Файл: История права интеллектуальной собственности в России и за рубежом в РФ.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
Привилегия прежде всего предоставлялась издателю, обеспечивая ему выгоду, но иногда приносила пользу и автору. Так, например, драматург Рабле получил личную привилегию, которой он мог воспользоваться либо продать ее издателю, либо уступить ее на время. Известно, что, например, драматург Ронсар уступил свою привилегию на 8 лет.
Таким образом, предоставляемые привилегии касались исключительных, имущественных авторских прав, в частности права распространять экземпляры произведения; о личных неимущественных правах, именуемых в современном французском авторском праве моральными правами автора, речи не шло и не существовало защиты от плагиата, наоборот многие авторы активно заимствовали чужие фрагменты и сюжеты, к примеру, этим «славился» Мольер.
На следующем этапе развития, в XVIII столетии авторское право Франции претерпело существенные изменения: вышеприведенный порядок стал предметом критики, тогда как заинтересованность в интеллектуальной деятельности человека возросла. В частности, авторы литературных произведений вступали все чаще в противоречие с издателями и исполнителями. Проявляли недовольство, в частности, провинциальные издатели, так как они были вовсе лишены привилегий, в отличие от столичных парижских. Кроме того, получили распространение случаи нерегламентированного возобновления привилегий. В свою очередь авторов не устраивало положение законодательства о случаях становления произведений достоянием общественности. Всс больше укреплялась идея, отражавшая одновременно настроение авторов и издателей, которым первые уступали свои права. А именно, общественное мнение того времени исходило из постулата: из всех видов собственности интеллектуальная собственность автора на его произведение является наиболее справедливой и священной. Несколько публикаций и судебных решений, принятых в этом контексте оказали также существенное влияние на общественное мнение; среди них (в период правления Людовика XVI) судебное постановление Королевского совета 1777 г. по вопросам литературы, а затем и по вопросам театра в 1780 г., направленные на регламентацию этой области отношений. Но содержащиеся в них механизмы регулирования авторских отношений окончательно не устранили спорные ситуации. Таким образом, вопросы взаимоотношений в области авторских прав стали решаться на нормативно- правовом уровне, хотя круг охраняемых объектов был узок, в частности не была обеспечена охрана правам авторов художественных произведений.
Законодательство революционного периода уже в большей мере отвечало общественным настроениям, подчиняясь двум новым задачам радикального обновления права в целом, и авторского, в частности. Они, по сути, сводились к тому, что, во-первых, идея свободы не совместима с режимом предварительного разрешения. С другой стороны, побеждала и идея унификации законодательства, вместо не отвечавшего требованиям времени института привилегий, связанного с сословным делением общества, поскольку была осознана необходимость появления правил применимых равным образом ко всем субъектам, общеобязательных, способных, в частности, регулировать и авторские отношения.
Начиная с 1791 года, об интеллектуальной собственности стали заявлять во всеуслышание. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь собственность провозглашалась как «священная и неприкосновенная» уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.13. Следует отметить, что в данный период право интеллектуальной собственности понималось в контексте права собственности как такового. В узком смысле, интеллектуальная собственность понималась как «самая святая, самая законная, самая неоспоримая и самая личная собственность», «преумножение которой не может нанести ущерба ни республиканскому равенству, ни свободе». Решения Национальной ассамблеи 4 августа 1789 г. были нацелены покончить разом со всеми привилегиями, но на практике в области книжного дела привилегии предоставлялись по меньшей мере до конца февраля 1790 г. Впоследствии вопрос был урегулирован решениями Учредительного собрания, а затем Национального республиканского Конвента. Роль законодательных органов революционного периода в развитии авторского права была велика. «В 1790 г. учредительное собрание постановило выработать единый Гражданский Кодекс, распространяющийся на всю Францию», и выработанный в 1800 г. комиссией (Троншс, Биго-де-Преаменэ, Порталис, Маллевиль) проект был принят Законодательным корпусом 21 марта 1804 г.. Кодекс, сыгравший важную роль в развитии французского гражданского права, подробно регламентировал вопросы«различия имущсств» и собственности. Было