Файл: История права интеллектуальной собственности в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

По истечению времени и смены эпох, у людей появлялись новые интересы в социальной сфере, тем самым усложнились общественные отношения. Большое значение имеют результаты интеллектуальной деятельности, которые появляются благодаря умственной, мыслительной деятельности человека, в связи с особенностями специфики деятельности, её охрана имеет особое значение.

В начале пути развития деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью, регулирование продолжалось по уже установившемуся законодательству, в следствии чего юридическая наука и законодатель приходят к выводу, что особый предмет данного регулирования требует отдельный раздел в праве. Все, это произошло в следствии развития, зарождения и становления рада интеллектуальной собственности.

Изучив и выявив черты исторического развития права интеллектуальной собственности, позволит нам увидеть прогрессивные правовые идеи, установившееся по настоящее время.

Глава 1. Зарождение права интеллектуальной собственности.

§1.1. Развитие права интеллектуальной собственности в России.

Труды интеллектуальной деятельности человека начали зарождаться много десятков лет назад. Данный вид деятельности, на тот момент, не требовал правового регулирования. Это потребовалось только тогда, когда стали возникать казусные ситуации по поводу трудов интеллектуальной деятельности. С развитием интеллектуальной деятельности образуется право интеллектуальной собственности, а также необходимость в её юридическом урегулировании. Такие институты права интеллектуальной собственности, как авторское и патентное право, возникли один из самых первых и сохранились до сегодняшнего дня. Одним из самых древних является институт авторского права.

До настоявшего дня дошло интересное высказывание римского поэта Марциала(ок. 40-1—4 н.э): «Слух идет, Фидентин, будто ты, читая мои стихи, выдаешь их за свои; если ты хочешь оставить их за мной, я пришлю тебе даром; если же ты хочешь, чтобы они были твоими, купи их – они уже не будут моими». Отсюда мы видим, что поэт готов бесплатно передать свои стихи, но при условии, что за ним будет сохранено авторское право или же за деньги отказаться от него, данная ситуация совершенно не мыслима с современными нормами авторского права.


Авторское право в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующие отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства, осуществления и защиты интеллектуальных прав на данные объекты. Под авторскими правами в субъективном смысле понимаются признаваемые в соответствии с законом интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.[1]

В настоящее время, сфера авторских прав разнообразна. В сфере искусства -это произведения живописи, дизайна, скульптуры и многое другое. В сфере шоу-бизнеса это киноиндустрия, разлитые телевизионные проекты, индустрия моды. В сфере журналистики это газеты, журналы. Одной из более важной сферой, на мой взгляд, является научная, которая требует особой правовой охраны.

Это не исчерпывающий список сфер авторских прав. Это объяснимо тем, что человеку свойственно творить, изобретать что то новое, двигаться вперёд, а это требует правовой охраны, которая необходима не только с духовной стороны, но ещё и с коммерческой. Необходимость в охране авторских прав существовала ещё задолго до нашего дня, а именно с начала становления правовой природы авторских прав.

Историческое становление законодательства авторского права это аспекты развития законодательства авторского права разных этапах. С точки зрения юридической науки наиболее интересны аспекты становления юридической концепции авторского права.

Развитие законодательной базы авторского права принято считать с началом развития книгопечатания. В России правовая охрана авторского права отсутствовала до 1828 года. Такое отсутствие обуславливалось тем, что книгоиздательство и книготорговля, развитие которого происходило существенно медленнее чем на западе, а также тем, что отсутствовала необходимость гарантии авторам от произвольных перепечаток, так как в России это практиковалось очень редко. Но все-таки понятие авторского права существовало. Благодаря фактам из биографии А.С Пушкина, мы можем представить практику авторского права. Итак, авторское право, в начале 1820 годов, воспринималось как право на издание литературных произведений, а именно, издание экземпляров, продажа этих экземпляров, в связи с чем чувствовалась имущественная ценность такого права. Содержание договора о предоставлении исключительных авторских прав угадывалось на интуитивном уровне.

