим компонентом в формировании финансовой системы государства.

Это является главным преимуществом АО. Но есть и другие, которые делают такую организационную форму бизнеса наиболее атрактивной. Прежде всего, крупные АО являются «долгожителями», т.е. они могут существовать гораздо дольше, чем собственные учредители, тогда как другие товарищества ограничены в своем существовании временем жизни собственных хозяев. К преимуществам, также, относится и то, что у акционерных обществ более шировкие финансовые возможности – не считая сосбвенных, ежегодно растущих средств, они имеют доступ к крупным и долгосрочным кредитам. Кроме того, капитал АО, состоящий, в том числе и из акций, гораздо более оиквиден, т.к. ценные бумаги быстрее превращаются в деньги, чем любой другой вид основного или оборотного капитала.

В заключение можно коротко подвести итог и сказать, что:

  • АО – это организационно-правовая форма бизнеса, где объединенный капитал поделен на доли, закрепленные за каждой акцией
  • Участники АО являются носителями ограниченной ответственности, т.е. несут ответственность по обязательством в пределах суммы, внесенной за акции,
  • АО бывают двух типов – открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО), в обоих случаях срок их функционирования не ограничивается ничем,
  • Законодательно закреплены объемы УК как ОАО, так и ЗАО, порядок продажи акций и облигаций.