принято три основополагающих нормативно-правовых акта (а именно, декрета в соответствии с терминологией той эпохи) в области интеллектуальной собственности: закон от 31 декабря 1790 года о патентах на изобретения; закон от 13 и 19 января 1791 года о праве публичного представления театральных произведений и закон от 19 и 24 июля 1793 года о праве воспроизведения произведений литературы и искусства, наиболее интересный для целей данной работы, так как им был выделен такой объект. Первый из указанных законов касался промышленных объектов интеллектуальной собственности, второй - драматических произведений. Декрет от 31 декабря 1790 г. копировал соответствующее законодательство, принятое ранее в Англии, новацией которого было признание произведения собственностью его автора. Изобретатель получал патент на изобретение без предварительной экспертизы, но на возмездном основании, то есть он уплачивал таксу по своему выбору от 300-1500 ливров в зависимости от срока действия патента (на 5 или 15 лет). По истечении этого срока результат интеллектуальной деятельности автора становился общественным достоянием. В отношении драматических произведений действовал Декрет от 13 января 1791 г., разработанный Шапелье (участвовавшим в установлении запрета объединения в экономической области). Этим актом провозглашалась свобода создания театров. Поскольку в последующие годы открылись многие театры, оказалось своевременным введение этой нормы. Декрет давал также право осуществлять постановку театральных пьес посредством простого заявления в муниципалитет при получении письменного согласия на это автора, так как по общему правилу право постановки театрального произведения было закреплено именно за автором и его наследниками (на период до 5 лет после его смерти).
Эти нормативные акты отражали главные правовые идеи Революции - свободы и равенства личности. Привилегии были упразднены, свобода предпринимательства стала одним из основных правовых принципов. В основу законодательства в сфере патентов и авторских прав было заложено положение о том, что авторское право признавалось за автором априори без соблюдения каких-либо формальностей, а патенты предоставлялись административными органами на основании личного заявления изобретателя. Споры по поводу авторских прав рассматривались в судебном порядке, причем автор литературного произведения был вправе предъявить иск в случае плагиата лишь при условии, что два экземпляра его произведения ранее были переданы на хранение в Национальную библиотеку.
Принятое в ту эпоху законодательство в области авторских прав, регулировавшее вопросы литературной, научной и художественной собственности, продолжало действовать во Франции с незначительными изменениями вплоть до 1957 года.
Таким образом, более полутора веков во Франции действовали законы 1791-93 гг. Их лаконичность, абстрактность формулировок позволили применять их для решения очередных юридических проблем вплоть до появления новых технических средств воспроизведения и распространения произведений литературы и искусства. Тогда возникла необходимость приведения законодательства в области авторского права в соответствие с новыми техническими достижениями, такими как фотография, кино, граммофонные пластинки, магнитофон, телевидение, расширившими видовой состав объектов авторского права. Эту задачу решил знаменитый закон от 11 марта 1957 года, ставший основой современного французского законодательства в области авторского права, в частности Кодекса интеллектуальной собственности от 1 июля 1992 г.36. Очевидно, что законодательство эпохи Революции регулировало в целом лишь вопросы собственности, то есть, сугубо материального «денежного» ее свойства (предоставление автором права на показ театрального произведения за фиксированную долю от прибыли, получаемой устроителем спектаклей; передача прав на рукопись издателю при установлении процента автора от прибыли с тиражей), юридическая же наука и законодательство XIX и первой половины XX веков совершила принципиальный поворот, придя к признанию морального права автора.
§2.2 Развитие интеллектуальной собственности в Германии.
Немецкая терминология авторского права стала активно развиваться с середины XIX века. Сфера ее деятельности распространяется на произведения науки, литературы, искусства, существующие в какой-либо форме. Появление авторского права является результатом длительного исторического развития.
Придерживаясь точки зрения Л.Б. Ткачевой, отметим, что многие лингвистические проблемы терминологии невозможно решить без обращения к истории становления и развития соответствующей области знаний. Рассмотрим последовательно исторические аспекты возникновения терминологии авторского права.