В 1828 году появились первые нормы в авторском праве. Был введен Цензурный устав в составе пяти статей, которые позже были усовершенствованы в особое Высочайшее утвержденное положение о правах Сочинителей. В 1830 все перечисленные нормы были преобразованы в Особое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое после было отнесено к Уставу о предупреждении и пресечении преступлений в XIV Свода законов. Но на это преобразования не остановились и уже в 1842 году нормы правы были изложены в Цензурный устав. Только по истечению достаточного промежутка времени, нормы об авторском праве были отнесены в Свод законов гражданских и образовали второе примечание к 420 статье, которая, в свою очередь, раскрыла положения права собственности.


В системе авторского права существовали пробелы, которые долгое время давали о себе знать, рассмотрение каждого спорного дела заканчивалось тем, что вносили изменения в существующий, на тот момент, закон. Рассмотрев практику того времени мы можем это увидеть. В 1856 году, после смерти А.С Пушкина, к императору обратилась жена поэта с просьбой о персональной привилегии, которая бы позволила продолжение исключительного права на печатание сочинений А.С Пушкина для двух сыновей до конца их жизни. В то время был установлен срок исключительного права, который составлял 25-30 лет после смерти автора . Требования о персональной привилегии не была удовлетворена, но благодаря результатом ее рассмотрения, был введен новый срок, составивший 50 лет, после смерти автора. Содержание свое норма отражала в Высочайшем утвержденным мнением Государственного совета, от 15 апреля 1857 года.

В России до 1911 года действовало Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей.

В 1911 году, решением Государственного совета принимается новый закон: «Положение об авторском праве». Решение о его введении было принято еще в 1897 году, но подготовка закона затянулось на 13 лет. Положения об авторском праве сыграли большую роль в развитии авторского права, ввелось такое понятие, как «исключительные права». Закон включал в себя общую часть, которая состояла из ключевых понятий – объекты авторского права и их охрана, срок действия авторского права, защита нарушенных прав. Также закон включал отдельные главы посвященные музыкальным, литературным, художественные произведениям. В особой же части закона, трактовались порядок и условия издательского договора. Ряд статей были весьма прогрессирующие, так например, в статье 30 впервые были введены положения о праве автора на перевод их собственных произведений, срок действия данного положения составлял 10 лет со момента издания этого произведения.

Октябрьская революция 1917 года сыграла огромную роль в развитии авторского права. Существовавший закон 1911 года был полностью упразднен, а вместо него был введен Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве». Данный декрет давал право комиссии объявлять государственную монополию на срок не более пяти лет на издаваемое произведение. Такие произведения переходили в общественную область из частной. Государственная монополия продолжала свое распространение и уже 26 ноября 1918 года Декретом Совета народных комиссаров «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» позволило признавать достоянием РСФСР любые произведения- издавшие и не издавшие, живых авторов или мертвых. Не признавались права наследников, умерших авторов, но было гарантировано содержание в размере прожиточного минимума. Во времена «военного коммунизма» авторское право было полностью изменено.


Дальнейшее развитие авторского права связано с введением закона РСФСР «Об авторском праве от 8 октября 1928 года. Данный закон включал в себя нормы, позволяющие правительству, в принудительном порядке, выкупать авторское право на произведения, хотя и являлось исключительной мерой и практически не применялась. Касаясь большинства произведений, созданными авторами, закон предусматривал исключительное право, как пожизненное право автора. Однако нормы закона содержали широкий перечень обстоятельств свободного пользования созданных произведений. Например, перевод произведений на другой язык, не считалось нарушением авторского права, допускалось пользование чужими опубликованными произведениями за выплату гонорара автору. Закон об авторском праве, полностью соответствовал канонам того времени. Данные нормы глобально рознились с правами участников Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения 1886 года, но для периода «военного коммунизма» это было актуально и востребовано.

