ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое решение об эмиссии, которое принимают акционеры, фиксируется в особом документе – Проспекте эмиссии, который в обязательном порядке проходит регистрацию в Министерстве Финансов РФ.

Важно то, что акция является бессрочным документом – может быть продана, передана в наследство, подарена, передана по «прокси» (proxy – передача акции ее владельцем другому акционеру с правом управления, но не владения). Акция легитимна на весь врок существования ее эмитента. Акционеру предоставляются следующие права:

  • Участие в управлении общества,
  • Получение прибыли в виде дивиденда,
  • Получение части имущества АО по доле, зафиксированной акциями,
  • Свободное распоряжение собственой акцией,
  • Доступ к любой информации АО.

В проспекте эмиссии оговорен тип акций, держателем которой является конкретный акционер. Именно в соответствии с типом, обыкновенным или привилегированным, определяются права акционера. Участие в голосовании, права управления и собственности, получение дивиденда, регулярность выплат части прибыли на акцию – все это зависит от типа акции. [3]

Рассмотрим тип привилегированных акций АО. Это ценные бумаги, которые, как видим из названия, обладают некоторыми преимуществами, по сравнению с обыкновенными акциями. Номинальная стоимость привилегированных акций колеблется от 15 до 25 процентов стоимости всей эмиссии и никогда не превышает четверти стоимости уставного капитала АО. Обычно они не принимают участия в голосовании, если иное не оговорено в уставе АО или в законодательстве РФ. Однако если на собрании акционеров решаются вопросы о реорганизации или ликвидации АО, то привилегированные акции голосуют. Кстати отметим, что в отличие от политических выборов, где один человек олицетворяет один голос, в голосованиях на собрании акционеров один голос олицетворяет одна акция (а не один акционер). [16]

Что касается размера УК АО. Для АО открытого типа (ОАО) минимальный УК не может превышать тысячекратной суммы минимальной заработной платы в государстве (на момент регистрации ОАО), а для АО закрытого типа (ЗАО) - не менее стократной суммы минимальной заработной платы (на момент регистрации ЗАО). [3]

В уставе акционерного общества заранее оговорены размеры дивидендов, которые будут выплачены акционеру в случае ликвидации АО. Сумма этих дивидендов в Уставе общества называется ликвидационной стоимсотью АО. Ликвидационная стоимсоть оговаривается, также, для акций привилегированных. Однако ввиду того, что ликвидация общества может наступить в весьма отдаленной перспективе (если наступит вообще), то ликвидационная стоимость определяется в твердой валюте, либо устанавливается как процент от номинальной стоимости привилегированной акции. [7, с.150]


Кроме акций АО может эмитировать и другие ценные бумаги. Важнейшей после акции ценной бумагой является облигация. Эмиссия облигаций очень важное мероприятие, поэтому решение об эмиссии принимает совет директоров АО вместе с советом наблюдателей.

К моменту регистрации АО не менее 50-ти процентов УК общества должны быть оплачены, иначе регистрация АО не производится. Оставшаяся половина оплачивается за срок не более, чем год после регистрации АО.

Акции и другие ценные бумаги общества могут быть оплачены как денежными взносами, так и другими материальными и нематериальными ценностями, как уже говорилось в предыдущей главе. Ценные бумаги, оплачиваемые деньгами, должны быть оплачены в момент их покупки и по плоной стоимости (другие случаи должны быть оговорены в Уставе АО). Если же акции или облигации оплачиваются не денежными средствами, то размер оплаты и порядок внесения средств оговаривается между учредителями общества. Оценка вносимого имущества может быть произведена аудиторами по заказу совета директоров АО с согласия Совета наблюдателей.

Важным моментом формирования финансовых средств АО является создание резервного фонда. Его размер также устанавливается в Уставе АО и накапливается путем ежегодных отчислений из прибыли общества, пока объем резервного фонда не достигнет установленного предела. Важным этот фонд является потому, что из его средств оплачиваются возможные убытки общества и акционеров (в случаях, когда АО несет убытки по объективным причинам – например, скачкообразным изменениям цен на рынке на сырье, материалы, топливо, ценные бумаги и т.д.). Для акционерных обществ открытого и закрытого типа формирование резервного капитала определено законодательством. [10, с.11; 3]

Ежегодно, после проведения собрания акционеров, принимается решение об оплате дивидендоа по каждому типу акций и его порядке. Дивиденды, также, как и взносы в УК АО или за акции, могут быть выплачены как в денежном, так и другом эквиваленте (в случаях, оговоренных заранее и зафиксированных в уставе общества). [14]

В заключение этой главы можно коротко подвести итог и сказать, что:

  • АО – это организационно-правовая форма бизнеса, где объединенный капитал поделен на доли, закрепленные за каждой акцией
  • Участники АО являются носителями ограниченной ответственности, т.е. несут ответственность по обязательством в пределах суммы, внесенной за акции,
  • АО бывают двух типов – открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО), в обоих случаях срок их функционирования не ограничивается ничем,
  • Законодательно закреплены объемы УК как ОАО, так и ЗАО, порядок продажи акций и облигаций.