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе ученые рассматривают историю авторского права начиная с XV века, т.е. с момента изобретения книгопечатания. Известно, что идеи, предвосхитившие авторское право, возникли еще в древности. Поэтому факт существования авторского права в античный период остается одним из дискуссионных. По мнению одних историков Мари-Клод, Михаелидес-Нуарос, существует свидетельство того, что уже 2300 лет назад в Афинской республике особо выделялось право на защиту целостности произведения и запрещалось подвергать его изменениям. В 330 г. до н.э. был принят закон, в соответствии с которым оригиналы произведений крупных классиков подлежали хранению в официальном архиве. Известны примеры использования авторского права в древности, касающиеся периодов расцвета в Древней Греции и Риме. Теория Мари-Клод Док сводится к тому, что «право авторов в области литературной собственности существовало всегда, но не было с абсолютной ясностью законодательно оформлено. Согласно этой теории авторские права признавались совершенно определенно. Существуют и другие теории. Так, например, французский юрист Оланье отмечает, что за античными авторами нет каких-либо прав, а вышеупомянутые факты лишь свидетельствуют о единичных случаях проявления суверенной власти правителя.
Из отечественных специалистов эту точку зрения разделяет О.А. Пронина, высказывая мнение о том, что, несмотря на многочисленные произведения античных поэтов и философов, в которых плагиат всячески порицался, а также, несмотря на законодательные акты, в частности, закон Фабия, предусматривавший наказание за совершение деликта, именуемого plagium, настоящая история авторского права начинается на самом деле в XIX веке. Этой же точки зрения придерживается Ю.А. Громов, рассматривая авторское право на литературные, музыкальные и художественные произведения как исключительное право автора издавать и, вообще, размножать, распространять свои сочинения всеми возможными средствами установилось в законодательствах разных стран в новое и новейшее время. Хотя многие правовые институты гражданского права древних римлян достигли высокого развития, они не относились к авторскому праву, несмотря на высочайшие примеры имен выдающихся поэтов и философов. Не было еще соответствующей объективной потребности: круг грамотных людей, способных приобрести печатные произведения, а значит, и читателей, был довольно узок, и небольшого числа переписчиков книг было достаточно для удовлетворения интеллектуальных потребностей образованной части общества.
Принимая во внимания различные точки зрения, будем придерживаться того мнения, что период античности и средних веков относится к предыстории авторского права, которое как таковое еще не существовало, и назовем этот период донаучным, а появившиеся термины по определению С.В. Гринёва прототерминами.
В Германии в античный период и средние века деятели искусств пользовались особым положением: им содействовали меценаты и князья, они организовывались в ремесленные цеха и поддерживались материально. Переработка произведений различными авторами была обычным явлением. Однако уже тогда плагиат резко порицался. Авторы не были законодательно защищены и боялись искажения своих произведений при размножении путем переписки. Если автор не хотел никаких изменений в своем произведении, то ему оставалось лишь довольствоваться книжным ругательством.
Изобретение книгопечатания Гуттенбергом (около 1440 г.) послужило основой для возникновения в Германии законодательства об охране интеллектуального труда. Книгопечатание обеспечивало прекрасное качество печати. Это открытие ознаменовало конец эпохи рукописных книг, которая длилась двадцать столетий (с V в. до н.э. до XV в. н.э.). В то время авторы не имели никаких «авторских прав». Автор мог лишь гордиться, если его произведение не только печаталось, но и издатель или печатник ему что-нибудь платили за рукопись. Часто случалось, что первый набор мог печататься другими печатниками, т.е. появлялись копии уже выпущенных в свет произведений. Отметим, что переиздателю незаконной продукции приходилось предлагать ее дешевле, так как издания были низкого качества или даже с умышленно измененным авторским текстом. Для того, чтобы противиться беспределу контрафакции, издатели упросили властей запретить на время перепечатку, а чтобы оградить издателей от незаконной перепечатки власти наделили издателей особыми правами, по которым распечатка ограничивалась определенным сроком. С введением особых прав интересы издателей и властей в большинстве случаев совпадали. Книги порой содержали опасные мысли о несовершенстве государственного правления, о примитивности религиозных догматов, что представляло угрозу для государства и церкви. Государство оказалось заинтересованным в принятии законов, которые вводили цензуру издаваемых книг и выдаче привилегий, тогда книга казалась не опасной для церкви и государства. Власти пытались распространить через печать свое влияние на подвластных территориях, но в Германии это не особо удавалось. Иногда издатели игнорировали кайзеровские привилегии для того, чтобы получить больше выгоды и приобрести дешевую литературу. Так, идеи эпохи Просвещения в Германии распространялись большей частью через незаконную перепечатку.