Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования состоит в том, что территориальная организация общества является результатом его развития. Вначале люди жили по признаку родства. Затем при переходе к скотоводству, земледелию территориальная организация стала более выраженной. С зарождением союза общин и городов территориальное деление стало исходным пунктом не только местного самоуправления, но и государства в целом.

Местное самоуправление обладает таким важным природным свойством, как общинность, которая проявляется в том, что местное самоуправление имеет отчетливо выраженную территориальность. Оно осуществляется только там, где реально проживают люди, т.е. в селах, деревнях, поселках и городах до определенной величины.

Социальный характер российского государства выражается во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. В настоящее время наблюдается растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимателей участвовать в различных формах политической и социально-экономической жизни страны. Такую гражданскую активность необходимо поддерживать в первую очередь в муниципалитетах, создавая реальную возможность для участия граждан в управлении своим двором, кварталом, поселком или городом, в решении повседневных вопросов местного значения, которые в конечном счете определяют качество жизни человека.

Являясь наиболее приближенной к населению, местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог «дотянуться до нее рукой», а потому важнейшей задачей сегодня является уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Цель настоящей работы - рассмотрение особенностей становления, современного состояния местного самоуправления в России, а также перспектив его развития.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

- определяется понятие и сущность местного самоуправления;

- рассматривается реформа местного самоуправления в России;

- выделяются особенности территориальной организации местного самоуправления в РФ;

- рассматриваются модели изменения границ и реорганизации муниципальных образований;

- анализируются проблемы развития территориальных форм местного самоуправления.

Объектом исследования является местное самоуправление.


Предметом данной работы являются организационные основы, тенденции становления и развития местного самоуправления в России.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: АТ.М. Бялкина, В.И. Васильев, В.Ю. Войтович, М.А. Мирзаев и ряда других.

Методология темы исследования состоит из следующих методов познания: общенаучный диалектический метод познания; исторический, системный, конкретно-социологических исследований, функционального анализа, прочие методы научного познания.

Практическая значимость заключается в том, что сделанные в настоящей работе выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании местного самоуправления.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность и тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации

1.1. Понятие и нормативные основы местного самоуправления

Термин «местное самоуправление» в отечественной науке не имеет единого толкования, которое разделяли бы все ученые.

Существует несколько традиционных подходов к определению сущности местного самоуправления.[1] По мнению одних ученых, в основе этого определения лежит общественное, самоуправленческое независимое начало. Другая группа ученых настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного механизма. Существует мнение, что местное самоуправление сочетает в себе как государственные, так и общественные черты, являясь самостоятельным уровнем публичной власти.[2]

Местное самоуправление целесообразно рассматривать как низовой уровень публичной власти в государстве. При реализации своих полномочий оно не должно нарушать определенные законом рамки, его функционирование не вправе противоречить государственной власти.

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».[3]


Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.[4] восприняла положения Европейской хартии 1985 г. и хотя не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на местное самоуправление и признала его одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.).

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[5], местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Европейская хартия местного самоуправления закрепляет, что именно на местном уровне непосредственно может быть обеспечено участие граждан в управлении государством.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации признается народ (источник власти един). Формы реализации власти различны. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение создает предпосылку для противопоставления государственной и муниципальной власти, государства и местного самоуправления. В действительности ст. 12 Основного Закона говорит об относительном организационном обособлении местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления состоят по преимуществу или полностью из депутатов, для которых эта работа «на общественных началах». Объем вопросов, которые решаются посредством прямой демократии, у местного самоуправления выше, чем у органов государственной власти. Иначе говоря, возможности прямого воздействия населения на местные дела значительно весомее, чем на государственные дела. Следует признать муниципальную власть самой близкой к населению.

Самостоятельность местного самоуправления, проявляющаяся в вопросах определения структуры его органов, служит не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов власти в дела местного самоуправления, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней - на основе баланса интересов - межуровневого взаимодействия.[6]


Органы государственной власти призваны оказывать на местное самоуправление регулирующее воздействие, в частности путем определения основных, принципиальных параметров организационного устройства муниципальной власти и взаимосвязей между ее элементами, обусловленных конституционно-правовой природой местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием местного самоуправления конституционных целей развития Российской Федерации; в свою очередь, права и обязанности местного самоуправления, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней законам и иным нормативным правовым актам.[7]

Исходя из этого, структура органов местного самоуправления должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках установленных федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п.

Соответственно, законодатель, определяя на основе баланса конституционных ценностей и общенациональных интересов наиболее эффективный в конкретных исторических условиях организационно-правовой механизм достижения конституционных целей с участием всех уровней публичной власти, вправе не только выбирать оптимальные, на его взгляд, на данном этапе варианты (способы) формирования органов местного самоуправления, но и осуществлять разграничение относящихся к установлению общих принципов организации местного самоуправления полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в последние годы принимаются решения по повышению эффективности местного самоуправления. Их можно разделить на несколько блоков:

а) совершенствование вопросов территориальной организации местного самоуправления,

б) оптимизация разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между уровнями власти, недостаточно.[8]

Устойчивые темпы экономического роста, модернизация экономики, могут быть достигнуты только с активным участием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Органы местного самоуправления должны иметь больше полномочий по формированию инвестиционного климата и решения социально-экономических вопросов на местных территориях. Поэтому им необходимы соответствующие публично-властные полномочия и финансовая база.


Представляется необходимой конкретизация не только технических, но и институциональных и ценностных (идеологических) критериев для разработки механизма эффективной адаптации бюджетного регулирования к условиям экономической самостоятельности муниципальных образований.[9] Иначе может вполне оказаться и так, что муниципальные образования в условиях экономической самостоятельности начнут раскручивать новые источники и технологии пополнения своих бюджетов за счет и в ущерб населению.

1.2. Становление и развитие местного самоуправления в России

Исторический опыт государственно организованного устройства человеческого общества показывает возможность существования трех основных моделей соотношения публично-властной организации людей на местном территориальном уровне (поселение, объединение поселений) и на государственном уровне в целом:

1) определенная организационно-функциональная самостоятельность по отношению к государственно-властной системе;

2) жесткое вплетение в систему государственной власти в качестве ее низового звена;

3) сбалансированное сочетание самоуправленческих и государственно-властных тачал в том или ином виде.[10]

С эпохи правления царя-реформатора Петра I в России попеременно, а то и одновременно, наблюдаются все три модели соотношения организации публичной власти на местах и государственной власти в целом при очевидном доминировании огосударствления местной власти. Причем периоды концептуального утверждения и правового закрепления организационно-функциональной самостоятельности управления населения местными делами под собственную ответственность через непродолжительное время сменялись привычной для России централизацией государственной власти сверху донизу.

«Европеизация» Петром I России в начале XVIII в. и последующие социально-политические изменения при его приемниках на основе сочетания российской самобытности с самодержавием и крепостническим общественным укладом и опыта развитых на то время европейских стран постепенно формировали «гибридную» модель публичного управления на местном (поселенческом, уездном) уровне. При этом преобладало централизованное государственное управление со строгой иерархической соподчиненностью социальных групп и государственно-управленческих звеньев.