Глава 2. Дивидендная политика АО

2.1. Виды дивидендной политики

Необходимость увеличения собственного капитала приводит предприятия к необходимости использования такого источника финансирования, как эмиссия акций. Этот источник является альтернативным выпуску облигаций. Выпуск (продажа) акций позволяет, как правило, привлечь больше дополнительных собственных средств, однако приводит к перераспределению прав управления предприятием, поскольку акции (обыкновенные) дают возможность их владельцам участвовать в принятии стратегических решений развития предприятий. Фактически, акции характеризуют часть имущества предприятия. Облигации же, по сути, представляют собой сделку по займу денег на стороне. Их продажа не означает передачу собственности. [7, с.151]

Дивиденд (от лат. dividendus – подлежащий разделу) – это часть чистой прибыли акционерного общества за отчетный финансовый год, распределяемая между держателями акций одной категории (типа) пропорционально числу имеющихся у них акций. [12, с.93] Выплата дивидендов не является юридической обязанностью общества. Закон об АО обязывает организации выносить вопрос о дивидендах на общее годовое собрание акционеров, на котором решение о выплате дивидендов принимается простым большинством голосов.

Не признаются дивидендами:

  1. выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
  2. выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
  3. выплаты некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. [2]

Вопросы выплаты дивидендов должны быть заранее решены руководством общества. При этом должны быть заранее проработаны все аспекты денежных выплат. Все решения по выплате дивидендов должны быть объединены в рамках такого вида финансовой политики предприятия, как дивидендная политика.

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Иными словами, дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. [9, с.412]


Дивидендная политика предприятия объединяет решения по следующим вопросам:

  • следует ли предприятию выплачивать акционерам всю чистую прибыль или ее часть в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста, т.е. каково соотношение в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов, и той части, которая реинвестируется в активы корпорации;
  • при каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять;
  • в какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль – в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций;
  • какова должна быть периодичность выплат и их абсолютная величина;
  • как строить политику выплату дивидендов в отношении не полностью оплаченных акций. [7, с.152]

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. [9, с.412]

Факторы дивидендной политики – процессы и явления, которые способны влиять на принятие решения о выплате дивидендов. В составе факторов дивидендной политики рассматриваются следующие ограничения:

  1. Правового характера (необходимы для того, чтобы защитить права кредиторов);
  2. В связи с недостаточной ликвидностью (на практике дивиденды обычно выплачиваются в денежной форме, однако у предприятия не всегда могут быть необходимые денежные средства на счете в нужный момент);
  3. В связи с расширением производства (развитие предприятия требует активного использования различных источников финансирования, поэтому экономически оправдано ограничит выплату дивидендов, а полученную прибыль реинвестировать в производство);
  4. В связи с интересами акционеров (в теории общий доход акционеров формируется из сумм полученных дивидендов и прироста курсовой стоимости акций, т.е. рассчитывая оптимальный размер дивиденда, следует оценить, как величина дивидендов повлияет на стоимость предприятия в целом;
  5. Рекламно-информационного характера (к понижению цены акции могут привести различные сбои в выплате дивидендов, отклонения от сложившейся в данной компании практики выплаты дивидендов). [15]

Классификация факторов представлена в таблице 2.1.1.:


Классификация факторов, оказывающих влияние на формирование дивидендной политики

Таблица 2.1.1.

Группа факторов

Содержание фактора

Требования законодательства:

- предписания

- ограничения

Способность организации:

- объявлять дивиденды;

- выплачивать дивиденды

Требования:

- к источникам дивидендных выплат;

- к форме дивидендных выплат.

Последовательность дивидендных событий

Требования двухсторонних соглашений и

односторонних обязательств акционерного общества

Контрактные ограничения на выплаты дивидендов. Правила листинга некоторых фондовых бирж, касающиеся дивидендов

Макроэкономические факторы

Параметры налогообложения:

- дивидендов;

- доходов от прироста дивидендов. Инфляция

Субъективные внутрифирменные факторы

Состав акционеров. Мнение руководства о прочности своего положения во главе акционерного общества

Объективные внутрифирменные факторы

Инвестиционные возможности. Структура капитала. Ликвидность

Дивидендная политика предприятия должна строиться на комплексном учете всех перечисленных факторов. Только таким образом можно одновременно удовлетворить интересы всех заинтересованных групп: менеджеров, работников и собственников предприятия. [15]

При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «Курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций общества даже без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. [5, с.262]

Процесс формирования дивидендной политики акционерного общества составляют следующие основные этапы:

  • учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики;
  • выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации;
  • разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;
  • определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;
  • определение форм выплаты дивидендов;
  • оценка эффективности дивидендной политики. [14]