Следующий этап развития авторского права, колоссально изменил нормы, существовавшего на тот периода законодательства об авторском праве. Во времена 60-х годов происходила систематизация законодательства, и в связи с чем, было решено включить нормы об авторском права в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства ССР и союзных республик. Ранее действующее законодательство об авторском праве было кардинально изменено. Изменения эти касались расширения прав автора, защита интересов автора в отношений организаций, которые использовали их интеллектуальные труды, а так же был сокращен перечень, касающийся изъятия авторского права. Советский союз в 1973 год стал участником Всемирной(Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года. С участием в данной конвенции в советском праве были закреплены права автора на перевод созданного им произведения, расширился перечень субъектов авторского права, а также увеличился срок действия авторского права после смерти автора до 25 лет. Все изменения сказались положительно для ученых и творческих лиц. В конце 70-х годов стал вопрос о необходимости сближения советского авторского права и права западных стран. В связи с этим, специалистами предлагалось принять нормы авторского права в соответствии с требованиями международных конвенций. Правительство СССР было готово подписать Бернскую конвенцию и Парижскую редакцию Женевской конвенции. В связи с этим 31 мая 1991 года Верховным Советом СССР был принят раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Основы гражданского законодательства 1991 года продлили срок действия авторского права после смерти автора до 50 лет, а также было введено понятие «смежных прав» и их правовая охрана. В законную силу Основы гражданского законодательства должны были вступить с 1 января 1992 года, но из-за распада Советского Союза это не произошло. Некоторые бывшие субъекты СССР приняли Основы гражданского законодательства в своем государстве. В августе 1992 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года вступили в силу Основы гражданского законодательства. Помимо основных норм, правоотношения в авторском праве стали регулироваться отдельными законодательными актами. Первый закон был принят 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», который вступил в силу 20 октября 1992 года. В связи с вступлением в силу закона «Об авторском и смежном праве» раздел V Основ гражданского законодательства 1991 года был упразднен.


Наряду с авторским правом возникала необходимость развития патентного права. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.[2]

В России патентное право зарождалось и формировалось по тем же шагам развития, что и в европейских странах. Первый патентный закон был принят 17 июня 1812 года и носил название: «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремёслах». Закон устанавливал выдачу привилегий на собственные и заграничные изобретения. Данные привилегии выдавались министром внутренних дел, но привилегия могла быть оспорена в судебном порядке по основаниям не новизны изобретения. Взымалась госпошлина за выдачу привилегий в сумме 300, 500 и 1500 рублей. Изначально, по инициативе изобретателя, была введена публикация описания изобретения, которая в 1814 году стала обязательной.

Со временем закон был реформирован. В 1833 году были введены изменения, которые были связаны с предварительным исследованием изобретений, обладателям привилегий запрещалось переступать привидении акционерным компаниям, а также возлагалась обязанность на владельца привилегий использовать изобретение. Изобретения связанные с незначительными открытиями, изобретения, которые могли нанести вред обществу и государственному бюджеты, а также изобретения связанные с обороной, привилегии не выдавались.

С середины XIX века, в России стала развиваться промышленность и возникла необходимость в их правовом регулировании. 11 июля 1864 года вводится закон, который называется «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели». Нормы закона давали возможность создателю моделей, зафиксировать за собой на сорок от 1 года до 10 лет, исключительное право на пользование ими.

В период «военного коммунизма» все изобретения переходили в достояние РСФСР, кроме изобретений связанных с областью обороны и других более значимых для государства. Данные положения регулировались Декретом от 30 июня 1919 года. Но такое понятие, как «изобретение» в декрете не трактовалось, но нормы закона рассказывали, что им может быть только полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.[3]

В связи с войнами первой мировой и гражданской возникла необходимость восстановления хозяйства, что после послужило переход к новой экономической политике. В ходе новой политике, в России вновь вернулись нормы защиты и охраны прав изобретателей. 12 сентября 1924 года ЦИК СССР принимает Положение о патентах на изобретение. Данный нормативный акт, был максимально приближён к стандартам развития иностранных норм связанных с патентными законами. Наряду с Законом о патентах, 12 октября того же года принимается, постановлением ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах(рисунках и моделях)». Закон включал в себя перечень промышленных образцов.